Тема урока: Путешествие в мир аппликации.
Цель урока: Познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой: обрыванием.
Задачи урока:
- Познакомить детей с историей возникновения аппликации, видами аппликации.
Познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой: «обрыванием»; выполнить работу в технике обрывной аппликации.
Учить пользоваться учебным пособием.
- Продолжать расширять кругозор учащихся.
Развивать логическое мышление и способность действовать согласно алгоритму.
Развивать творческие способности, эстетический вкус.
- Побуждать учеников делать подарки своими руками и преподносить их не только на знаменательные даты, но и просто для того, чтобы выразить свои добрые чувства.
Применять здоровьесберегающие технологии.
Воспитывать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: презентация к уроку; интерактивная доска; образцы различных видов аппликации, готовый образец; цветная бумага, простой карандаш, ластик, клей, тряпочка для рук, клеёнка.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-путешествие
Ход урока:
1. Организационный момент
- Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок.
А чтобы урок пошёл каждому впрок - активно включайся в работу, дружок!
- Давайте проверим готовность к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Картон и ластик положи,
В порядке вещи содержи.
- Все готовы? Молодцы!
2. Вводная часть
- Ребята, внимательно рассмотрите работы, представленные на выставке, и определите тему нашего урока.
Поставьте цели урока
- Сегодня, ребята, урок у нас не простой. Мы отправимся с вами в путешествие, в мир волшебной аппликации.
3.Изучение нового материала
1 слайд: Путешествие в мир аппликации
И первая наша с вами остановка называется «Лукоморье».
- Демонстрация мультфильма.
- Ребята, скажите, как называется этот мультфильм? (у лукоморья дуб зеленый)
- А из какого произведения этот отрывок? (из поэмы «Руслан и Людмила»)
2 слайд: - А кто автор этой поэмы? (А.С.Пушкин)
3, 4 слайд: - О каком дереве упоминается в этом произведении? (дуб)
- Долголетие дубов поразительно. Некоторые их виды живут до 1000 лет. Издавна с этим растением у людей связано понятие о красоте, здоровье, мощи и долголетии.
5 слайд: - Очень давно, в 3 тысячелетии до н. э., в Приднепровье пекли хлеб из высушенных и растертых в муку желудей.
6 слайд: - А домашние хозяйки издавна знали, что положенные в рассол или маринад листья дуба делают фрукты и овощи хрустящими, крепкими, пряными.
7 слайд: - Люди научились использовать дуб. Желудями и листвой они кормят птиц и животных. Молодые ветки дуба применяют в медицине. Из ствола дерева делают добротную мебель, а так же различную кухонную утварь.
8 слайд: - Вот такое красивое, могучее и полезное дерево дуб.
- Ребята, а теперь посмотрите на это дерево (на ватмане нарисовано дерево без кроны), что-то здесь не так. Чего не хватает? (листьев)
Совершенно верно! И для того, что бы исправить эту ошибку, каждый из вас должен будет сделать по одной дубовой веточке. В технике аппликация.
- Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация? (высказывания детей)
9 слайд: - А для того, что бы получше узнать, что такое аппликация, я предлагаю отправиться в путь и совершить остановку на станции «Познавайка».
- Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства, когда из кусочков кожи, ткани, бумаги или другого материала вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу.
10 слайд: Люди издавна использовали аппликацию. Она являлась способом украшения:
- одежды и обуви
11 слайд: - домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища
12 слайд: - аппликацией из войлока древние кочевники украшали дорожные сумки
13 слайд: - жители Севера на своих юртах выполняли аппликацию из бересты
14 слайд: - такие женские татарские сапоги украшали аппликацией из цветной кожи
15 слайд: - нагрудный узор женского чувашского национального костюма: аппликация из ткани
16 слайд: - Ребята, посмотрите на работы, размещённые на слайде. Одинаковый ли материал используется для выполнения аппликации? (Нет)
- Что использовали для выполнения работ? (бумагу, ткань, фольгу, вату).
- Как вы думаете, можно ли разделить аппликации на группы?
- Все аппликации можно разделить на группы в зависимости от техники, в которой выполнена та или иная работа.
17 слайд: Итак, аппликация может быть плоской и объемной.
