Цель:
- Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению. Закреплять знание геометрических фигур, умение конструировать, логически мыслить.
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жилище, имущество; никто не в праве отобрать у него принадлежащее ему имущество;
- Формировать чувство сотрудничества, гуманного отношения друг к другу, к родителям, к соседям, правила проживания в одном доме с другими людьми;
- Развивать умение работать вместе.
Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные. Научатся: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (вслух говорит один, а другие внимательно слушают); отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; осуществлять работу в паре и в группе.
Личностные: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выход из спорной ситуации; формировать уважительного отношения к иному мнению; принять и освоить социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
Формы и методы работы:
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Методы: Словесный, наглядный, объяснительно - иллюстративный
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Ноутбук
- Мягкий модуль
- Танграм
- Счетные палочки
- Клей-карандаш
- Ватман
- Ножницы
- Цветная бумага/картон
- Рисунки с изображением строительных профессий
- Кепки для бригадиров
- Музыкальное сопровождение
1. I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся, создание положительного настроя детей на работу.
Слайд 1. – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их. (Слайд 1)
Всем, всем – добрый день.
Прочь с дороги наша лень.
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.
Психологический настрой
- На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).
- Уши внимательно слушают и … (слышат).
- Голова хорошо … (думает).
II. II этап. Актуализация знаний.
Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Слайд 2. 1.Формулирование темы урока, постановка цели
- Посмотрите на доску, ребята. К нам пришли герои сказок. Может, у них что-то случилось?
1) Я всю жизнь работал много
Тратил столько сил,
Экономил, сколько можно-
Домик смастерил.
Сеньор-Помидор мимо проезжал,
Для своей собаки домик отобрал. (Кум Тыква из сказки «Чипполино»)
2) Вот лисичка – хвостик рыжий,
К зайчику идет поближе.
Ведь у зайчика избушка не растаяла весной,
Стоит крепко под сосной. (Заюшкина избушка)
3) Девочка-малышка внутри цветка жила,
Пока ее лягушка в болото не снесла.
Бабочки и рыбки на помощь ей пришли,
От лягушки с сыном они ее спасли.
Девочка-малютка крошечной была
И домик свой цветочный найти так и не смогла. (Дюймовочка)
4) Поросята все играли, песни пели и плясали,
Но как волка увидали, испугались, задрожали.
Разбежались по домам, затаились под диван.
Домик из соломы, другой из веток был,
Волк три раза дунул – и все их развалил. (Три поросенка)
5) Стоял в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Все зверушки прибегали и квартирки
занимали.
В доме места мало было,
Медведю квартиры не хватило.
От обиды – заревел
И на крышу дома сел.
Теремочек затрещал, зашатался и упал. (Теремок)
Слайд 3. - Какой общей бедой объединены герои этих сказок? (Остались без дома)
- Допустимо ли это? (Нет)
- Какое право было нарушено? (Право на хороший уровень жизни, право на жилище.) (
- Где записано это право? (В Конвенции о правах ребенка)
Слайд 4. - Ребята, может, кто-то уже догадался, чем мы будем заниматься, что конструировать?
- Мы подошли к теме нашего занятия:
Всем на свете нужен дом,
Имеет право каждый жить в нем!
III этап. Изучение нового материала.
Цели: выявление у обучающихся новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией/
1. - Вы сидите группами-бригадами, строительными бригадами. Я предлагаю сегодня построить вам дом для одного из героев, которого выберите сами. Слайд 5.
- Построить дом не так-то просто. Потребуются знания и умения, которые вы уже приобрели. Ребята, а какие строительные профессии вы знаете?
(Дети называют профессии, на доску вывешиваю картинки с изображением людей данных профессий.)
- Архитектор придумывает, каким будет дом и рисует чертеж на бумаге.
- Инженер выполняет расчеты.
- Каменщик возводит стены из кирпича.
- Кровельщик кроет железом крышу дома.
- Плотник делает рамы и полы.
- Стекольщик стеклит рамы.
- Штукатур штукатурит стены.
- Маляр красит стены.
- И еще люди многих других профессий помогают в строительстве дома. Слайд 6.
2. Подготовка к творческой работе.
Слайд 7. - Из чего мы будем строить дома? (Из геометрических фигур.)
- На наших занятиях в течение года вы познакомились со множеством геометрических фигур.
- Назовите самую маленькую фигуру. (Точка)
- Узнайте следующие фигуры:
1) Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
Все 4 стороны – одинаковой длины.
Вам его представить рада. (Квадрат)
- По какому главному признаку вы узнали квадрат?
2) Я фигура, есть и центр у меня.
И каждая точка моя
От центра одинаково удалена.
Красив и ровен я, посмотри.
Как называюсь я? Скажи. (Круг.)
- Где мы можем использовать круг при строительстве? (декор)
3) Четыре вершины, четыре угла,
У каждого есть своя сторона. (Прямоугольник)
- Почему так называется? (все углы прямые)
- Что еще знаете про прямоугольник? (противоположные стороны равны.)
4) –Какую фигуру мы еще не назвали? (треугольник) Почему так называется фигура?
3.Физминутка.
IV этап. Закрепление изученного.
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
1. Работа в паре. Выбор бригадира. Слайд 8.
- Как будет выглядеть наш дом,
Что будет раньше, что потом,
Решает не директор,
Решает архитектор.
- Я предлагаю вам выполнить задание, которое пригодится в работе архитектора: изготовить макет дома.
- Сложите из 6 палочек дом.
На интерактивной доске один учащийся показывает образец выполнения (из спичек).
- Из каких геометрических фигур он состоит?
- Измените дом так, чтобы была видна еще одна его сторона.
- Сколько палочек добавили? (5) (показ на интерактивной доске)
- Переложите 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
(показ на интерактивной доске)
- Вижу, что каждый из вас – большой специалист в области строительства. Поэтому я предлагаю приступить к работе.
- Давайте вспомним правила работы в группе (бригаде). Слайд 9.
(Обращаем внимание на плакат совместной работы)
- Выберите в своей бригаде бригадира, который и будет защищать вашу совместную постройку.
- 1 бригада будет строить дом из мягкого модуля.
2 бригада – из фигур Танграма по образцу.
3 бригада– из фигур танграма (несколько наборов)
4 бригада – из геометрических фигур (разных)
- Вспомним правила работы с ножницами, клеем.
3. Электронная гимнастика для глаз.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
Рассматриваем дома. Бригадир рассказывает, для кого построен дом, какие фигуры им потребовались. Слайд 10.
- Ребята, как вы считаете, героям понравятся ваши домики?
- Что вам для этого приходилось делать? (быть внимательными, договариваться между собой)
- Вы довольны своим конечным результатом? Какие знания вам пригодились для строительства дома? (Знание профессий, геометрических фигур)
- Наклейте около домика те выражения лиц, с которыми вы работали. (смайлики)
- Я тоже довольна вашей работой. Всем строителям объявляю благодарность. С вами было интересно работать. Слайд 11.