Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»
Разработка учителя технологии
Марьиной Ольги Сергеевны
2017год
Тема урока: «Здоровое питание»
Питание как физиологическая потребность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.
Цели урока:
1).
5класс: сформировать понятие о витаминах и их значении для жизнедеятельности организма; сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определенных витаминов, сформировать понятие о минеральных веществах, их классификации и значении в жизнедеятельности организма;
2).
формирование навыков самостоятельной работы с учебником и табличным материалом;
3).
продолжить воспитание и формирование стремления учащихся правильному питанию и здоровому образу жизни.
Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Метод:
словесный с применением наглядности .
Оборудование и наглядность:
таблицы, учебник, раздаточный материал, компьютер.
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала
1.Вступительное слово учителя:
- Мы с вами начинаем изучение нового раздела «Технологии» - «Кулинарию» А знаете ли вы, что означает слово «Кулинария»?
(ответы учащихся)
Слайд№2
-Кулинария – это слово латинского происхождения, что в переводе означает «кухня»
Слайд№3
Кулинария – это наука о питании, это искусство приготовления вкусной и питательной пищи.
Слайд№4
История кулинарии исчисляется не сотнями лет, а тысячелетиями. Уже в 18веке до н.э. в Риме существовали кулинарные школы. Первые поваренные книги появились еще в Древней Греции в 4веке до н.э.. В Междуречье, в1700г. до н.э., появились рецепты на кулинарных табличках. В России, в Киевской Руси, первая поваренная книга появилась в 9 веке и называлась «Изборник Святослава».
Во все времена искусство приготовления пищи считалось почетным делом. Каждый народ имеет свои национальные блюда, за любым из которых своя история.
- Однако научные основы кулинарии начали разрабатываться только в19веке.
Слайд№5
Есть такие интересные сведения: подсчитано, что в среднем за 70лет своей жизни человек съедает около50000кг пищи, в том числе поваренной соли 200-300кг выпивает 50000кг воды, что в 1400раз больше массы тела человека.
А, что такое пища?
(ответы учащихся)
Слайд№6
- Пища – это основной источник существования человека. Пища – это основной источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия. Чтобы человек был здоров и надолго сохранил свою работоспособность, пища должна дать ему все необходимые для организма вещества, причем в определенном количестве.
Вместе с пищей в наш организм поступает вода, белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Белки, жиры, углеводы более подробно изучаются на уроках биологии и химии т.к. это сложные химические соединения.
Белки – это основа жизни, это строительный материал нашего организма. Белки участвуют в обмене веществ, без их недостаточного поступления в организм плохо усваиваются витамины и минеральные вещества.
Жиры – это резервы энергии нашего организма.
Углеводы – главный источник энергии нашего организма.
Сегодня 5класс познакомится с «витаминами».
Слайд№7 Витамины – это особые вещества, отсутствие которых в пище вызывает заболевание человека. Они помогают усваивать пищу и участвуют в биохимических реакциях организма. В настоящее время известно около 30витаминов,которые делятся на две группы.
Слайд№8
Слайд№9,10
Заслуга в открытии витаминов принадлежит русскому врачу Николаю Ивановичу Лунину. А впервые понятие «витамины» в 1912году впервые ввел польский Ученый Казимеж Функ.
(Сообщение « История открытия витаминов» подготовила ученица 6класса)
Слайд№11,12,13
Витамины играют большую роль в жизнедеятельности нашего организма. И если они поступают в организм в недостаточном количестве - наступает гиповитаминоз, а если вообще не поступают в организм - авитаминоз, а если в избыточном количестве – гипервитаминоз.
(Сообщения учащихся 5класса о витаминах)
«Витамин С» - Слайд№14-15
«Витамин B1 » - Слайд№16-17
«Витамин A» - Слайд№18-19
«Витамин D» - Слайд№20-21
«Витамин B2 » - Слайд№22
«Витамин PP» - Слайд№23-24
-Из всего сказанного можно сделать вывод. Какой?
(Ответы учащихся, после чего учитель обобщает ответы.)
Практическая работа для 5 класса.
Задание : Учащиеся получают карточки с изображением различных продуктов питания. Рядом с продуктами необходимо поставить буквы-символы, обозначающие витамины, которые содержатся в данном продукте. А в скобках написать суточную потребность человека в этом витамине. Найти необходимые данные можно с помощью таблиц, имеющихся на партах.
Изучение новой темы с 5 классом.
Минеральные вещества входят во все продукты питания. В разных продуктах содержатся те или иные неорганические элементы в разных количествах. По количественному составу их можно разделить на микро- и макроэлементы.
Слайд№25
Слайд№26-27
Минеральные вещества, содержащиеся в продуктах питания в количестве десятков и сотен миллиграммов на 100граммпродуктапринято называть макроэлементами.
Минеральные вещества, содержащиеся в продуктах питания в ничтожно малых количествах (единичные миллиграммы и меньше в 100гр.продукта) принято называть микроэлементами. Но несмотря на столь малое количество биологическая активность микроэлементов очень высока.
Вот некоторые вещества, которые играют важную роль для организма человека. Это в первую очередь
Слайд№28
Кальций - играет большую роль в формировании костной ткани, усиливает защитные реакции организма; необходим для нормальной деятельности сердца.
Суточная потребность человека в кальции составляет 800 мг. Кальций содержится в молоке и молочных продуктах, в сыре.
Слайд№29
Калий – усиливает выведение жидкости из организма, играет важную роль в обмене веществ.
Суточная потребность человека в калии составляет 3-5гр. Калий содержится в сухофруктах, горохе, картофеле, овощах, рыбе, хлебе.
Слайд№29
Натрий - участвует в процессах внутриклеточного обмена веществ; активно участвует в водном обмене, задерживая воду в тканях .
Суточная потребность человека в натрии составляет 10-15гр. Натрий содержится в поваренной соли.
Слайд№29
Магний – нужен для нормального функционирования нервной и сердечнососудистой систем; стимулирует работу кишечника.
Суточная норма магния 400гр..
Магний содержится в хлебе, в крупах, горохе, засоле, абрикосах, черносливе.
Слайд№29
Железо – играет огромную роль в кроветворении, в работе сердечно –сосудистой системы. Железо - составная часть гемоглобина крови, переносящего кислород к клеткам и тканям.
Суточная потребность железа составляет 10-18мг.. Железо содержится в мясе, рыбе, овощах и фруктах.
Слайд№29
Йод – необходим для нормальной работы щитовидной железы.
Суточная норма йода составляет 0,15-0,2мг.
Содержится йод в морской капусте, морской рыбе.
Практическая работа для 5 класса.
«Расчет содержания минеральных веществ»
Составить меню завтрака.
Рассчитать содержание минеральных веществ, используя таблицы.
Итог урока.
Проверка выполнения практической работы.
Обобщение темы урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.