(Вхожу в кабинет с цветами) -Здравствуйте друзья! Сегодня нет праздника и у меня нет дня рождения, но есть цветы. Цветы – прекрасный посредник для выражения чувств и эмоций человека. Я счастлива встрече с вами, а эти цветы помогут нам решить одну интереснейшую задачу.
. Опора на ранее изученные знания.
-Кто знает что такое «этикет»?
-Для чего он нам нужен?
-Откуда появилось это понятие в русском языке?
. Новый материал.
1 Исторические сведения. (Дети, заранее получившие опережающие задания, выступают со своими сообщениями).
-Правила хорошего тона стремятся соблюдать все культурные люди на земле. Стремление вести себя прилично уходит в глубь тысячелетней истории человечества и зафиксировано в древнейших письменах. На одном из пышных приемов у французского короля Людовика 14 гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее в последствии в языки многих стран. Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
2.Виды этикета.
--Какие виды этикета вы знаете? (Карточки с видами этикета лежат на столе у учителя).
Речевой этикет.
-Столовый этикет.
-Научный этикет.
-Медицинский этикет.
Педагогический этикет.
Дипломатический этикет.
--Цветочный этикет.
Подведение к теме и цели урока.
3. Дарить цветы - это искусство. Существует целый ритуал их преподношений. Но не менее значимый момент этого ритуала – составление букета. Сегодня мы будем трудиться над цветочным этикетом, развивать хорошие манеры, свой эстетический вкус и Творческую инициативу.
Из этих цветов сделаем букеты, красиво оформим их, придумаем название и расскажем для кого он предназначен, с какой целью преподносится и из чего он собран. Это и есть алгоритм выполнения краткосрочного творческого проекта.
( Карточки прикрепляю на доску. Для кого? Для чего? Из чего он собран? ).
4. «Язык цветов»--зародился на Востоке в глубокой древности. В Японии к праздникам делают удивительные цветочные композиции, несущие определенную символику. Например, в новогоднюю композицию обязательно должна входить веточка сосны – символ долголетия; весной на праздник девочек ставя композицию из цветущих веток персика – символ нежности и красоты; а на праздник мальчиков – букет из цветов ириса и веточки дуба – символизирующих мужество и стойкость.
В России молодые люди тоже объяснялись с помощью цветов, имевших тайный смысл. Букет ландышей – это напоминало вернувшееся счастье; тюльпаны – объяснения в чувствах; нарцисс – кротость; роза красная, белая, желтая – любовь и здоровье, невинность, кокетство; ромашка – мир и так далее.
5.Правила составления букета.
1) Букет должен соответствовать своему назначению. Принято дарить нечетное число цветов. Букет из четного числа символизирует траур.
2) Компоновать букет надо из небольшого количества цветов ( 3-7 штук). Готовый букет связывают тесьмой.. На месте связки вся листва удаляется. Букет формируется по классическому правилу «золотого сечения», согласно которому большая часть так относится к меньшей, как большая часть относится к целому 2:1=2:3.
3) Букет оформляется, как правило, манжеткой из целлофана, тюля, кружев, лент.
4) Готовую манжетку прикрепляют к букету и перевязывают декоративной лентой.
Творческая работа учащихся.
1.Повторяют правила ТБ при работе с ножницами.
2. Выбирают карточку – задание для своей группы: букет подготовить первокласснику, учительнице, любимой маме, юбилейный для дедушки.
3.Предлагаю подобрать цветы, манжетку, ленту для букета.
4. Самостоятельная работа по оформлению букета, придумывания названия и защиты. Работаем 15 минут над проектом.
5. Защита творческого проекта (рассказы о букетах и преподнесении их с соответствующими словами – пожеланиями).
Анализ работы и самооценка.
( Благодарю ребят за урок, хвалю за творчество, инициативу, прекрасные букеты и тесное сотрудничество и взаимопонимание).Рекомендую использовать полученные знания на практике, так как приближается День матери.
Релаксация.
Какие чувства испытывали при выполнении этой работы? Что нового узнали о цветочном этикете?