Цель урока:
1. Способствовать формированию первоначальных знаний о производстве ткани.
Задачи урока:
1. Актуализация знаний;
2. Ознакомить с технологической последовательностью получения ткани;
3. Воспитывать аккуратность;
4. Развивать самостоятельность мышления;
5. Развивать умения анализировать, сопоставлять, выявлять.
Тип урока: открытие новых знаний.
Краткое описание:
Методы проведения занятия:
• Частично-поисковый
•Эвристическая беседа.
• Практическая работа: Самостоятельная работа учащихся по изготовлению полотняного переплетения на основе рукавицы.
Форма проведения: фронтальная и групповая.
Межпредметные связи: история, природоведение, математика, география, биология.
Основные понятия: материаловедение, волокно, текстильное волокно, натуральные волокна, химические волокна, хлопчатник, хлопок, хлопчатобумажные ткани, лен, лен-долгунец, льняные ткани, пряжа, кудель, прядение, нить, ткань, основа, уток, лицевая сторона ткани, изнаночная сторона, ткацкое переплетение, полотняное переплетение.
№ п/п Этапы занятия Время (мин)
I Организационный момент 2
II Актуализация прежних знаний.
Введение в тему “ Материаловедение” 3
III Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве. Процесс получения ткани. Полотняное переплетение 15
IV Закрепление и применение изученного материала.
Учебно-тренировочная часть.
Практическая работа № 1.
Физкультминутка. 25
V Изучение новой темы:. 10
VI Закрепление изученного материала. Практическая работа № 2. 15
VII Применение полученных знаний 7
VIII Рефлексия урока. 5
IX Уборка рабочего места. Задание на дом. 8
Ход урока:
1.Организационная часть.
1.1 Проверка наличия учащихся.
1.2 Проверка готовности к уроку.
1.3 Определение темы и цели урока.
2.Актуализация прежних знаний.
2.1 Обобщающая беседа: проблемные вопросы, уточнения, дополнения, подведение итогов
Учитель задаёт проблемные вопросы к учащимся:
1.Какие принадлежности необходимо было принести сегодня на урок? Учащиеся отвечают: квадраты 10х10см из цветной бумаги или отрезки атласных лент в количестве 8 штук, длиной 14см, 5 штук длиной 17 см., ручные иглы – 2 шт., нитки катушечные в цвет атласных лент, английские булавки, клей-карандаш, оформленная таблица на альбомном листе, образцы тканей 6х6 см.
2.Как необходимо передавать ножницы?
Исходя из ответов учащихся и уровня подготовки можно продолжить опрос в виде деловой игры «Пять минут в роли учителя». Рассмотрите предложенный вашему вниманию слайд. Какие ещё вопросы вы можете задать классу? (Вопрос может быть адресован как всему классу, так лично любой ученице). Например, ученики могут спросить: « С какой целью необходимо использовать в работе напёрсток? Нить, какой длины необходимо выбрать»?
Учитель, одобряя работу учащихся, предлагает перейти к следующему слайду и продолжает задавать вопросы:
3.Как называется это растение? Правильно, это хлопчатник. Плоды его – коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называют хлопком.
4. Как классифицируются волокна? Верно, на натуральные и химические.
Возможно снова применить деловую игру «Пять минут в роли учителя». Рассмотрите предложенный вашему вниманию слайд. Какие ещё вопросы вы можете задать классу? (Например, что называют волокном)?
Переходя к следующему слайду, учитель продолжает опрос:
5.Как называется это растение? Замечательно, это – лен, однолетнее травяное растение.
6. Какую ткань из него можно получить? Правильно, это легкие костюмно-плательные ткани, бельё, скатерти, полотенца и многое другое.
«Пять минут в роли учителя». Вопрос. Какой вид льна выращивают для получения волокон? Да, действительно, для получения волокон выращивают лен-долгунец.
Следующий слайд № 9. Мы знаем, что по своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. Какие же волокна мы можем отнести к натуральным? Ответы учеников: это волокна растительного, животного и минерального происхождения.
3. Изучение нового материала. Понятие о текстильных волокнах. Волокна хлопка и льна.
• Осмотритесь вокруг. В повседневной жизни нас постоянно окружают вещи из различных тканей. Именно о тканях мы и поговорим сегодня на уроке.
• «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Возьмёшь непутёвую пряху, не сошьёт она мужу рубаху» - гласят русские пословицы. Какой же смысл заложен в них? Да, вы правы, наша аккуратность, усидчивость, знания и умения, наша прилежность, культура труда прослеживается в наших вещах, которые мы носим, шьем или вяжем сами. Посмотрите на свою одежду: разные у нас вещи, изготовлены они из разных тканей, различных и по внешнему виду, и по составу. И совершенно разные ткани на ощупь.
А теперь возьмите лупы и внимательно рассмотрите свою одежду и образцы тканей, лежащие на столе перед вами. Что же вы увидели? Верно, переплетение нитей в ткани. Посмотрите в лупу на распущенный конец нити. Вы видите отдельные тонкие волоски? Да, это – волокна.
- Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материала, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов зависит внешний вид изделия, его конструкция, способы изготовления, правила эксплуатации. Итак, что же такое изделие и свойства? Перед вами на столе лежат «таблички новых слов», проследите за их содержанием и вложите их себе в тетрадь.
*Изделие – вещь, сделанная из чего-нибудь, товар. (Словарь Ушакова)
*Свойства - характеристики, показатели чего-либо.
Свойства материалов зависят от исходного сырья.
*Сырье - сырые материалы, предмет труда, претерпевший уже известное изменение под воздействием труда и подлежащий дальнейшей переработке. Мы с вами познакомились с волокном и волокнами. Это и есть сырье. Теперь нужно его переработать, чтобы получить ткань.
Давайте посмотрим, как же раньше, в давние времена, сырье превращалось в нити, а нити в ткань. Для этого познакомимся с русской прялкой.
• От свойств волокон зависит выбор способа прядения и вид получаемой пряжи.
• Чем тоньше нить, тем тоньше и нежнее получится ткань.
*Ткань – материал (изделие), который изготавливают на ткацком станке путем переплетения нитей или пряжи.
Рассмотрите ваши образцы. Попробуйте их растянуть.
*Нити основы– нити, идущие вдоль ткани. Её можно определить по кромке у ткани, по степени растяжения. Основная нить прямая, а уточная – извитая.
*Нити утка– нити, идущие поперек ткани.
Как мы с вами уже отметили, ткань получается путем переплетения нитей, пряжи. Выполняется эта операция на ткацком станке и называетсяткачеством.
Чтобы ткань стала красивой, и улучшилось её качество, она проходит отделку. Её подвергают отделке: удаляют с поверхности кончики волокон, отбеливают. Ткань, прошедшая отделку называется готовой. Процесс нанесения на ткань цветного рисунка называется печатание илинабивка.
4. Закрепление пройденного на уроке.
Ответив правильно на вопросы, вы можете
составить ребус, используя героев этих рисунков.
1.Поперечные нити ткани называют…
2. Нити, идущие вдоль ткани, называют…
Учащиеся составляют ребус. Сравниваем правильность ответов на вопросы. Слайд № 24.
5. Учебню-тренировочная часть. Применение изученного материала на практике. Практическая работа №1. Изготовление образца полотняного переплетения.
Учитель. Ткани полотняного переплетения имеют одинаковый ткацкий рисунок с лицевой и изнаночной стороны, напоминающий по виду шахматную доску. Слайд № 25.
Учитель. Вам предлагается, рассмотреть на образцах ткани с помощью луп, полотняное переплетение нитей ткани. Используя инструкционные карты и материал по своему усмотрению, выполнить макет полотняного переплетения из полос бумаги или из отрезков атласных лент. Работая с ножницами, соблюдаем правила техники безопасности. Критерии к готовому изделию: соблюдаем четкий порядок переплетения полосок, аккуратность и эстетичность.
Учащиеся работают под музыкальное сопровождение. Целевой обход учителя.
После окончания практической работы № 1, учащиеся собирают на стенд образцы. С учащимися класса проводятся физкультминутки «Потягивание кошечки», «Описание движений » и «Упражнения для глаз». Можно выполнить все упражнения или выборочно. Слайд № 26, 27, 28.
Вейся ниточка, переплетайся,
В ткань красивую превращайся. Эпиграф к уроку. Слайд № 29.
Пока учащиеся – помощники раскладывают макеты на стенде, остальные работают самостоятельно и устно над вопросами: 1.«Почему эпиграфом к уроку служат эти строки? О чём они говорят»? Слайд № 29.
2. Рассматривая фрагменты слайда № 30 записывают в тетрадь схему производственных этапов изготовления ткани.
6. Изучение нового материала. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону. По каким же признакам можно определить лицевую сторону ткани.
Признаки определения лицевой стороны ткани:
1. На лицевой стороне ткани печатный рисунок более ярче, чем на изнаночной.
2. На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий.
3. Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.
4. Лицевая сторона тканей с блестящей поверхностью обладает блеском, изнаночная – матовая.
5. У ворсистых тканей ворс на лицевой стороне длиннее, чем на изнаночной. Иногда на изнаночной стороне ворс отсутствует.
6. Закрепление изученного на уроке.Учащимся предлагаются образцы тканей, лежащие у них на столе и задание:
- Дайте характеристику ткани.
- Какие изделия можно сшить из этой ткани?
1. Учебню-тренировочная часть. Применение изученного материала на практике. Практическая работа № 2.Определение в образцах ткани направление нитей основы и утка. Составление коллекции лицевой и изнаночной стороны ткани, путем заполнения приготовленной таблицы на листе бумаги. Применяются готовые образцы.
При выполнении практической работы №2 учащиеся используют инструкционные карты, учитывают критерии к готовому образцу, самостоятельно оценивают свою деятельность. Музыкальное сопровождение.Целевой обход учителя. Слайд № 34.
1. Заключительная часть. Слайд 35.
Учитель. Предлагаю рассмотреть образцы на стенде и ваши коллекции. Сегодня вы закрепили полученные знания о текстильных волокнах, узнали об этапах производства ткани, вы научились определять лицевую и изнаночную стороны различных видов тканей.Направление нити основы можно определить по кромке, по степени растяжения, по звуку и по виду нити. Все эти знания и умения пригодятся не только на уроках, но и в жизни каждого.
Что понравилось на уроке? Ответ учащихся.
Довольны ли вы своими результатами? Я вижу улыбки на ваших лицах, а это означает, что цель достигнута, результатом являются ваши работы. Девочки, которые выполняли макет полотняного переплетения из атласных лент, вы можете закончить эстетическое оформление изделия на кружке. У вас получится отличная игольница.
Оценки за урок. На доске домашнее задание. Запишите его в дневник.
Домашнее здание: п.1,2. Ответы на вопросы. Подготовить и принести 8 лоскутов 10х10см., две пуговицы. Одну – с четырьмя отверстиями, другую с двумя. Ручные иглы, нитки в цвет пуговиц.
Урок окончен. Спасибо. До свидания.