урок по теме "Подготовка швейной машины к работе, работа на швейной машине"
Урок по теме "Подготовка швейной машины к работе, работа на швейной машине"
Данный урок разработан для учащихся 5 класса общеобразовательной школы.
Тема урока: «Подготовка швейной машины к работе, работа на швейной машине».
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с организацией рабочего места при машинных работах, с техникой заправки верхней и нижней ниток, с правилами работы на швейной машине.
Воспитательная: воспитать самостоятельность и аккуратность в работе.
Развивающая: развивать требовательность и аккуратность в работе.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-наглядный, практический (объяснение с показом приёмов выполнения практической работы).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по теме "Подготовка швейной машины к работе, работа на швейной машине" »
Дата _______________
5 класс Технология
План урока
Тема урока: «Подготовка швейной машины к работе, работа на швейной машине».
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с организацией рабочего места при машинных работах, с техникой заправки верхней и нижней ниток, с правилами работы на швейной машине.
Воспитательная: воспитать самостоятельность и аккуратность в работе.
Развивающая: развивать требовательность и аккуратность в работе, развивать глазомер.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-наглядный, практический (объяснение с показом приёмов выполнения практической работы).
Наглядные пособия: образцы машинных швов, швейная машина с ручным приводом.
Оборудование: швейная машина с ручным приводом, нитки, ножницы, ткань.
Межпредметные связи: физика, физическая культура.
План
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
III. Вводный инструктаж. Подготовка швейной машины к работе.
1. Организация рабочего места при машинных работах, подготовка машины к работе.
2. Заправка верхней и нижней ниток.
3. Правила работы на швейной машине.
IV. Практическая часть. Текущий инструктаж.
1. Практическая работа №1 «Тренировочные упражнения работы на швейной машине с ручным приводом »
2. Практическая работа №2 «Заправка швейной машины»
V. Заключительный инструктаж.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Отметить отсутствующих.
- Проверить готовность к уроку: наличие рабочих тетрадей, инструментов и материалов для практической работы, рабочей одежды.
- Настрой учащихся на работу.
- Доведение до учащихся плана урока.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство со швейной машиной, научимся подготавливать швейную машину к работе и работать на ней. Но вначале давайте повторим санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине.
II.Повторение пройденного материала.
Устный опрос:
1. Как должен стоять стул при работе на швейной машине? (стоять против иглы)
2. С какой стороны должен падать свет на рабочую поверхность? (с левой стороны или спереди)
3. Каким должно быть расстояние между работающим и машиной?(10-15 см)
4. Можно ли класть на машину посторонние предметы? (нет)
5.Что категорически нельзя делать при работе на швейной машине? (не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины)
6. Кто может еще дополнить и рассказать о правилах ТБ при работе на швейной машине?
III. Вводный инструктаж.
Тема урока: «Подготовка швейной машины к работе, работа на швейной машине».
Цель: научить учащихся организовывать рабочее место при работе на швейной машине, научить учащихся заправлять верхнюю и нижнюю нити, ознакомить с правилами работы на швейной машине. Отработать навыки работы на швейной машине (тренировочные упражнения).
1.Рассказать:
Прежде чем начать работу на швейной машине, необходимо правильно организовать свое рабочее место.
Вопрос:Как вы думаете, что значит «правильно организовать рабочее место»?
Ответы учащихся.
Организация рабочего места.
Рабочее место, это то место, где вы будете выполнять свою работу. В нашем случае, это стол, где стоит швейная машина. Рабочее место нужно организовать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.
При выполнении машинных швейных работ все необходимые инструменты и принадлежности должны лежать в ящике машины, а на платформе – только ткань или изготовляемое изделие.
Подготовка машины к работе: (дать под запись)
1.Поставить приводной рычаг в рабочее положение;
2. Поставить машину на рабочий ход;
3. Поднять иглу;
4.Вынуть из-под лапки кусочек ткани;
5. Заправить нить.
2. Рассказать:
Заправка ниток.
При заправке верхней и нижней ниток необходимо соблюдать определенную последовательность. Малейшая неточность при заправке приводит к неполадкам в работе машины.
Заправка верхней нитки. (дать под запись)
1.Поставьте машину на рабочий ход и поднимите иглу верхнее положение.
2.Поставьте катушку с нитками на катушечный стержень и пропустите нитку через прорезь нитенаправителя.
3. Заведите нитку между шайбами регулятора натяжения верхней нитки, потянув её за оба конца вверх, а затем в петлю компенсационной пружины.
4. Вденьте нитку в ушко рычага нитепритягивателя и заведите её за крючок нитепритягивателя на иглодержателе.
5. Вставьте нитку в ушко иглы со стороны нитенаправителя, оставив свободный конец нитки длиной 10-15 см.
Все приемы объясняю и показываю на швейной машине.
Теперь познакомимся с челночным устройством.
Шпульный колпачок предназначен для заправки нижней нитки в челночное устройство и для регулирования её натяжения. Изготавливают его из стали. Давайте рассмотрим его и разберем его детали: корпус колпачка, установочный палец, рычаг защелки, винт, прорезь, пружина натяжения нитки.
Показываю учащимся шпульный колпачок и называю его детали.
Заправка нижней нитки. (дать под запись)
1. Вставьте шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок.
2. Заправьте нитку под пружину натяжения нитки шпульного колпачка, оставив конец длиной 10-15 см.
3. Вставьте шпульный колпачок в челночное устройство. Палец шпульного колпачка должен войти в прорезь челночного устройства. Если при этом послышится щелчок, то, значит, колпачок установлен правильно.
4. Закройте задвижную пластинку и выведите нижнюю нитку наверх через отверстие игольной пластинки.
5. Концы обеих ниток заведите назад, под лапку.
Все приемы объясняю и показываю на швейной машине.
3. Рассказать:
При работе на швейной машине вы должны соблюдать следующие правила:
1. Маховое колесо вращать только на себя.
2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.
3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.
4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).
5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.
6. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.
Правила работы на швейной машине:
Начало работы:
Подложить подготовленную для работы ткань под лапку и проколоть её иглой, придерживая концы ниток. Опустить лапку и приступить к работе.
Выполнение работы:
При выполнении строчки направлять ткань так, чтобы намеченная линия строчки находилась между рожками лапки. При шитье нельзя тянуть или подталкивать ткань.
Окончание работы:
Поднять иглу, поднять лапку, отвести ткань от себя левой рукой и обрезать нитки, оставляяконцыдлиной10-15 см. Подложить кусочек ткани под лапку и опустить её. Поставить машину на холостой ход.
Все приемы объясняю и показываю на швейной машине.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учащиеся встают, делают один шаг в сторону от парты и выполняют зарядку:
Мы зарядку начинаем, наши руки разминаем, разминаем спину плечи, чтоб сидеть нам было легче.
(Руки перед грудью, рывки руками)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево, повернись, на соседа оглянись.
(Поворот туловища в стороны.)
Голову тяну к плечу, шею я размять хочу.
В стороны разок-другой покачаю головой.
(Наклоны головы вправо и влево.)
Хорошо чуть - чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты)
Продолжение урока.
IV. Практическая часть. Текущий инструктаж.
Практическая работа №1 «Тренировочные упражнения работы на швейной машине с ручным приводом».
Раздаю ИТК «Тренировочные упражнения работы на швейной машине с ручным приводом» для ознакомления иучащиеся приступают к выполнению упражнения 1 и упражнения 2 в моём присутствии.
Наблюдаю за соблюдением ТБ и правильностью выполнения упражнений.
Практическая работа №2 «Заправка швейной машины»
Раздаю ИТК «Заправка швейной машины» для ознакомления и учащиеся приступают к выполнению П.р. в моем присутствии.
Наблюдаю за соблюдением ТБ и правильностью выполнения заправки верхней и нижней ниток.
V. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Выставление оценок, их аргументация.
Домашнее задание (выучить записи в тетрадях и повторить ТБ при машинных работах).
Инструкционно-технологическая карта
Тренировочные упражнения работы
на швейной машине с ручным приводом
Упражнение 1.
1. Поставьте машину на холостой ход. Для этого винт-разъединитель поверните до отказа на себя, придерживая левой рукой маховое колесо.
2. Поставьте приводной рычаг в рабочее положение: вставьте его в гнездо привода, оттянув стопор.
3. Потренируйтесь, равномерно вращая маховое колесо за рукоятку ручного привода. Помните, что при работе оно всегда должно вращаться на работающего.
4. Выньте приводной рычаг из гнезда, оттянув стопор.
Упражнение 2.
1. Начертите карандашом на ткани, сложенной вдвое, линии.
2. Поставьте приводной рычаг в рабочее положение. Оставьте машину на рабочий ход, повернув винт-разъединитель до отказа от себя.
3. Поднимите иглу и лапку и подложите под лапку подготовленную для работы ткань.
4. Опустите иглу, поворачивая маховое колесо на себя, и проколите ткань вначале намеченной линии.
5. Опустите лапку и, медленно вращая рукоятку привода, направляйте ткань так, чтобы проколы иглы проходили точно по намеченной линии.
6. Повороты делайте на опущенной игле.
7. При окончании работы, поднимите иглу и лапку и выньте ткань.
Инструкционно-технологическая карта
Заправка швейной машины
1. Заправка верхней нитки
1.Поставьте машину на рабочий ход и поднимите иглу верхнее положение.
2.Поставьте катушку с нитками на катушечный стержень и пропустите нитку через прорезь нитенаправителя.
3. Заведите нитку между шайбами регулятора натяжения верхней нитки, потянув её за оба конца вверх, а затем в петлю компенсационной пружины.
4. Вденьте нитку в ушко рычага нитепритягивателя и заведите её за крючок нитепритягивателя на иглодержателе.
5. Вставьте нитку в ушко иглы со стороны нитенаправителя, оставив свободный конец нитки длиной 10-15 см.
2. Заправка нижней нитки
1. Вставьте шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок.
2. Заправьте нитку под пружину натяжения нитки шпульного колпачка, оставив конец длиной 10-15 см.
3. Вставьте шпульный колпачок в челночное устройство. Палец шпульного колпачка должен войти в прорезь челночного устройства. Если при этом послышится щелчок, то, значит, колпачок установлен правильно.
4. Закройте задвижную пластинку и выведите нижнюю нитку наверх через отверстие игольной пластинки.