Учитель:С первых дней появления на свет человек сталкивался с различными тканями.
Из х/б ткани были сделаны ваши распашонки и пелёнки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т.д.
В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т.д.
III этап (5 минут).
Учитель предлагает детям ответить на вопрос: Что общего у всех представленных моделей и чем они отличаются друг от друга? Учебник: Стр. 177–178, рис 126–130.
Учащиеся отвечают.
IV этап (3 минуты).
Учитель обобщает ответы детей. Объявляет тему
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель:С первых дней появления на свет человек сталкивался с различными тканями.
Из х/б ткани были сделаны ваши распашонки и пелёнки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т.д.
В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т.д.
III этап (5 минут).
Учитель предлагает детям ответить на вопрос: Что общего у всех представленных моделей и чем они отличаются друг от друга? Учебник: Стр. 177–178, рис 126–130.
Учащиеся отвечают.
IV этап (3 минуты).
Учитель обобщает ответы детей. Объявляет тему урока.
Физкудбьтминутка.
V этап (10 минут).
Учитель раздаёт детям образцы тканей из разных волокон и предлагает ответить на вопрос.
Учитель: Как распознать шерстяные и шёлковые ткани?
Для разрешения проблемы организуется групповая работа.
В результате появляются несколько вариантов решений, все они обсуждаются.
1. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать по внешнему виду. 2. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать на ощупь. 3. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать, зная их свойства.
VI этап (5 минут).
Учитель просит вспомнить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Учащиеся отвечают.
Физкудьтминутка.
VII этап (15 минут).
Изучение нового материала.
Учитель предлагает детям познакомиться с шерстяными и шёлковыми волокнами. Презентация.
Учитель: Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены природой (шерстяные, шёлковые, хлопковые, льняные) и химические, полученные в результате химических процессов.
Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна животного происхождения – шерстяные и шёлковые. Ткани из этих волокон положительно влияют на здоровье человека. (Слайд 3)
Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти дают овцы (95%). Шерстяной покров снимают ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 2 до 4,5 см. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном. (Слайд 4)
Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть, они длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый.
Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке:сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. (слайд 5) Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки. (слайд 6)Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани. (Слайд 7) В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, трико, габардин и кашемир. (Слайд 8)
Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется – кокон. (Слайд 9) Шёлковая нить уложена в коконе в 40–50 слоёв. Шёлковая коконная нить состоит из двух шелковинок склеенных между собой особым веществом – серицином.(Слайд10)
Четыре стадии развития шелкопряда – яичко, гусеница, куколка, бабочка. (Слайд 11)
Собирают коконы со дня завивки на 8–9 день и отправляют на первичную обработку. (слайд 12) Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина которой 600–900 метров и соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить. Такую нить называют шёлком – сырцом. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань. (Слайд 13, 14)
Шелк стали изготавливать в Китае ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, история знает Великий Китайский шёлковый путь. Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей “крепдешин”, которое переводится как “ткань, сделанная в Китае”, (креп – шероховатая ткань из крученых нитей; шин – Китай.) Получению шёлка в России положил начало Пётр Великий в 17 веке, “дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка”.
Из волокон натурального шёлка изготавливают платьевые, блузочные ткани, а также платки и хирургические нити. (Слайд 15)
В продажу шёлковые ткани поступают под такими названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон. (Слайд 16)
VIII этап (20 минут).
Учитель предлагает детям ответить на вопрос.
Учитель: Каковы свойства шерстяных и шёлковых тканей?
Организуется групповая работа.
Дети работают с информационными источниками (текстовыми бумажными – ресурсами), с помощью которых можно найти ответы на поставленный вопрос. После завершения работы проводится коллективное обсуждение полученных результатов под руководством учителя. (Приложение 1)(Слайд 17,18)
Физкультминутка.
IX этап (20 минут).
Учитель предлагает детям выполнить практические работы “Сравнение волокон шерсти и натурального шёлка” и “Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей”. После завершения работы проводится коллективное обсуждение полученных результатов под руководством учителя. (Слайд 19–22)
Физ. минутка
X этап (3 минут).
В заключение урока учитель проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность, понятность изученного материала, собственную активность и самостоятельность учащихся, их ответственное отношение к занятию.
Рефлексия. Использован приём “змейка”, когда каждый ученик высказывает свое мнение по поводу проведённого занятия, изученного материала, делает самостоятельный вывод. Можно помочь вопросами:
Что нового вы узнали?
Можете ли вы теперь распознать шерстяные и шёлковые ткани?
Учащиеся отвечают на вопросы: (Слайд 23)
XI этап (2 минуты).
Детям предлагается разноуровневое домашнее задание:
Составить коллекцию шерстяных и шёлковых тканей.
Разработать кроссворд по пройденной теме
Список информационных источников. (Слайд 24)
Технология. Обслуживающий труд: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/ В.Д.Симоненко, Ю.В.Крупская, О.А.Кожина и др.; Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.:ил.
“Технология 6 класс (для девочек). Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко”.