Роль цвета в жизни человека. Индивидуальный подход к своей внешности при выборе цвета в одежде.Способствовать формированию у учащихся широкого развернутого представления о роли цвета в жизни человека, о взаимосвязи цвета и цветовых сочетаний с внешностью человека. Закрепить знания о законах цветового круга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательная: Способствовать формированию у учащихся широкого развернутого представления о роли цвета в жизни человека, о взаимосвязи цвета и цветовых сочетаний с внешностью человека. Закрепить знания о законах цветового круга.
Развивающая: Развивать навыки и умения в практическом подборе образцов тканей для заданного типа внешности.
Воспитательная: Формирование хорошего эстетического вкуса, чувства цветовой гармонии, ответственного отношения к выбору одежды, эстетического восприятия природы и окружающего мира
Тип урока: Изучение нового материала
Формапроведения: Урок интегрированный с предметом ИЗО
Плакат «Творчество художника К. С. Петрова-Водкина»
Плакат «Цветовой круг Гёте»
Плакат «Типы внешности»
Энциклопедия русской культуры
Образцы тканей
Эскизы-заготовки для практической работы
Заготовки деталей из бумаги
Карточки по композиции костюма
Карточки по сочетанию цветов
Инструменты и принадлежности: Ножницы, клей, карандаш, прозрачная бумага
Ход урока:
Беседа
На этом уроке мы попробуем разобраться, какую роль играет цвет в одежде человека и вообще в его жизни.
Доказано наукой, и мы все об этом знаем, что все цвета на земле производит солнечный луч. Как только солнце скрывается за горизонтом, землю покрывает черная мгла и все цвета исчезают. А на рассвете, земля вновь предстает перед нами во всем великолепном разнообразии цветов. Наша жизнь прекрасна, потому что она многокрасочна.
Великую тайну солнечного спектра природа наглядно демонстрирует, когда появляется радуга после дождя. Она цветная, и если хорошо присмотреться, в её дуге можно насчитать семь цветов.
Чтобы запомнить эти цвета и порядок их расположения, была придумана фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
Великий русский ученный М. Ломоносов глубоко изучал явление цвета и его воздействие на человека. Он был убежден в том, что именно цвет дает человеку радость восприятия окружающего мира. Его высказывание:
«Большая часть прохлаждений и утех в жизни нашей от цветов зависит. Красота лица человеческого, одежды и другие украшения и утвари, приятность многообразных минералов и драгоценных камней, потом животных разного рода, наконец, все сияние благоприятного и прекрасного солнца, все, что оно в своем великолепии по расцветающим полям, в лесах и морях производит, - всё, не достойно ли внимания нашего»
С этим трудно не согласиться. Издавна люди пытались раскрыть тайну воздействия цвета на человека. Разные цвета по-разному воспринимались. Исходя из того, какие эмоции вызывал цвет, ему придавали определенный смысл. Существует символика цвета.
Сообщение ученицы «Символика цвета»
«В старину цвету придавалось большое значение. По цветам можно читать, как по книге. Например, серый и коричневый цвет одежды подчеркивали отрешенность от мира, а красный был воплощением счастья, красоты и здоровья. Голубой цвет говорил о божественности, черный обозначал тьму, белый – мудрость, желтый – обман.
Многие народы имели любимые цвета. На Руси таким цветом был красный. Красный цвет означает красивый «прекрасный», - очень красный, очень красивый. Отсюда красная (самая красивая) площадь в Москве, красное место (самое почетное) в избе, красные жены и красные девицы (красивые).
Одежда из ткани красного цвета считалась самой нарядной и самой народной. В русском народном костюме преобладает красный цвет. Он украшал костюм и являлся оберегом от злых сил. Поэтому красным цветом окаймлялись горловина, низ рукавов, низ рубах и сарафанов.»
Беседа
Старинные русско-народные костюмы разных губерний отличались декоративным оформлением. Но объединяло их присутствие красного цвета в оформлении. При пошиве крестьянской одежды использовалась красная хлопчатобумажная ткань «кумач», отсюда красный цвет называли кумачовым. Это красный цвет, темнее чистого красного, имеющий фиолетовый и желтый оттенки.
