Тема: Тематическая (сюжетная) картина
Цель: сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
Задачи:
- подвести учащихся к пониманию особенностей жанра, через повторение и обобщение изученного;
- развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность учащихся Через решение композиционных упражнений.,
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству,и доброжелательное отношение к друг другу.
Оборудование.
1Призентация.
2. Художественные материалы для практической работы.
3. Словарь художественных терминов.
План урока.
1. Повторение и закрепление знаний учащихся.
2. Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.
З. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и анализ работ.
Ход урока
Приветствие: 21 ноября - Всемирный день приветствия. «Всемирный день приветствий» отмечается ежегодно с 1973 года. Его придумали два брата-американца (Майкл и Брайен Маккомак) в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности. Более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Нам хочется, чтобы все, кто еще не знают о нем, узнали и приняли участие, тем более, что все очень просто и особой подготовки не требует: достаточно в этот день приветливо поздороваться с десятью незнакомыми людьми. Вы можете сказать им: "Добрый день" или "Привет", это зависит от возраста и настроения. Приветствие - первое правило этикета.
Учитель: На предыдущих уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Наши дальнейшие уроки - об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа — бытового жанра.
Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?
Ответы учащихся. Архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Учитель: Да действительно верно вы вспомнили, что изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ребята, а как вы считаете, в каком виде искусства ярче всего это деление проявляется?
Ответы учащихся. В живописи и графике.
Учитель: Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других — людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы — пейзаж, вещей — натюрморт, человека — портрет, событий жизни — сюжетно-тематическая картина.
В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения — жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности — портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины — историческая, батальная, бытовая картины.
А теперь из картин представленных на доске те, жанр которых вам знаком.
Жанры в изобразительном искусстве.
1) Анималистический жанр.
2) Портрет — парадный, интимный, групповой.
3) Пейзаж — сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический.
4) Натюрморт — цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства.
5) Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.
Учащиеся: Группируют картины, предложенные учителем.
Учитель: Что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным.
Каков сюжет представленных живописных работ?
Учащиеся: Рассуждая “о чем эта картина”, стараются определить сюжет.
Учитель: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?
Исторический — ему принадлежит особое место. Этот жанр
включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события,
Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.
(К, Брюллов "Последний день Помпеи” и др.)
Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
(Такими картинами могут считаться произведения художников 60—70-х годов, посвященные покорению космоса и т.п.)
Батальный жанр (от франц. Bаtaille - битва) — посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
Попробуйте самостоятельно дать определение сказочному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.