kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: "Понятие творчества и развитие творческих способностей. Метод мозговой атаки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Понятие творчества и развитие творческих способностей», «Мозговой штурм».

Цели

  1. Научить детей поиску выхода  из трудной ситуации, изменить которую невозможно.
  2. Ознакомить детей с позитивным переформулированием как способом изменения отношения к ситуации.
  3. Закрепить умение менять отношение к трудной ситуации.
  4. Научить выражать собственное мнение.

Задачи:

  1. Обеспечить включение
  2. Улучшить навыки общения
  3. Обменяться мнениями и идеями
  4. Придать группе энергию
  5. Использовать силу «мозгового штурма» для решения проблем
  6. Поощрять активное слушание

I

Жить – значит иметь проблемы.

Решать их – значить расти интеллектуально.

(Дж. П. ГИЛДФОРД психолог)

Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь.

(ПЛУТАРХ, римский философ)

II

Актуализация знаний:

  1. Что такое изобретательство?
  2. Какими путями можно решать любые задачи?
  3. Творчество – это ….?
  4. Зачитать рассказы, стихи практической работы №1.
  5. В чём заключается –
    1. суть метода МА?
    2. цель метода МА?
    3. план действий по методу МА?

III

Опыт использования МА показывает, что генерации идей способствуют такие приемы, как:

  1. Аналогия (сделай так, как это делалось при решении другой задачи)
  2. Инверсия (сделай наоборот)
  3. Фантазия (предложи нечто неосуществимое)
  4. Эмпатия (считай себя частью совершенствующего объекта и выясни чувства, ощущения)

IV

Проведем опыт: Мыслитель или художник?

Цель: Определить какое из полушарий доминирует.

  1. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки или правой? Запишите результат Л или П.
  2. Сделай в листе бумаги небольшое отверстие, и посмотрите сквозь него двумя глазами, на какой – нибудь предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет перемещается, когда вы закрываете правый или левый глаз?
  3. Встаньте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
  4. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Если во всех опытах был получен ответ «П», то вы ярко выраженный мыслительный тип. Если только «Л», то вас с уверенностью стоит причислить к разделу художественной натуры. В реальности в чистом виде эти типы редко встречаются, обычно наблюдается та или иная комбинация, что лишний раз подчеркивает, насколько велико в каждом из нас индивидуальное начало.

V

Стремитесь к большому количеству идей.

Идеи – как семена. Не всем им суждено выжить, поэтому необходимо посадить как можно больше семян.

Стремитесь к разнообразным идеям.

Оставайтесь свободным.

Говорите обо всем, не опасаясь высказать самые дикие предположения и выставить себя на посмешище.

Не судите

Помните, что осуждение останавливает течение мыслей и сбивает вас с ритма. Знайте, что новые идеи подобны разноцветным мыльным пузырям. Они могут лопнуть из – за «колкости» или зевка, исчезнуть от насмешки или хмурого взгляда.

Записывайте все

Оценка

Выбрать из списка три наиболее популярные идеи.

Забавный способ заставить свой ум работать в новом направлении заключается в том, чтобы задать себе вопрос: «А что если….»,

Задавая вопрос, Вы ставите перед своим сознанием цель, которую надо достичь. Простая процедура задавания вопросов является необычайно сильным средством пробуждения ваших творческих талантов. Сознанию свойственно искать ответы, и этот процесс тем интереснее и занимательнее, чем труднее это осуществить. Поэтому вопрос – это своеобразный крючок, на который ловятся идеи. Недаром знак вопроса имеет форму перевернутого крючка.

Навыки, необходимые при решении проблем:

  1. Прямой подход. Если перед вами возникает проблема, что вы обычно делаете? Идете ей на встречу или бежите от нее? Удовлетворяетесь единственным решением или пытаетесь найти еще и альтернативные? Откладываете решение в долгий ящик или всегда решаете проблему сразу же?
  2. Организация. Для того, чтобы эффективно решить задачу, нужно правильно организовать имеющуюся информацию, сосредоточиться на ключевых моментах, отбрасывая все второстепенное. Нужно точно сформулировать возникшую проблему.