Демонстрация старинного русского костюма
Демонстрация образца ткани кумачового красного цвета
«Наш кумачовый цвет рубах, излюбленный крестьянами, является тем же защитным, дополнительным, дающим выход зеленому. И такого красного не встретишь у других народов…»
М. Горький
Беседа
Символику красного цвета использовал в своем творчестве выдающийся русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. В картине «Купание красного коня» красный конь выступает в роли судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии красный конь и есть сама Россия. Красный потому что художник выступает в роли пророка и предсказывает «красную» судьбу России XX века. Картина написана в 1912 году, а в 1917 году произошла революция. Другие картины: «Мать», «Пахарь» и другие насыщены красным цветом. Художник патриотически относился к красному цвету.
Вопрос: Как охарактеризовать роль цвета в живописи?
Первая роль цвета: Символ
Демонстрация моделей в форме восточного танца
Звучит музыка. Ученицы из старшего класса танцуют восточный танец в красочных костюмах.
Танец заканчивается. Идет обсуждение костюмов, влияние ярких костюмов на впечатление от танца. Идет беседа. В заключении учащиеся делают вывод об эстетическом воздействии цвета.
Вторая роль цвета: Оказывает эстетическое воздействие
При создании костюмов существует свобода выбора цвета и цветовых сочетаний. Но существуют образы, для которых присуща определенная цветовая гамма и это можно объяснить.
Разминочная практическая работа:
Выполнение аппликации из бумаги (работа по группам)
1 Цыганка
2 Домовенок
3 Нептун
Подведение итогов практической работы: Каждая группа учащихся должна объяснить, почему именно такая цветовая гамма у этого образа.
Беседа
Человек воспринимает окружающий мир через цвет. Цвет оказывает на него очень сильное и многогранное воздействие. Цитата французского модельера:
«Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение, возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу»
Жак Вьено
А вот, что говорил о цвете великий немецкий поэт и мыслитель И. Г. Гёте
«Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль…»
Эти высказывания близки по своей сути. Они о том, что цвет оказывает влияние на психику человека. Понятия: успокоение, возбуждение, потрясение, мысль, не что иное, как проявление психики человека
Обозначим следующее воздействие цвета на человека:
Третья роль цвета: Оказывает психическое воздействие
Беседа
Воздействие различных цветов на психику человека Гете первый свел в единую четкую систему. Эта система цветовой круг Гете (на доске красочный плакат)
Круг строится по вершинам двух равносторонних треугольников
Основные цвета
Составные цвета первой ступени
Нюансные и контрастные цвета
По цветовому кругу учащиеся проводят исследования по взаимодействию цветов между собой:
Демонстрируются наглядные карточки с узорами, где сочетаются: красный и зеленый, черный и желтый, желтый и фиолетовый, красный и белый, белый и желтый.
Беседа
Изучая свойства цветов и их взаимодействие между собой, специалисты ищут гармоничные цветовые сочетания. Великий Гете считал, что абсолютная гармония, прежде всего, должна проявляться в одежде человека. Подобранная цветовая гамма должна подходить к внешности человека. Каждый человек имеет свою цветовую палитру: цвет кожи, волос, глаз и т.д. Существует много теорий по разделению людей по внешности. Самая популярная теория «Времена года»
Демонстрация плаката «Цветовые типы внешности»
Зимний тип – очень темные волосы и белая с голубым оттенком кожа, яркие губы.
Весенний тип – волосы светлые с золотым оттенком, нежно-кремовая или смуглая кожа. Глаза чаще светлые.
Летний тип – волосы с пепельным оттенком, голубая подкожная подцветка, глаза зелено-серые.
Осенний тип – волосы рыжие или огненно-рыжие. Кожа чаще светлая, бывают на ней веснушки. Глаза зеленые, карие, темно-карие.
Физкультурная минутка: игра в ассоциации
Практическая работа:
«Выбор цветовых сочетаний для данного цветового типа внешности»
Выполнение аппликации. Работа с тканью (лоскутом)
Форма практической работы: групповая
В конце работы ответ по плану. Рефлексия
Каковы особенности данного цветового типа?
Какие цветовые оттенки подобраны для этого цветового типа и почему?