Просмотр содержимого документа
«урок по технологии 7 класс "Мастерица"»
Урок по разделам «Материаловедение», «Машиноведение», «Обработка ткани»
«Мастерица»
6 класс
Цель: проверка и закрепление знаний, умений и навыков по темам' «Материаловедение», «Обработка ткани», «Машиноведение»; дальнейшее развитие умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, развитие воображения, активности, выявление творческих способностей; поддержание интереса к предмету; воспитание эстетического вкуса, правил хорошего тона, умения сопереживать, держаться ' на людях.
Демонстрации: модели, сшитые руками учениц; выставка декоративно-прикладного искусства учащихся; плакаты, высказывания знаменитых людей о культуре и вежливости, пословицы и поговорки.
Оборудование: карточки-задания для разминки, игровое поле, вопросы для повторения, кроссворд; заготовки для конкурса капитанов и для шутливых конкурсов; памятка для жюри; карточки учета знаний.
Подготовка к уроку начинается за две недели. Класс делится на две команды, учитель дает опережающее домашнее задание:
-повторить весь пройденный материал по вопросам;
-придумать название команды, девиз, приветствие, пожелание команде-сопернице жюри; сделать эмблемы;
-приготовить сюрприз команде-сопернице;
- продемонстрировать сшитые изделия с комментариями;
-сделать сообщение об одной из профессий швейного производства;
- приготовить номер художественной самодеятельности;
- испечь печенья к чаю, оформить его рецепт.
Учащиеся оформляют празднично кабинет, выставку работ, приглашают жюри.
ХОД МЕРИПРИЯТИЯ
(Звучит музыка, учащиеся занимают места, готовятся к мероприятию.)
Учитель. Сегодня мы проводим наше занятие в виде конкурса «Мастерица». Вам предстоит продемонстрировать свои знания и умения, полученные на уроках, а также находчивость и чувство юмора. Ни сказочной палочки, ни помощников у команд сегодня не будет. Все чудеса вы сотворите своими руками. Желаю командам успехов, а жюри справедливой оценки всех конкурсов.
I. Приветствие команд. Пожелание жюри.
II. Отгадай кроссворд! Команда, быстрее справившаяся с заданием, получает дополнительно 2 балла.
По горизонтали.2.Двойная совмещенная строчка - вперед и назад. 4. Кусок ткани или кожи, нашиваемый на дырявое место. 6. Узкая плотная полоса вдоль ткани. 8. Женщина, занимающаяся ручным прядением. 10. Короткий густой пушок на лицевой стороне некоторых тканей. 12. Профессия ткацкого производства. 14. Лубяные волокна одноименного однолетнего растения, использующиеся в производстве грубых тканей, заменяющих джут. 16. Характеристика толщины волокна. 18. Общее название швов, которыми обрабатывают края изделий. 20. Устройство для заправки нижней нитки.
По вертикали. 1. Деталь, для удобства вращения насаженная на приводной рычаг. 3. Приспособление в швейных машинах для намотки ниток на шпульку. 5. Процесс нанесения особых веществ на движущиеся части швейной машины, в результате чего машина приобретает «мягкий ход». 7. Сложение ниток мулине. 9. Понимание прекрасного, чувство меры во всем. 11. Световой тон, окраска. 13. Растительный пух бамбуковых деревьев, похожий на желтую блестящую вату; применяется в спасательных кругах, в качестве звуко- и теплоизолятора. 15. Минерал, который используют для получения огнеупорных тканей и картона. 17. Дополнительная ткань на швы. 19. Работник по ремонту и настройке станков и механизмов.
Можно предложить одной команде разгадать слова, зашифрованные по горизонтали, другой - по вертикали. Или разгадать одной команде левую сторону кроссворда, второй - правую.
III.Конкурс модельеров. Приглашают по одному человеку от команды. На отдельно стоящих столах приготовлены лоскуты ткани, цветная бумага, листы ватмана А4, клей, ножницы, карандаши, фломастеры.
Задание. Представьте, что на улице весна, распустились листочки на деревьях. И на душе хорошо и радостно. В школе скоро будет дискотека. Нужно сшить новое платье. Фантазия, вкус и мастерство - и модель готова!
IV.Команды представляют доклады о профессиях швейного производства.
V.Демонстрация сшитых на уроках моделей с комментариями (по два человека от команды).
VI.Шутливый конкурс. Например, кто быстрее наденет фартук и косынку и пришьет пуговицу четырьмя стежками или кто быстрее и экономнее очистит картофелину.
VII.Проверка конкурса модельеров.
VIII.Поле чудес. На столе разложено игровое поле - на листе ватмана начерчен круг, разбитый на 6 секторов. В каждом секторе содержится по пять вопросов, которые закрыты фишками. Предусмотрены окна с призами. Каждый учащийся бросает кубик с точками, определяет номер сектора и открывает любое окно. За каждый правильный ответ игрок получает 2 балла, если ответ был дан c помощью команды -1 балл. Этим конкурсом можно регулировать время игры.
Игру начинает та команда, Которая правильно ответит на следующий вопрос.
- Изобретателем этого предмета в начале XV века был парижский рабочий-проволочник Туранжо. Как всякая новинка, предмет ценился очень высоко. Его ближайшая родственница - обыкновенная булавка - тоже ценилась высоко и принесла своему изобретателю колоссальную прибыль. При изготовлении этот предмет классифицируется по номерам. Назовите его (швейная игла).
IX.Конкурс капитанов.
1.Ответьте на вопросы:
-Без чего нельзя испечь хлеб? (без корки).
-Как сварить вкусную кашу без масла? (с большой любовью),
2.Знаете ли вы историю русского костюма? На доске зашифрованы слова: гцшник, опашень.
щиангк е о п ь н ш а щнн
3.Знаете ли вы правила хорошего тона? Зачитывается ситуация. Капитаны должны высказать свое мнение о ней, найти погрешности в поведении.
В прихожей, куда вошел Эдуард, снимала зимнее пальто девушка, розовая от мороза.
- Знакомьтесь, - сказал хозяин.
- С удовольствием, - Эдуард протянул руку. - Эдик.
(Хозяин должен был помочь девушке раздеться, когда вошел Эдуард, представить девушку молодому человеку. При знакомстве руку, если захочет, первой подает женщина.)
X.Показ номеров художественной самодеятельности.
XI.Подведение итогов жюри! Заключительное слово учителя. Выставление отметок. Урок заканчивается общим чаепитием.