Манипуляции. Некоторые задачи решаются достаточно эффективно с помощью продуманной тактики последовательных шагов. Другие можно решить экспериментальным путем – методом проб и ошибок. Третьи «сдаются» только после долгого размышления, причем ответ часто возникает как озарение. В любом случае вы должны будете оперировать имеющейся в наличии информацией.

Проверка. Когда вы получите решение, проверьте его правильность. Вновь проанализируйте сделанные вами допущения, цепочки умозаключений. Спросите себя, нет ли у этой проблемы другого решения?

Игры

Вопросы для обсуждения

1.Цепная реакция

  1. Что вы узнали о ваших одноклассниках?
  2. Почему таким способом хорошо узнавать друг о друге?
  3. Что вы почувствовали, когда подошла ваша очередь?
  4. Что вы чувствуете по отношению к вашим одноклассникам сейчас?

2.Проволока жизни

  1. Чему вы научились в ходе этого упражнения?
  2. Какой опыт был для вас новым, а какой нет?
  3. Насколько хорошо слушали вас одноклассники?
  4. Что ты почувствовал, когда сделал макет из проволоки и поделился своим жизненным опытом?

3.Мозговой штурм

  1. Было ли весело проводить мозговой штурм?
  2. Помогли ли вам правила?
  3. Что произошло бы, если бы мы начали комментировать, оценивать или обсуждать идеи по мере их высказывания?
  4. Насколько активно ты участвовал?

4.Кухонные принадлежности

  1. Что разработали группы
  2. Как менялась деятельность групп по ходу высказывания и разработки приспособлений?
  3. Чему вы научились в результате этого упражнения?
  4. Как сформировалось лидерство в вашей малой группе?
  5. Как подобные упражнения влияют на дух группы?
  6. Какое у тебя было настроение, до того как группа решила,что создавать?
  7. Как ты себя чувствовал, когда группа выполнила задание?

5.Достижение соглашения

  1. Какие идеи вы высказали в группе?
  2. Почему иногда такой способ принятия решения более труден?
  3. Как ваша группа пришла к соглашению?
  4. Как вы себя чувствовали, когда группа пришла к заключительному решению?
  5. Как вы лично повлияли на решение, которое приняла группа?

6.Штурм целей

  1. Почему важно знать чего хочет группа?
  2. Почему нужно придерживаться правил МШ?
  3. Что затрудняет штурм целей?
  4. Чем вы докажете, что ваша группа работала успешно?

7.Групповое решение проблем

  1. В чем состоит ценность стратегии?
  2. Какими еще путями могут быть приняты решения в группе?
  3. Насколько хорошо вы следовали правилам поведения в группе?
  4. Какие навыки социального характера применяла ваша группа?
  5. Как вы оцениваете свое участие?
  6. Удовлетворяет ли вас разработанный план действий?

8.Раз, два, три

  1. Как можно сравнить твой выбор с выбором других?
  2. Почему выбирать иногда трудно, а иногда легко?
  3. Какие чувства у тебя возникают, когда трудно выбирать?
  4. Что ты сам о себе узнал?

9.Большой палец – вверх, большой палец – вниз

  1. За что еще вы могли проголосовать?
  2. Чем этот способ отличается от другого?
  3. Почему важно знать разные способы голосования?
  4. Чем такой способ голосования тебе помог?
  5. Что ты чувствовал когда твое мнение узнали все?
  6. Хотел ли ты изменить решение, когда увидел, как голосовали другие?

10.Клиент – Консультант

  1. Какие решения нашли консультанты для вашей проблемы?
  2. Насколько хорошо консультанты слушают?
  3. Почему иногда консультант нужен?
  4. Какие социальные навыки помогут стать хорошим консультантом?
  5. Как это упражнение повлияло на настроение в вашей группе?
  6. Как ты чувствовал себя, когда делился с другими своей проблемой?

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Понятие творчества и развитие творческих способностей. Метод мозговой атаки" »

Тема урока: «Понятие творчества и развитие творческих способностей», «Мозговой штурм».

Цели :

  • Научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно.