- Плоская аппликация: предметы или детали крепятся всей плоскостью на фон (показываю, приклеиваю)
- Объёмная аппликация: предметы или их детали крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объёма (показываю, приклеиваю)
18 слайд: - Резаная аппликация - выполняется из бумаги традиционным способом – вырезанием.
19 слайд: - В какой технике выполнена эта работа? Как вы думаете? (высказывают мнения)
- Что интересного заметили? (края у деталей неровные)
- Вы уже знаете, что с помощью ножниц можно вырезать различные предметы и составить из них узоры. А можно ли обойтись без них? (учащиеся высказывают предположения)
- Оказывается, можно вместо ножниц использовать свои руки. И не резать бумагу, а обрывать ее.
- Как же называется данный вид аппликации? (обрывная)
- Сегодня наши веточки мы изготовим необычным способом – обрыванием.
Такие листочки получаются, если бумагу не резать, а обрывать (показываю)
Края выходят более живыми, работа кажется объёмной, пушистой, мягкой.
Необходимо оставить белую полосу при обрывании бумаги.
- Как этого добиться? Как нужно располагать пальцы, чтобы обрывание шло по нарисованной линии?
20 слайд: Давайте отправимся на станцию «Тренировочная»
- Возьмите небольшой кусочек цветного картона и проведите карандашом линию. Разорвите её одним движением. Что получилось?
-А теперь возьмите второй кусочек цветного картона. Так же проведите карандашом линию. Разрывайте бумагу медленно, аккуратно, по линии, оставляя белый край.
- Молодцы, ребята!
Физкультминутка. Давайте отдохнем.
Ветер сильно вдруг подул,
Листья с дерева смахнул,
Закружились листья все,
Прилетели все к земле.
21 слайд: А сейчас, ребята, мы оказались на станции «Самоделкино»
Задание: необходимо изготовить листочки обрывным способом и наклеить их на веточки.
22 слайд: - Давайте с вами разберем Алгоритм выполнения аппликации:
1. изготовление листочков:
а) возьмите заготовку (лист бумаги с листочками)
б) оборвите по контуру лишнюю бумагу
2. сборка аппликации:
а) разложите листочки на веточке
б) приклейте их к веточке
- Технология изготовления аппликации понятна?
Релаксация «Настройся на работу»
- Внимание, внимание! Необходимо принять рабочее настроение. Закройте глаза, представьте, что когда-то ваша парта была красивым, высоким деревом. Оно грелось на солнышке, а сейчас отдаёт вам свою энергию. Чувствуете, как бежит тепло по вашим кистям рук, предплечьям и заряжает вас энергией.
- Хорошо!
- А теперь откройте глаза, хлопните в ладоши и, если вы готовы к работе, скажите: «Готовы!»
- Вот теперь я вижу, что вы все готовы к работе.
Правила техники безопасности
- О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (работа с клеем)
- Можете приступать к работе.
- Чтобы вам было приятнее работать, я включу спокойную, тихую музыку.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Подведение итога.
- Возьмите свои работы (веточки) и прикрепите их к стволу нашего дерева
- Какое красивое дерево у нас получилась!
- Можно ли сказать о нашем дубе, что он могучий ?
- Я посмотрела на ваши работы и считаю, что вы сегодня постарались. Работы выполнены аккуратно, красиво, а главное – вы вложили в них своё мастерство, старание, частичку хорошего настроения.
23 слайд: Итак, мы приближаемся к станции «Конечная»
6. «Проверь себя» - вопросы для закрепления
- Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, ткани, кожи (аппликация).
- Что означает с латинского слово «аппликация» (прикладывание).
- Какую новую технику работы с бумагой вы сегодня осваивали? (обрывание).
7. Рефлексия:
24 слайд: Продолжи фразу:
- Сегодня на уроке было интересно….
- Я понял, что …..
- Мне захотелось….
- Я научился…..
8. Домашнее задание
- Попробуй выполнить способом обрывания: цветы и укрась ими своё чудо-дерево;
9. Уборка рабочего места.
- Аккуратно убрать мусор в мусорное ведро. Оставшуюся бумагу сложить аккуратно, клей закрыть, протереть клеёнку, сложить все принадлежности в папку для уроков технологии.
- Молодцы! Спасибо за урок.