Урок 4. Посуда.
Работа с пластичными материалами (пластилин).
Композиция «Семейка грибов на поляне»
Цели
деятельности
педагога
Познакомить учащихся с правилами поведения в лесу; повторить и закрепить материал о свойствах пластилина; развивать умения и навыки работы с ним; совершенствовать умение работать по плану; развивать фантазию детей с помощью самостоятельной работы по оформлению изделия; воспитывать любовь и бережное отношение к природе в процессе освоения правил поведения в лесу
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины
Пластичные материалы, стека
Наглядно-демонстрационный материал
Образец изделия из пластилина и природных материалов; таблица «Приемы работы с пластилином», учебник, дневники наблюдений учащихся; муляжи грибов
Оборудование
Учебник, рабочая тетрадь; пластилин, природные материалы (листья, веточки, иголочки); инструменты для работы с пластилином (стека, нитка, подкладная доска); ножницы, цветной картон
Планируемые
образовательные
результаты
Личностные: сориентированы на любовь и бережное отношение к природе.
Предметные: научатся различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану.
Метапредметные:
· регулятивные – овладеют способностью организовывать свое рабочее место, самостоятельно планировать
(с опорой на слайдовый план), контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Окончание табл.
· познавательные – научатся самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, составлять рассказ по иллюстрациям в учебнике;
· коммуникативные – умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации
совзаимодействия
на уроке
Универсальные
учебные действия
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Актуализация знаний
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Отгадайте загадку: под сосною у дорожки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть – нет головы. Что это? (Гриб.)
– Где мы можем насобирать грибов? Куда мы их будем складывать? (В корзинку.) Каждый ли гриб можно класть в корзинку? (Только съедобные.)
Сегодня на уроке мы вспомним, какие грибы
съедобные, а какие ядовитые, и научимся лепить грибы из пластилина
Слушают учителя,
отгадывают загадку,
отвечают
на вопросы
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Уст-
ные ответы
II. Освоение нового
Съедобные
и несъедобные грибы.
– Представьте, что вы в лесу. Грибов тут видимо-невидимо. Какие грибы мы положим в корзинку, а какие обойдем стороной?
Слушают учителя,
отвечают
Фронтальная
Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной фор-
Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
материала
Работа по рабочей тетради
(с. 8–9)
Организует работу по выполнению задания в рабочей тетради (с. 8–9), выясняет различия
съедобных и несъедобных грибов.
– Насобирали мы с вами полные корзинки грибов, принесли домой. Что будете из них готовить?
на вопросы, выполняют задание
ме, под руководством учителя осуществляют поиск нужной информации в пособиях.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Физкультминутка
Проводит физкультминутку
Выполняют упражнения
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
III. Твор-
ческая практическая деятельность
Организация рабочего места
Проверяет организацию рабочего места
Организуют рабочее место в зависимости
от вида
работы
Фронтальная
Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.
Личностные: имеют знания о гигиене труда
Организация рабочего места
Беседа «Что
и как мы будем делать».
Работа с учебником (с. 16)
Помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы понадобятся для создания поделки, для чего демонстрирует учащимся готовое изделие.
– Какой гриб нам предстоит сделать? (Боровик, белый.) Опишите этот гриб.
– Какие материалы вы будете использовать для создания композиции? (Пластилин, при-
Анализируют информацию в учебнике, отвечают на вопросы, рассматривают
Фронтальная
Познавательные: общеучебные – под руководством учителя выполняют анализ изделия по заданному плану, на основе полученной информации принимают несложные практические решения; логические – осуществляют поиск необходимой информации
Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
родные материалы: сухие листья, плод каштана.)
– Каких цветов пластилин необходимо выбрать? Почему?
– Что за материал пластилин? (Пластичный материал.)
– Назовите его свойства. (Становится мягким, пластичным в тепле, имеет цвет.)
– Давайте вспомним и приемы работы с пластилином (с помощью таблицы).
– Как можно использовать изделие? (Для украшения интерьера, выставки и т. д.)
– Какой будет последовательность ваших действий при изготовлении композиции?
Организует работу по составлению плана работы:
1. Подготовка материала.
2. Деление пластилина на части.
3. Сборка.
4. Отделка изделия, сверка его с планом работы в учебнике (с. 16)
природный материал, составляют последовательность работы
(с помощью учителя), проговаривают осваиваемые действия
(из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: умеют планировать свою деятельность; сохраняют уверенность в своих силах, способностях к творческой деятельности.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки
Практическое задание
Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
Соблюдают гигиенические нормы, выполняют леп-
Индивидуальная
Регулятивные: имеют четкие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней.
Изготовление композиции
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
– Выполните лепку грибов из пластилина, создайте композицию с использованием природных материалов
ку, создают композицию, контролируют качество на каждом этапе работы
Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке.
Познавательные: общеучебные –
ориентируются на возможное разнообразие способов выполнения задания
«Семейка грибов на поляне» из пластилина и природных материалов
IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности
Выставка работ учащихся.
Практическое задание по рабочей тетради. Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценивание результатов работы
В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества изготовления композиции.
Наблюдает, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
– Выполните задание «Плоды лесные и садовые» в рабочей тетради (с. 10–11).
Организует беседу по вопросам:
– Все ли вам удалось в этом задании?
– Что не удалось? Почему?
– Как надо вести себя в лесу, чтобы он радовал нас своей красотой долгие годы?
Рассматривают выполненные
композиции, рассказывают о своей поделке, оценивают работы.
Выполняют задание
Фронтальная, индивидуальная
Личностные: сориентированы
на эстетическое восприятие изделий, бережное отношение к природе.
Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Оценивание учащихся за работу на уроке. Уст-
ные ответы
Домашнее
задание
Объясняет домашнее задание, демонстрирует образцы природного материала и магнитиков.
Слушают учителя
Индивидуальная
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
Найти кулинарные рецепты, в которых одним
из ингредиентов являются грибы, вложить материал в папку достижений. На следующий урок принести небольшой магнитик, природные материалы для оформления поделки (на выбор), небольшую емкость для приготовления теста