kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Обработка накладного кармана тесьмой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Попросил я как-то маму,
Чтоб пришила мне карманы
На рубашку и на брюки,
И на курточку три штуки.
Удивилась мама строго:
- Для чего тебе так много?
Отвечал я маме скромно:
- С ними мне в гостях удобно.
Говорят: “Возьми конфету!” -
А представь, карманов нету.  (А. Мецгер)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Обработка накладного кармана тесьмой"»

Технологическая карта урока.

Тема: Обработка накладных карманов. Настрачивание накладных карманов.

Цель урока:

1.Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний о технологической последовательности изготовления изделия.

2. Расширить производственное представление учащихся о процессе изготовления рабочей одежды, ознакомив с различными видами карманов; формировать умения учащихся по правильному выполнению накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и  правил техники безопасности; совершенствовать навыки работы на швейной машине, вырабатывать точность и аккуратность в работе.

3.Воспитывать аккуратность и опрятность в работе, культуру безопасного труда.

Задачи

1.Ознакомить с общей технологической последовательностью изготовления швейного изделия.

2. Показать особенности использования карманов в создании одежды, учить выбирать способ обработки кармана в зависимости от вида кармана и ткани;

3.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету и творческие способности, умения учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);

4.Приступить к обработке проектного изделия по индивидуальному плану.

5. Развивать познавательный интерес способствовать приобретению навыков самооценки своей трудовой деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, материалы ЭОР, швейная машина, утюг, гладильная доска, швейные принадлежности; учебник технологии, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Формируемые УУД:

 личностные -  проявлять интерес  к теме урока, готовность к рациональному  ведению домашнего  хозяйства, уметь осуществлять  поиск  необходимой информации; проявлять познавательную активность на уроке; формировать навыки самообразования; навыки общения и сотрудничества; навыки экологического сознания и бережного отношения к природным ресурсам, формирование нравственно-этической ориентации, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

предметные - сообщение познавательных сведении: историческая справка о происхождении пояса. Частично поисковый метод позволяет учащимся самостоятельно заполнить инструкционную карту. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ, при работе на швейной машинке, при влажно-тепловой обработке, обработка накладных карманов. Настрачивание накладных карманов. Сборка фартука. метапредметные - умение выполнять задания учителя согласно установленным  правилам, слушать учителя и вести диалог. Самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока. Планирование собственной познавательной деятельности. Формирование навыков работы с учебной литературой. Освоение навыков проведения лабораторной работы. Формирование навыков анализа и систематизации. Осознанное использование речевых средств для выражения собственных мыслей. Организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Оценивание правильности выполнения поставленных задач, диагностика собственной познавательной деятельности в соответствии с разработанными критериями. Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практическая работа. Тип урока: комбинированный Межпредметные связи:  математика, история, литература, ИЗО

Технологическая карта урока.

Этап  занятия

Содержание  урока    (деятельность учителя)

Форма работы

Деятельность учащихся

1. Организационная  часть

(3 минуты)

1. Приветствие,  контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

НА ДОСКЕ НАПИСАНО: « Торопливый дважды одно дело делает»


беседа

 Готовятся к уроку, приветствуют учителя

2. Актуализация  знаний учащихся

Вопросы.

Для чего необходимо учить термины швейных работ?  Швейная терминология для портного это как для математика - Таблица умножения.

Швейная терминология - это язык, на котором мы с вами, как профессионалы, будем общаться в течение нашей совместной работы.

Кто узнал, что обозначает термин – «тачать»? (Спросить обучающихся)

Тачать – устаревший термин из области портновского и сапожного мастерства, означает процесс шитья сквозной строчкой, реже - весь процесс изготовления одежды и обуви. Это слово широко употреблялось в XVIII-XIX вв. о чем свидетельствуют многочисленные упоминания как в литературных источниках – “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник” И.А. Крылов, – так и в народном творчестве: “Косо скроено, да крепко стачано”.

Для проверки терминов прошу выйти желающего стать контролером знаний. Контролер будет зачитывать технологическую операцию, а вы - называть термин. Готовы? Приступим!

- Проверяем термины ручных работ.

- Машинных работ.

- Проверяем термины утюжильных работ.

 Какие машинные швы вам известны?

Разложите свои изделия на столе.

- Какие узлы мы с вами уже обработали при изготовлении фартука? (срезы нижней части фартука,

Мы редко задумываемся о привычных для нас вещах, которые окружают нас. Откуда они появились, кто придумал или изобрел, как выглядели эти предметы еще каких-то сто, двести лет назад. И современный мир не можем себе представить без этих знакомых незнакомцев.

У вас на столах лежат пословицы и поговорки, в которых пропущено одно слово.