  • Ознакомить детей с позитивным переформулированием как способом изменения отношения к ситуации.

  • Закрепить умение менять отношение к трудной ситуации.

  • Научить выражать собственное мнение.

Задачи:

  • Обеспечить включение

  • Улучшить навыки общения

  • Обменяться мнениями и идеями

  • Придать группе энергию

  • Использовать силу «мозгового штурма» для решения проблем

  • Поощрять активное слушание

I Жить – значит иметь проблемы.

Решать их – значить расти интеллектуально.

(Дж. П. ГИЛДФОРД психолог)

Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь.

(ПЛУТАРХ, римский философ)

II

Актуализация знаний:

  1. Что такое изобретательство?

  2. Какими путями можно решать любые задачи?

  3. Творчество – это …..?

  4. Зачитать рассказы, стихи практической работы №1.

  5. В чём заключается –

    • суть метода МА?

    • цель метода МА?

    • план действий по методу МА?

III

Опыт использования МА показывает, что генерации идей способствуют такие приемы, как:

  • Аналогия (сделай так, как это делалось при решении другой задачи)

  • Инверсия (сделай наоборот)

  • Фантазия (предложи нечто неосуществимое)

  • Эмпатия (считай себя частью совершенствующего объекта и выясни чувства, ощущения)

IV Проведем опыт: Мыслитель или художник?

Цель: Определить какое из полушарий доминирует.

  1. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки или правой? Запишите результат Л или П.

  2. Сделай в листе бумаги небольшое отверстие, и посмотрите сквозь него двумя глазами, на какой – нибудь предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет перемещается, когда вы закрываете правый или левый глаз?

  3. Встаньте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

  4. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Если во всех опытах был получен ответ «П», то вы ярко выраженный мыслительный тип. Если только «Л», то вас с уверенностью стоит причислить к разделу художественной натуры. В реальности в чистом виде эти типы редко встречаются, обычно наблюдается та или иная комбинация, что лишний раз подчеркивает, насколько велико в каждом из нас индивидуальное начало.


V

Стремитесь к большому количеству идей.

Идеи – как семена. Не всем им суждено выжить, поэтому необходимо посадить как можно больше семян.

Стремитесь к разнообразным идеям.

Оставайтесь свободным.

Говорите обо всем, не опасаясь высказать самые дикие предположения и выставить себя на посмешище.

Не судите

Помните, что осуждение останавливает течение мыслей и сбивает вас с ритма. Знайте, что новые идеи подобны разноцветным мыльным пузырям. Они могут лопнуть из – за «колкости» или зевка, исчезнуть от насмешки или хмурого взгляда.

Записывайте все Оценка

Выбрать из списка три наиболее популярные идеи.


Забавный способ заставить свой ум работать в новом направлении заключается в том, чтобы задать себе вопрос: «А что если….»,

Задавая вопрос, Вы ставите перед своим сознанием цель, которую надо достичь. Простая процедура задавания вопросов является необычайно сильным средством пробуждения ваших творческих талантов. Сознанию свойственно искать ответы, и этот процесс тем интереснее и занимательнее, чем труднее это осуществить. Поэтому вопрос – это своеобразный крючок, на который ловятся идеи. Недаром знак вопроса имеет форму перевернутого крючка.


Навыки, необходимые при решении проблем:

  • Прямой подход. Если перед вами возникает проблема, что вы обычно делаете? Идете ей на встречу или бежите от нее? Удовлетворяетесь единственным решением или пытаетесь найти еще и альтернативные? Откладываете решение в долгий ящик или всегда решаете проблему сразу же?

  • Организация. Для того, чтобы эффективно решить задачу, нужно правильно организовать имеющуюся информацию, сосредоточиться на ключевых моментах, отбрасывая все второстепенное. Нужно точно сформулировать возникшую проблему.

  • Манипуляции. Некоторые задачи решаются достаточно эффективно с помощью продуманной тактики последовательных шагов. Другие можно решить экспериментальным путем – методом проб и ошибок. Третьи «сдаются» только после долгого размышления, причем ответ часто возникает как озарение. В любом случае вы должны будете оперировать имеющейся в наличии информацией.
  • Проверка. Когда вы получите решение, проверьте его правильность. Вновь проанализируйте сделанные вами допущения, цепочки умозаключений. Спросите себя, нет ли у этой проблемы другого решения?





Игры

Вопросы для обсуждения

1.Цепная реакция
  1. Что вы узнали о ваших одноклассниках?

  2. Почему таким способом хорошо узнавать друг о друге?

  3. Что вы почувствовали, когда подошла ваша очередь?

  4. Что вы чувствуете по отношению к вашим одноклассникам сейчас?

2.Проволока жизни

  1. Чему вы научились в ходе этого упражнения?

  2. Какой опыт был для вас новым, а какой нет?

  3. Насколько хорошо слушали вас одноклассники?

  4. Что ты почувствовал, когда сделал макет из проволоки и поделился своим жизненным опытом?

3.Мозговой штурм

  1. Было ли весело проводить мозговой штурм?

  2. Помогли ли вам правила?

  3. Что произошло бы, если бы мы начали комментировать, оценивать или обсуждать идеи по мере их высказывания?

  4. Насколько активно ты участвовал?

4.Кухонные принадлежности

  1. Что разработали группы

  2. Как менялась деятельность групп по ходу высказывания и разработки приспособлений?

  3. Чему вы научились в результате этого упражнения?

  4. Как сформировалось лидерство в вашей малой группе?

  5. Как подобные упражнения влияют на дух группы?

  6. Какое у тебя было настроение, до того как группа решила,что создавать?

  7. Как ты себя чувствовал, когда группа выполнила задание?

5.Достижение соглашения

  1. Какие идеи вы высказали в группе?

  2. Почему иногда такой способ принятия решения более труден?

  3. Как ваша группа пришла к соглашению?

  4. Как вы себя чувствовали, когда группа пришла к заключительному решению?

  5. Как вы лично повлияли на решение, которое приняла группа?



6.Штурм целей

  1. Почему важно знать чего хочет группа?

  2. Почему нужно придерживаться правил МШ?

  3. Что затрудняет штурм целей?

  4. Чем вы докажете, что ваша группа работала успешно?

7.Групповое решение проблем

  1. В чем состоит ценность стратегии?

  2. Какими еще путями могут быть приняты решения в группе?

  3. Насколько хорошо вы следовали правилам поведения в группе?

  4. Какие навыки социального характера применяла ваша группа?

  5. Как вы оцениваете свое участие?

  6. Удовлетворяет ли вас разработанный план действий?

8.Раз, два, три

  1. Как можно сравнить твой выбор с выбором других?

  2. Почему выбирать иногда трудно, а иногда легко?

  3. Какие чувства у тебя возникают, когда трудно выбирать?

  4. Что ты сам о себе узнал?

9.Большой палец – вверх, большой палец – вниз

  1. За что еще вы могли проголосовать?

  2. Чем этот способ отличается от другого?

  3. Почему важно знать разные способы голосования?

  4. Чем такой способ голосования тебе помог?

  5. Что ты чувствовал когда твое мнение узнали все?

  6. Хотел ли ты изменить решение, когда увидел, как голосовали другие?

10.Клиент – Консультант

  1. Какие решения нашли консультанты для вашей проблемы?

  2. Насколько хорошо консультанты слушают?

  3. Почему иногда консультант нужен?

  4. Какие социальные навыки помогут стать хорошим консультантом?

  5. Как это упражнение повлияло на настроение в вашей группе?

  6. Как ты чувствовал себя, когда делился с другими своей проблемой?


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Кравченко Анжелика Владимировна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193548

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Урок физики. Плоское зеркало"
    ["seo_title"] => string(26) "urokfizikiploskoiezierkalo"
    ["file_id"] => string(6) "317774"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460447642"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие критического мышления на уроках немецкого языка "
    ["seo_title"] => string(69) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-niemietskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "229408"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441730967"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "В. Г. Распутин. Жизнь и творчество."
    ["seo_title"] => string(33) "v-g-rasputin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "282892"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453741083"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Разные методы обучения на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(55) "raznyie-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "196360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428049609"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства