МБОУ Избердеевская сош
Имени Героя Советского Союза В.В.Кораблина
Петровского района Тамбовской области
УРОК – ПРАКТИКУМ
«Ландшафтный дизайн.
Компьютерная программа 3D GARDEN
(Наш сад 10)»
подготовила Орлова Татьяна Алексеевна,
учитель технологии.
село Петровское, 2018
Тема урока: «Ландшафтный дизайн. Компьютерная программа 3D GARDEN (Наш сад 10)»
Цель урока: познакомить с историей возникновения и развития ландшафтного дизайна, уметь применять полученные знания в практической работе.
Задачи урока:
- образовательные: создать условия для формирования у учащихся понятий о зеленых насаждениях, их свойствах и видах, об использовании растений для благоустройства и озеленения территории, способствовать актуализации жизненного опыта учащихся, разработать оформление своего садового участка (палисадника);
- развивающие: способствовать развитию образовательной, информационной, социальной, поликультурной, коммуникативной компетентностей учащихся;
- воспитательные: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе, способствовать формированию эстетического вкуса;
- профориентационные: способствовать формированию знаний необходимых для профессий отрасли сельского хозяйства- растениеводства и для профессий в области ландшафтного дизайна.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база: кабинет технологии, проектор, экран, ноутбук, компьютерная программа «Наш сад».
2. Зрительный ряд: показ презентации, фотографии с изображением шедевров ландшафтного дизайна.
Методы обучения: рассказ, наглядный (презентация), творческая групповая работа, творческая индивидуальная работа, выставка творческих работ учащихся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.
Межпредметные и внутрипредметные связи:технология, экология, география, информатика.
Тип урока: комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и применения знаний на практике.
Ход урока:
1. Организационный момент:
• Приветствие.
• Проверка готовности учащихся к уроку.
• Настраивание учащихся на работу.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель. Урок начинает с вводной беседы об истории возникновения и развития ландшафтного дизайна. Ландшафтный дизайн – это природно-территориальный комплекс, созданный в результате целенаправленной деятельности человека. Ландшафтный дизайн – это направление в современном дизайне, которое ранее называлось садово-парковым искусством. Садово-парковое искусство (англ. Dardning,lanscapearchecture, фран. artdejardin, нем. gartenkunst) – искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. Садово-парковое искусство использует для организации пространства живой, изменчивый материал, объединяя природу и художественное творчество. Подбор растений для разных климатических условий, размещение и группировка их сочетается с архитектурными сооружениями, водоёмами, дорогами, скульптурой.
Истоки садового искусства уходят корнями далеко в историю веков. Сады оформлялись до нашей эры уже в Древнем Египте, Греции, Риме при храмах, дворцах правителей и знати на высоких террасах, вокруг колоннад, беседок, при водоёмах и фонтанах. В средние века садово-парковое искусство расцветало в странах Востока и центральной Азии: плодовые и цветочные сады с сетью каналов и многоярусных газонов, с подстриженными деревьями, зеленью и изразцовыми бассейнами. Особенно поражают японские миниатюрные сады с карликовыми деревьями, причудливыми очертаниями водоёмов и пешеходных дорожек, с использованием песка, мха, камней и ярких цветочных акцентов. Эпоха Просвещения позволила отказаться от средневековых церковных догм и запретов и создать новую культуру и новое искусство. В 17 веке французские парки со строгой геометрической планировкой, размещённые на плоской поверхности или пологом склоне: зелёные партеры, бассейны, боскеты, скульптура, аллеи, расходящиеся лучами от дворца, создавали величественное зрелище Версаля (архитектор А. Ленотр). В 18 веке выделялись английские пейзажные парки, отличавшиеся свободной планировкой и использовавшие лужайки, озёра, реки, тропинки и группы деревьев. Архитекторы Ч. Бриджмен, У Кент дополняли парки романтическими руинами и имитациями сельских построек. В России расцвет садово-паркового искусства приходится на 18-19 век и связан с оформлением русских усадеб, парков в Петергофе, Царском селе, Павловске, в Кускове и Архангельском. В 19-20 вв. возникают новые виды городских парков: спортивные, выставочные, луна-парки, зоны отдыха, концертные площадки, детские игровые площадки, мини-парки в деловой зоне. Время потребовало создание проектного озеленения современных городов, соединяя архитектуру, скульптуру, садоводство в ландшафтный дизайн.
Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем, пакетов с орехами, запасов различной крупы. Пропал и запах пряностей, которые хранились в нем. Нет больших деревянных шкафов, в которых хранилась одежда из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги, бумага? Их тоже делают из древесины.
Но это еще не самое страшное. Что было бы, если вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить - воздуха, кислорода? Ведь именно растения вырабатывают кислород, и благодаря ним вокруг планеты образовалась атмосфера - воздушная оболочка, без которой невозможна жизнь.
3. Тема урока:
Учитель: Ребята, я попрошу вас озвучить тему нашего урока.
Учащиеся называют тему урока «Ландшафтный дизайн. Компьютерная программа 3D GARDEN (Наш сад 10)», делают записи определения ландшафтного дизайна в рабочих тетрадях.
4. Знакомство с компьютерной программой3D GARDEN (Наш сад 10).
5. Определение задач для учащихся на урок.
Учитель: Сегодня на уроке
вы узнаете:
- что такое зелёные насаждения;
- какими свойствами обладают зелёные насаждения;
- ознакомитесь с защитными и декоративными насаждениями;
- познакомитесь с понятием «ландшафтный дизайн», компьютерной программой 3D GARDEN (Наш сад 10).
вы выполните:
- план - разработку и оформление своего садового участка (палисадника);
- анализ плана озеленения участка.
6. Актуализация знаний учащихся.
Учитель задает вопросы:
- Как вы думаете, что такое «зеленые насаждения»?
- Какие виды зеленых насаждений вы знаете?
- Какие свойства зеленых насаждений важны для человека?
7. Изучение нового материала.
Зелёные насаждения — совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определённой территории.
Зеленные насаждения для современного человека играют важную роль, так как их результаты непосредственно влияют на эмоциональное состояние и здоровье.
Этому способствуют следующие свойства зелёных насаждений:
• поглощение углекислого газа и выделение кислорода в ходе фотосинтеза;
• понижение температуры воздуха за счёт испарения влаги;
• снижение уровня шума;
• снижение уровня загрязнения воздуха пылью и газами;
• защита от ветров;
• выделение растениями фитонцидов - летучих веществ, убивающих болезнетворные микробы;
• положительное влияние на нервную систему человека.
Ритм современной жизни человека проявляется в накоплении усталости, тревоги, напряжения, снижении работоспособности, эмоционального переутомления. Чем дальше происходит отдаление человека от природы, тем сильнее становятся негативные воздействия, поскольку человек был и остается неотъемлемой частью природы, несмотря на достижения технического прогресса. А ничто так не снимает негативное состояние, как общение с природой.
Специфика садово-паркового искусства – в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении в единое целое элементов природы и художественного творчества.
Практика озелененного строительства включает помимо создания озелененных участков подбор растений для различных климатических и почвенных условий.
По температурному режиму вся территория Земли разбита на климатические зоны. Принцип простой. Местность (страна, материк) разбивается на регионы, климат которых в целом одинаков или сильно похож. Этот регион называется климатической зоной. Зона характеризуется минимальной температурой зимой и ещё дополнительно датой первого осеннего заморозка и последнего весеннего заморозка. Определив по карте, к какой зоне относится ваш населённый пункт, и, зная минимальные требования к климатической зоне для любого растения (во многих книгах по садоводству, энциклопедиях растений приводятся требования к климатическим зонам), можно определить, будет оно расти у вас в открытом грунте или нет. Кроме того, такие знания дают возможность эффективно использовать в насаждениях разные породы. Например, холодостойкие растения можно высаживать на несколько лет без боязни, что они зимой погибнут, теплолюбивые же лучше высаживать рассадой на летний период.
Изучение особенностей растений является необходимым в ландшафтном дизайне, так как только при учете свойств и требований данного вида можно создать грамотные насаждения и композиции.
8. Физкультминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
9. Практическая работа:
- план - разработка и оформление своего садового участка (палисадника);
- анализ плана озеленения участка.
10. Вступительный инструктаж учителя.
Работа над ландшафтом начинается с создания проекта – плана участка. Дизайнер изображает будущий проект на бумаге. План участка - это изображение ландшафта как бы с высоты птичьего полета. Давайте представим, как выглядят деревья, дома, кусты, дорожки и цветы, если мы смотрим на них сверху.
Учитель объясняет практическое задание: разработки проекта оформления садового участка.
Этапы работы над оформлением садового участка:
- изучить размеры земельного участка, рельеф местности, садовые насаждения и кустарники, жилищные постройки.
- придумать единое стилевое решение для оформления участка.
- построить перспективу участка, используя несколько точек схода.
- выполнить цветовое решение садового участка акварелью, гуашью, цветными мелками, фломастерами.
11. Самостоятельное выполнение учащимися творческой работы.
Ученики приступают к индивидуальной самостоятельной работе. Учитель консультирует, помогает.
Учащиеся объединяются в группы, каждая группа получает план участка или по желанию составляют свой. Ученики должны проанализировать полученный или составленный план.
Вопросы для анализа плана:
• Что вижу?
• Что нравится?
• Что бы я изменил?
12. Обсуждение результатов работы.
По окончанию практической работы проводится анализ и коллективное обсуждение ландшафтных эскизов. Выявление оригинального художественно-эстетического решения оформления садового участка.
13. Творческое задание на дом.
Все желающие могут выполнить творческое задание: составить и нарисовать план пришкольного участка, закрепленного за классом, внеся в него свои изменения «Самый красивый ландшафт».
14. Рефлексия:
- дайте определение понятию «ландшафтный дизайн»;
- что такое зелёные насаждения;
- какими свойствами обладают зелёные насаждения;
- какие насаждения являются защитными и декоративными;
- расскажите об истории развития садово - паркового искусства в России;
- объясните важность развития ландшафтного искусства в современном мире.
15. Итог урока:
- учитель сообщает о достижениях целей урока;
- дает объективную оценку результатам коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке.