УРОК-ИГРА
ЦЕЛЬ обучающая: обобщение знаний и их закрепление. Развивающая возможность применения на практике;
Воспитательная: научить детей сформулировать у них ответственность, способность к преодолению трудностей, устойчивость, находчивость, чувство локтя.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: схемы, карточки, посуда, выкройки, таблицы.
ХОД УРОКА:
1. Организационная часть. Проверка присутствующих.
2. Объяснение хода игры: знакомство детей с условиями игры.
Сегодня наш урок будет построен в форме игры, между девочками 8-го и 9-го классов.
Учитель делит учащихся на группы, выбирает себе помощников.
Оценивать задания будем по жетонам. В какой команде будет большее количество их, те являются победителями.
I. «Знакомые незнакомцы»
Группы получают текст.
1. «В 1638 году в монгольскую Орду прибыло посольство русского царя Михаила Федоровича. Послов приняли любезно и во время обеда угостили горьковато-терпким напитком. Он очень не понравился послам, и, когда хозяева стали предлагать в подарок государю московскому 4 пуда этого «зелья», послы попросили заменить его на парчу. Однако подарок пришлось принять, и так он попал в Россию. Сначала его применяли как лекарство, а в XVIII в. Он прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком».
Вопрос: О чем идет речь, и какая страна подарила это миру? (Чай. Древний Китай).
2. «Попал он в Россию в начале XVIII в. Петр I прислал его из Голландии и велел посадить в разных областях Российской империи. Крестьяне упорно не хотели его принимать. «Экий диковинный овощ, – говорили они, – ужели россиянин станет, есть сие?» Сажать его заставляли насильно с помощью солдат. Но уже в прошлом веке популярность его стала так велика, что в Лондоне была организована европейская выставка кулинарных изделий из этого продукта. Приурочена она была к его трехсотлетнему юбилею».
Вопрос: О каком овоще идет речь и откуда он родом? (Южная и Центральная Америка. Картофель.)
II. «Правила хорошего тона»
1) Какая цветовая гамма одежды предпочтительнее?
Ответы: 1. однотонная; 2. гармоничное сочетание двух-трех цветов; 3. ярких контрастных цветов.
2) Чем характеризуется повседневная одежда для девочек?
Ответы: 1. простотой, рациональностью; 2. характерный атрибут современной подростковой одежды – брюки; 3. повседневная одежда, по традиции темного цвета.
3) Чем следует руководствоваться при выборе одежды?
Ответы: 1. одежда должна подчеркнуть индивидуальность, своеобразие человека; 2. одежда должна быть модной; 3. одежда должна быть яркой.
4) Что важнее: яркость, экстравагантность одежды или её чистота и опрятность?
Ответы: 1. конечно, яркость и экстравагантность, особенно для молодежи; 2. чистота и опрятность.
5) Всегда ли к шляпе обязательны перчатки?
Ответы: 1. всегда, даже летом; 2. шляпу и перчатки можно носить порознь; 3. шляпу носят в любое время года, перчатки – только в холодное.
6) Всегда ли пальто должно быть застегнутым?
Ответы: 1. в сегда, таково правило; 2. это зависит от погоды; 3. это зависит от желания.
III. «Дом моделей»
1. Дается описание модели. Необходимо зарисовать эскиз модели.
Блузка для девушки из шелковой ткани прямого силуэта, относится к спортивному стилю, длина по линии бедер не отрезная по линии талии с втачным отложным воротником, с центральной застежкой на петле-пуговице, с втачными рукавами, низ рукава обработан притачной манжетой.
Полочка с кокетками, от которой заложены мелкие складки. Полочка с накладными карманами, спинка прямая со средним швом. Отделочная строчка проложена на кокетке, воротнике, карманах, манжетах.
Пиджак для девушки прямого силуэта. Относится к классическому стилю, без воротника, с центральной застежкой – пуговицей, с втачными рукавами, низ рукава обработан шлицем, на котором по две пуговицы.
Полочка с накладными карманами, на ней расположены рельефные швы. Спинка приталенная со средним швом. Отделочная строчка проложена на карманах.
2. Выполнить моделирование плечевого изделия методом переноса нагрудной вытачки.
3. На деталях выкройки плечевого изделия определить направление до левой нити при раскрое, указать припуски на швы, написать название всех линий и срезов.
IV. «Что бы это значило?»
Группы получают карточки с изображениями символов, обозначающих способы ухода за текстильными изделиями (стирка, глажение, химическая чистка, отбеливание и сушка после стирки). Нужно объяснить значение этих символов.
V. «Назови растение»
Один из членов каждой группы должен с завязанными глазами определить по запаху и осязанию пряности (перец, тмин, гвоздика, лавровый лист, корица, чеснок, хрен, петрушка) и объяснить их назначение (повышают сохранность пищи, придают ей вкус, возбуждают аппетит, улучшают пищеварение).
VI. «Веселая эстафета»
В качестве заданий предлагается: вырезать фигуры из бумаги; отделить яичный белок от желтка; снять три мерки с любого участника игры; налить воду в банку и закатать ее крышкой и т.п.
Эстафетной палочкой могут служить яркие ленты.
VII. «Кто больше?»
Учитель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о труде. Выигрывает та группа учащихся, которая последней назовет пословицу. Вот некоторые из них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель подводит итоги, выставляет оценки, спрашивает у учащихся цель урока.