«Считай деньги в своём …»

«Чего не досмотришь, то … доложишь»

«У Варвары всё в …»

«У вора … дырявый»

«Из чужого …платить легко»

«За словом в …….. не лезет»

«Запас … не тянет»

«Не надейся Роман на чужой …» – Что это за слово? (Это слово – карман).

Как оно связано с темой нашего урока? Давайте попытаемся её сформулировать полностью (дети с помощью учителя выводят тему урока). Запишем её на доске и в тетрадях. -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с видами накладных карманов, историей их возникновения, научимся обрабатывать накладной карман с соблюдением технологической последовательности и правил техники безопасности, продолжим совершенствовать навыки работы на швейной машине.

Карманы в одежде – это явление привычное и даже необходимое. Без карманов не обходится практически ни один пиджак, а тем более пальто или куртка. Нужны ли карманы на фартуке?

Стихотворение.

Попросил я как-то маму,
Чтоб пришила мне карманы
На рубашку и на брюки,
И на курточку три штуки.
Удивилась мама строго:
- Для чего тебе так много?
Отвечал я маме скромно:
- С ними мне в гостях удобно.
Говорят: “Возьми конфету!” -
А представь, карманов нету. (А. Мецгер)

- Какие карманы бывают?

- Какие существуют способы технологической обработки карманов?

- Что мы должны с вами узнать, чтобы ответить на эти вопросы.

- Каких знаний у нас для этого не хватает?

- Кто из вас назовет тему нашего занятия?

- Какие мы сможем обозначить цели для изучения данной темы?




Беседа,

демонстрация слайдов


 Слушают учителя

Отвечают на вопросы, рассуждают, дискутируют, приводят   примеры.




Отвечают на вопросы.

























Пробуют назвать тему урока









3. Формирование новых   знаний









В далёком прошлом одежда не имела карманов, рубаха славян подпоясывалась так, чтобы получалось нечто вроде мешочка.

Эти мешочки подвешивали на тонкие пояски, женщины носили под юбками, а мужчины поверх штанов. Со временем, такие женские мешочки трансформировались в мешочки-сумочки с богатой вышивкой и назывались «помпадур» в честь знаменитой фаворитки Людовика XV….

В далёком прошлом одежда не имела карманов, рубаха славян подпоясывалась так, чтобы получалось нечто вроде мешочка, на этой же странице мы видим уже сшитые специально мешочки для разной мелочи и денег, которые называли карманом. С появлением кармана возникли народные пословицы и поговорки о смысле которых, мы сейчас поговорим.

Слово “карман” в них имеет как прямой, так и переносный смысл.

У Варвары всё в кармане”
“Считай деньги в своём кармане”
“Не надейся Роман на чужой
карман”
“Из чужого кармана платить легко”
“Чего не досмотришь, то карманом доложишь”
“За словом в карман не лезет”.


Семнадцатый век. Дамы на поясах имеют украшенный карман для мелочей.

Век восемнадцатый. В женской и мужской одежде только к концу века появились карманы, изготовленные вместе с одеждой.


В девятнадцатом веке карманы широко применяются в мужской одежде, а в женской только к концу века в деловом костюме работающих дам появились карманы, как деталь кроя.

Открываем розовую страницу истории.



Двадцатый век. Век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде. В начале XX века главной любительницей карманов была Коко Шанель. Она считала, что женщинам недостает карманов, этой мужской детали костюм.

На нашей Родине, карманы приживались долгое время. Впервые, местные жители увидели карманы на одежде иностранцев приезжающих в Россию в 17-18 веках. Наши предки подвергли их критике, так как руки в кармане — это была далеко не лестная оценка человека, далекого от труда, отсюда и выражение «руки в брюки». Также, у славян считалось что, при свободно висящих руках жизненная энергия человека течет плавно, без остановок и застоев. Поэтому на Руси обычно необходимые вещи либо затыкали за пояс, либо прятали за пазуху, а на поясе висела сумочка-калита или мошна.

Только в 19 веке, карманы стали пришивать к одежде преимущественно мужской, так постепенно они вошли в обиход, вытеснив навесные карманы.

Существует еще ряд забавных версий истории кармана, о которых хочется упомянуть…. Якобы, карман в привычной для нас форме был изобретен еврейским портным, которого звали Беня Карман. По другой версии изобретение карманов приписывали карманариям – итальянским повстанцам, чья одежда была оснащена большим количеством карманов для хранения боеприпасов. Даже, знаменитый Леонардо да Винчи, рассматривался в качестве автора карманов……..

На самом деле не суть важно, кто же на самом деле является изобретателем такой необходимого атрибута в современной одежде – главное, что мы должны быть благодарны нашим предкам за творческий подход к делу!

Что такое карман? Карман (толковый словарь Ожегова) – это 
1. Вделанное во что-нибудь особое отделение
2. Вшитая или нашивная деталь в форме мешочка (обычно для ношения при себе мелких вещей, денег)

ВОПРОС. Где в одежде вы видели карманы?

Они встречаются на детской одежде, спортивных брюках, толстовках, жакетах, передниках, сумках, перчатках, шарфах и т.д.



Классификация карманов

Накладные (из основного материала или отделочного)

Прорезные (линия разреза кармана - вход в карман)

С подкройным бочком (две деталей: мешковина и бочок)

В швах (с лицевой стороны почти незаметны и напоминают разрезы в швах)

Форма накладных карманов 

Карманы, выкроенные из ткани и настроченные на изделие называются накладными.

По виду: По форме:

А) гладкие А) прямоугольные

Б) с отворотами Б) овальные

В) фигурные





По отделке: По месту расположения:

Тесьма, оборка, кружево, складки На нижней части сбоку, посередине,

аппликация, шитье, обтачка, пуговицы выше, внизу фартука.

декоративная строчка.

I.Обработка накладных карманов.

Обработка верхнего среза накладного кармана тесьмой.

1.Наложить тесьму изнаночной стороной на изнаночную сторону кармана так, чтобы край тесьмы проходил по намеченной линии.

2.Приколоть, наметать

3.Настрочить на 0,1-0,2см от края

4.Удалить сметочные стежки

5.Отогнуть тесьму на лицевую сторону, наметать.

6. Настрочить на 0,1-0,2см от края.

7.Удалить сметочные стежки

Обработка боковых и нижнего срезов накладного кармана швом вподгибку с открытым срезом.

  1. Загнуть нижние углы детали кармана под углом 450 на изнаночную сторону. Заутюжить.

  2. Заметать боковые и нижний срезы по намеченным линиям на изнаночную сторону так, чтобы образовались прямые углы.

  3. Приутюжить

Проверьте: 1) размер и форму карманов, наложив их один на другой; 2) аккуратность обработки срезов; 3) ширину шва и ровность сметочных строчек; 4) качество приутюживания

Самоконтроль.

Критерии оценки

Количество баллов

1.Организация рабочего места

0,5


2.Качество обработки верхнего среза

1


3.Ровность строчки по верхнему краю

1


4.Качество обработки боковых и нижнего срезов

1


5.Наличие ВТО

0,5


6.Соблюдение правил безопасности

1


ИТОГО

5


Вопросы: 1.Почему сначала обрабатывают верхний срез кармана, а затем остальные срезы?

2.Почему нижний и боковые срезы не нужно застрачивать на машине?

3.Как проверить правильность размеров и форму карманов?

II.Настрачивание накладных карманов.

А теперь нам предстоит соединить карман с фартуком.

Соединение карманов с нижней частью, называется настрачиванием.

Каким машинным швом выполнят соединение кармана с деталью фартука? (ответ: Накладным)

Представить накладной машинный шов в виде математического действия.



Соединить карманы с изделием можно тремя способами:

1)По краю кармана

2)На расстоянии 0,4-0,5см от сгиба

3)Двойной строчкой: сначала по краю кармана, а затем на расстоянии 0,4-0,5см от первой строчки.

Настрачивают карман на изделие ниткой в тон ткани или отделочной строчкой нитками контрастного цвета. Верхние углы карманов закрепляют двойной строчкой или строчками с различными формами: буква «Г», «П» и т.д. (показать на образцах).

Инструкционная карта

1.Наложить карманы на лицевую сторону фартука, совмещая стороны с копировальными стежками, приколоть.

2.Наметать карманы по четырем сторонам.

3.Удалить булавки

4.Настрочить карманы по боковым и нижнему срезу фартука, отступив от сгиба 0,1-0,2см или по модели.

5.Приутюжть с изнаночной стороны.

6.Удалить наметку.

Самоконтроль.

Критерии оценки

Количество баллов

1.Организация рабочего места

0,5


2.Симметричность расположения карманов

1


3.Ровность строчки, ширина шва одинаковая по всей длине

1


4.Наличие закрепок в начале и конце строчки

1


5.Качество ВТО

0,5


6.Соблюдение правил безопасности

1


ИТОГО

5










Слушают, смотрят иллюстрации, презентацию.








Записывают.


4. Практическая  работа


Повторить правила техники безопасности. Я читаю стихотворение:

Сели шить мы за машину.

Держим ровно корпус, спину.

Пальцы дальше от ….. иголки,

Под косынку спрячем ……. челки.

Давайте, повторим все вместе:

Хранить булавки в определенном …….месте,

Чтоб не болели зубы и живот,

Не брать иголки и булавки в…….. рот.

