Урок технологии по теме «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
Урок технологии по теме «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
Цели и задачи урока: Ознакомить с пищевой ценностью круп, бобовых и макаронных изделий. Сформировать знания и умение по технологии приготовления блюд из
Перечисленных продуктов. Воспитать бережное отношение к продуктам, уважение к людям труда. Ознакомить с профессиями работников макаронных фабрики крупозаводов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок технологии по теме «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»»
6 класс.
«Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
Цели и задачи: Ознакомить с пищевой ценностью круп, бобовых и макаронных изделий. Сформировать знания и умение по технологии приготовления блюд из
Перечисленных продуктов. Воспитать бережное отношение к продуктам, уважение к людям труда. Ознакомить с профессиями работников макаронных фабрики крупозаводов.
Наглядные пособия: Образцы различных круп, бобовых и макаронных изделий (на каждый стол). Гербарий растений, таблица «Блюда из круп», учебники.
Межпредметные связи: биология, русский язык, физика, история.
Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа.
Практическая работа: Приготовление макарон с маслом и сыром.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка учащихся и готовности их к работе.
II. Сообщение темы и целей урока
III. Работа по теме урока
1.Сообщение познавательных сведений.
Сегодня, используя ваши знания по биологии, наблюдения и жизненный опыт, пусть небольшой, мы изучим виды круп и макаронных изделий, значение их в питании человека, познакомимся с первичной обработкой, тепловой обработкой, освоим технологию приготовления каш, научимся правильно готовить макарон-ные изделия, красиво оформлять готовые блюда и правильно подавать их к столу.
Среди продуктов растительного происхождения на первом месте стоят зерно-вые культуры. Они подразделяются на хлебные злаки:
Пшеница — род травянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, ведущая зерновая культура во многих странах, в том числе и России
гречишные:
бобовые:
(Демонстрация растений с использованием гербария.) Из различ-ных зерновых культур вырабатываются крупы, а из разных сортов пшеницы – макаронные изделия. Работа с таблицей «Виды круп».
Обратите внимание на разные названия зерновых культур и круп. Например: просо – пшено, пшеница – манная, полтавская и т.д. (Рассматриваем образцы круп, которые есть на столах и определяем, пользуясь таблицей, название крупы, и название злакового растения.)
2. Беседа
- Какие блюда можно приготовит из круп, макаронных изделий?
Обобщив ответы учащихся, констатируем, что можно приготовить закусочные (салаты, пасты), первые (супы), вторые (каши, запеканки, гарниры), сладкие, десертные (муссы, пудинги, пасты) блюда.
а) Каша, как самостоятельное блюдо, всегда занимала почётное место на русском столе. Ели кашу не только в будни, ею угощали гостей, ставили на стол в торжественном случае. В Древней Руси «Кашей» называли свадебный пир. Она была символом мира, дружбы: заключая мировой договор, наши предки варили кашу и ели её вместе с бывшим врагом в знак дружественного союза. Если договорённость не достигалась, говорили: «С ним каши не сваришь». Отголоски этих событий дошли до нас в пословице. В народных сказках и преданиях каша олицетворяла богатство, благополучие. «Щи да каша – пища наша», - говорил народ. Вопрос классу: «Какие вы знаете стихи, пословицы и поговорки на эту тему?»
Учащиеся отвечают по домашним заготовкам:
- гречневая каща - матушка наша, а хлеб ржаной - отец родной;
- каша - кормилица наша;
- русского мужика без каши не накормишь;
- кашу маслом не испортишь;
- щи да каша - радость наша;
- каша-то густа, да чашка пуста;
- где щи да каша - там и наши.
б) «Это интересно». Сообщение учащейся
Из манной крупы можно приготовить самое деликатесное горячее сладкое блюдо, это «Гурьевская» каша. В неё добавлены растёртые с сахаром желтки, взбитые белки, обжаренные грецкие орехи, консервированные фрукты, молочные пенки.
Гурьевская каша названа по фамилии большого гурмана графа Гурьева.
Граф купил крепостного повара, приготовившего это блюдо в его честь. Звали кулинара Захар Кузьмин.
Крупы являются ценным продуктом питания, содержащим углеводы, белки, жиры, витамины группы В. При недостатке этого витамина в организме люди становятся раздражительными, плохо спят, разрушается нервная система. Белко-вое голодание приводит к тяжёлым расстройствам здоровья.
4. Работа по карточкам
- Что вы можете сказать о первичной обработке круп? Посмотрите образцы
круп, найдите в них примеси.
Учащиеся заполняют карточки № 1:
крупа
Первичная обработка
переборка
просеивание
мытьё
подсушивание
замачивание
Гречневая
Рис
«Геркулес»
Пшено
Перловая
Манная
В процессе заполнения выясняем, что:
а) перебирают: всё, кроме манной крупы;
б) просеивают: только манную;
в) моют: всё кроме манной крупы, гречневой крупы, «Геркулеса»;
Из ответов обобщают, что каши бывают жидкие, вязкие, рассыпчатые – зави-сит от количества жидкости.
Рассыпчатые каши можно приготовить из риса, гречки, пшена, перловой крупы.
Подбирая посуду по величине для варки каш, нужно учитывать привар, который образуется при разбухании крупы (в 2,5 – 3 раза).
Для варки каш не рекомендуются эмалированные кастрюли, в них каши часто подгорают.
Блюда из фасоли, гороха, чечевицы содержат много клетчатки и поэтому очень полезны. Зёрна бобовых покрыты толстой оболочкой, плохо развариваются и требуют предварительного замачивания на 5-6 часов.
Единственная крупа из бобовых – горох лущенный. Чечевица впервые упоминается в литературе в 10-м веке. Фасоль в России стали употреблять в пищу только в 18-м веке.
6. Лекция учителя.
Из зерновых культур (пшеницы, с высоким содержанием клейковины) вырабатывают всеми нами любимые макаронные изделия. Они содержат 10–11% белков, 74 -75% углеводов, до 1% жира. Основная составная часть макаронных изделий – крахмал.
Давайте посмотрим образцы и определим, какие блюда можно приготовить из макаронных изделий (супы, запеканки, гарниры и т.д.).
(Учащиеся рассматривают образцы макаронных изделий). Первичная обработка макаронных изделий проста: их перебирают, длинные иногда ломают, иногда просеивают. Для гарниров отваривают в большом количестве воды – 600 г воды на 100 г макарон, для запеканок в меньшем количестве воды. Засыпают только в кипящую воду.
7. Работа с учебником.
По учебнику учащиеся читают требования к качеству готовых блюд.
8. «Это интересно». Сообщение учащегося.
Путешествуя по Китаю, Марко Поло попробовал блюдо, которое китайцы готовили, отваривая в воде тонкие трубочки теста. Такие трубочки он увёз в Европу. Уже в 14-м веке они вошли в итальянскую кухню и изготавливались кустарным способом. С 18 го века Италия наладила фабричное производство макаронных изделий и стала вывозить их в соседние страны – по всему свету.
Первая макаронная фабрика в России появилась в 1797-м году в Одессе.
9. Производство макаронных изделий.
На крупяных заводах, которых несколько в Воронежской области, и макаронной фабрике можно работать по специальности:
- оператор;
- слесарь КИП и автоматики;
- мастер (следит за выработкой);
- технолог (следит за технологией изготовления);
- лаборант (проверяет качество).
IV. Практическая работа
Приготовление отварных макарон с маслом и сыром.
1. Подготовка к работе.
Пользуясь карточкой дежурного, подготовили инвентарь и посуду.