На стол кладу я ножницы кольцами к …….себе

Передаю я ножницы кольцами к ……..тебе

Сомкнутыми ножницы должны лежать

Положить разомкнутыми – может быть беда,

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,

На подставку поскорей ты поставь ……..утюг!

Проследи, чтобы подошва не касалась бы ………шнура

Не оставь утюг включенным в кабинете до ……. утра

Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю.

Самостоятельная работа: Обучающиеся выполняют задания, опираясь на ИТК, образцы обработки. - А теперь приступаем к практической работе. Каждая из вас будет обрабатывать накладной карман. Вы можете самостоятельно выбрать форму кармана и его технологическую обработку. Постарайтесь проявить свою индивидуальность. По окончании будьте готовы рассказать о своей работе. (Напомнить учащимся, что после каждой операции необходим самоконтроль. -

Какие вопросы есть по обработке? Что не понятно? В) Текущий инструктаж: провожу по ходу выполнения самостоятельной работы. Г) Проверяю организованность начала работы; проверяю организацию рабочих мест: рабочий стол, инструменты и приспособления; соблюдение правил охраны труда, санитарии и гигиены труда при выполнении задания. Д) Целевые обходы: - межоперационный контроль качества выполняемых операций, исправления и предупреждения ошибок; – индивидуальная работа с учащимися.

Целевые обходы учителя: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом, оказание помощи слабо подготовленным учащимся, контроль за бережным отношением к имуществу, контроль соблюдения правил безопасной работы на шв. машине.

Презентация выполненных работ. Представление готовых проектов. Учащиеся рассказывают о ходе выполнения индивидуальной работы и демонстрируют пришитые карманы. (по примерному плану) - Вид кармана, его форма. - Последовательность выполнения практической работы. - Где можно применить выбранный карман.

Уборка рабочих мест.

беседа

демонстрация презентация

практическая работа.





Выполняют практическую работу.

5. Итоговая  часть.

  1. ин)

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

-Одинаковы ли способы обработки боковых сторон фартука и боковых и нижнего срезов детали кармана? (Ответ: в обоих случаях использовался шов вподгибку.)

-В чем заключается разница в их обработке? (Ответ: для обработки боковых сторон фартука использовался шов вподгибку с закрытым срезом, а для обработки боковых и нижнего срезов детали кармана - шов вподгибку с открытым срезом.)

-В чём особенность обработки уголков кармана?


Заканчивая эту часть урока, предлагаю учащимся ответить на вопросы:

-В какой одежде карман более уместен - в праздничной, домашней или рабочей?

-Нужно ли держать в кармане предметы, которые могут испортить одежду?

--Если человек, разговаривая с другим, держит руки в карманах, можно ли его назвать хорошо воспитанным?


Наш урок подходит к концу. Вспомним над какой темой мы работали?

Над какими вопросами мы работали? Достигнули ли мы поставленной цели на уроке?

А теперь каждый из вас оцените свою работу с помощью лестницы успеха.

Оцените свою деятельность на уроке:


Вопрос.

– Какую цель и задачи мы ставили в начале урока?
– Удалось ли их решить?
– Что нужно сделать еще?
– Хотите шить красивые вещи?
– Как вы оцениваете свою работу?


Анализ практических работ; отметить наиболее правильные.

Обсудить  затруднения, возникшие  в процессе  работы.

Выставление оценок по результатам проделанной работы.

Домашнее задание: 1. Доделать работу тем, кто не успел в классе.

2.Принести готовое швейное изделие.

3. Подготовиться к защите проекта


беседа, дискуссия


Участвуют в обсуждении результатов работы. Рефлексия.

Записывают домашнее задание в дневник, выставляют оценки.

   


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Обработка накладного кармана тесьмой"

Автор: Никишенкова Светлана Владимировна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 309146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Разработка урока по технологии "Художественная отделка изделия. Обработка накладного кармана" "
    ["seo_title"] => string(102) "razrabotka-uroka-po-tiekhnologhii-khudozhiestviennaia-otdielka-izdieliia-obrabotka-nakladnogho-karmana"
    ["file_id"] => string(6) "157107"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421532437"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Технологическая карта (конспект) урока "Обработка накладного кармана тесьмой""
    ["seo_title"] => string(74) "tiekhnologhichieskaiakartakonspiekturokaobrabotkanakladnoghokarmanatiesmoi"
    ["file_id"] => string(6) "309149"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458746574"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Соединение кармана с нижней частью фартука "
    ["seo_title"] => string(49) "soiedinieniie-karmana-s-nizhniei-chast-iu-fartuka"
    ["file_id"] => string(6) "165540"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422812584"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по технологии "Виды машинных швов". "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiekhnologhii-vidy-mashinnykh-shvov"
    ["file_id"] => string(6) "202342"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429214759"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства