Конспект урока по теме Защита проекта "Вышивка крестом"
Конспект урока по теме Защита проекта "Вышивка крестом"
Предмет технология.
Класс 6.
Автор: Заика Татьяна Дмитриевна, учитель технологии, Новомихайловской СШ.
СКО, Мамлютский район, с. Новомихайловка
Раздел: творческий проект.
Тема. Защита проекта «Вышивка крестом».
Краткая аннотация урока:
Данный урок, разработан для 6 класса в соответствии с программой и учитывает возрастные особенности учащихся. Урок построен в форме защиты проектов. Такая форма проведения урока, способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к углубленному изучению предмета. Используется ИКТ как средство организации самостоятельной деятельности учащихся и позволяет наиболее полно развивать интеллектуальные творческие способности.
Цель: приобретение опыта творческой деятельности через организацию защиты учебных проектов, в увлекательной форме обобщить и систематизировать теоретические и практические знания учащихся.
Задачи урока:
-образовательная
Ø контроль и закрепление знаний, умений учащихся.
- развивающая
Способствовать развитию речи учащихся
Формировать познавательный интерес к предмету, развитие навыков публичного выступления, коммуникативных качеств учащихся
- воспитательная
Ø Воспитывать у учащихся эстетические чувства: понимание значения искусства в жизни каждого человека, любовь и уважение к народному творчеству.
Тип урока: Урок систематизации и углубления изучаемого материала.
Вид урока: защита проектов.
Методы обучения:
проблемный
частично – поисковый
наглядный
словесный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
инструменты, приспособления, материалы, картины известных художников о вышивке, музыкальное сопровождение, схемы для вышивания, журналы и книги для вышивки, набор для вышивания, макет для показа технологических приемов, вышитая работа с неполным крестом, вышитые работы для выставки
2. Дидактическое обеспечение: схема выполнения творческих проектов, карточки с заданием №1 и №2, дневники проектной деятельности; учебник (учебное пособие); рабочая тетрадь; технологические карты (ТК); инструкционные карты (ИК); образцы объектов труда; материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания, тесты, головоломки, кроссворды.
Оборудование: на доске записана тема урока, стихотворение Л.Татьяничевой
Эпиграф к уроку «Воля и труд человека, дивные дива творят»
На стенде с проектными работами:
Пословица «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»
2)
Оформлена выставка « Из истории рукоделия»
План урока.
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы и цели урока.
2.Проверка теоретических знаний по рукоделию.
3. Физминутка.
4.Защита проектов.
III. Заключительная часть.
1. Рефлексия.
2. Оценки.
3. Уборка рабочего места.
Поная разработка в прикрепленном документе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Защита проекта "Вышивка крестом" »
Предмет технология.
Класс 6.
Автор: Заика Татьяна Дмитриевна,учитель технологии, Новомихайловской СШ.
СКО, Мамлютский район, с. Новомихайловка
Раздел: творческий проект.
Тема. Защита проекта «Вышивка крестом».
Краткая аннотация урока:
Данный урок, разработан для 6 класса в соответствии с программой и учитывает возрастные особенности учащихся. Урок построен в форме защиты проектов. Такая форма проведения урока, способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к углубленному изучению предмета. Используется ИКТ как средство организации самостоятельной деятельности учащихся и позволяет наиболее полно развивать интеллектуальные творческие способности.
Цель:приобретение опыта творческой деятельности через организацию защиты учебных проектов, в увлекательной форме обобщить и систематизировать теоретические и практические знания учащихся.
Задачи урока:
-образовательная
контроль и закрепление знаний, умений учащихся.
-развивающая
Способствовать развитию речи учащихся
Формировать познавательный интерес к предмету, развитие навыков публичного выступления, коммуникативных качеств учащихся
-воспитательная
Воспитывать у учащихся эстетические чувства: понимание значения искусства в жизни каждого человека, любовь и уважение к народному творчеству.
Тип урока: Урок систематизации и углубления изучаемого материала.
Вид урока: защита проектов.
Методы обучения:
проблемный
частично – поисковый
наглядный
словесный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
инструменты, приспособления, материалы, картины известных художников о вышивке, музыкальное сопровождение, схемы для вышивания, журналы и книги для вышивки, набор для вышивания, макет для показа технологических приемов, вышитая работа с неполным крестом, вышитые работы для выставки
2. Дидактическое обеспечение: схема выполнения творческих проектов, карточки с заданием №1 и №2, дневники проектной деятельности; учебник (учебное пособие); рабочая тетрадь; технологические карты (ТК); инструкционные карты (ИК); образцы объектов труда; материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания, тесты, головоломки, кроссворды.
Эпиграф к уроку«Воля и труд человека, дивные дива творят»
На стенде с проектными работами:
Пословица «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»
Вышитые проектные работы
Оформлена выставка « Из истории рукоделия»
План урока. I. Организационный момент. II. Основная часть. 1. Сообщение темы и цели урока. 2.Проверка теоретических знаний по рукоделию. 3. Физминутка. 4.Защита проектов.
III. Заключительная часть. 1. Рефлексия. 2. Оценки. 3. Уборка рабочего места.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Основная часть
Сообщение темы и цели урока.
Вступительное с л о в о учителя.
Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Без возможности самовыражения люди просто не могли жить. Творчество - это свобода, это возможность быть личностью, а не унылым потребителем. Замечательно, если желание что-либо сделать своими руками совпадает с необходимостью в такой вещи.
Стежок к стежку, игла рисуетСтежок к стежку, игла рисует Сложнейший колорит шитья. И вышивальщица рискует Уйти за грани бытия... Но нити крепко держат сердце, Гармонии рождая лад, И как сиреневое скерцо Те нити радостно звучат.Раиса Наумова
2. Вначале урока учащимся предлагается для разминки выполнить тест на проверку теоретических знаний по рукоделию. Ученики должны указать соответствие между названиями во втором столбце и определениями в 4 столбце. Если ученица отвечает правильно, то в третьем столбце должно получиться слово «Рукоделие»
СЛАЙД 1 « РАЗМИНКА»
Карточка 1.
1
2
3
4
1.
Инструменты для вышивания
У
Ткань, нитки для вышивания, кружева
2.
Материалы для вышивания
Е
Черный и белый
3.
Хроматические цвета
Л
Чередование цветовых пятен: ярких и ослабленных
4.
Композиция
Д
Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров
5.
Орнамент
О
Это объединение элементов Изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание
Ритмически повторяющийся элемент, из которых складывается орнамент
2. Защита проекта
СЛАЙД 2 СТУПЕНЬКИ МАСТЕРСТВА.
Схема этапов творческого проекта.
РЕКЛАМА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
ОХРАНА ТРУДА
МАТЕРИАЛЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВАНИЯ
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ И ИХ ОЦЕНКА
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Выполняя работу над этим проектом, переходя от одного этапа проектирования к другому, мы постепенно поднимались по ступенькам лестницы мастерства.
Сегодня на уроке вы поделитесь с нами результатами работ над своими творческими проектами. Эти работы покажут, насколько хорошо вы овладели знаниями по теме «Творческий проект».
1 ступенька
Откуда появилось желание выполнить именно эти работы? Как в своих дневниках проектной деятельности вы описали проблему, которую захотели решить?
Работа с дневником проектной деятельности
2 ступенька
Работая над проектами, вы убедились, что любая проблема может иметь много вариантов решений! Нужно выбирать оптимальный с точки зрения технологии изготовления, экономии используемых материалов, экологичности, а также нужно учитывать: кому вы подарите свою работу?
3ступенька
Работа с выставкой «Из истории вышивания»
Историческая справка (Выступление консультанта, работа с выставкой).
Вышивка – один из наиболее интересных и самобытных видов казахского народного искусства. Само название вышивки – кесте – архаично и возникло, по всей вероятности, в среде аборигенных ираноязычных степных насельников Центральной Азии, как известно, составивших предковую основу казахской народности.
Немногочисленные археологические и письменные памятники свидетельствуют о том, что искусство вышивки зародилось у казахов в самые отдаленные времена. Огромный интерес представляют археологические находки из Ноин-Улинских курганов, расположенных в Северной Монголии. Здесь было найдено значительное количество текстиля, в том числе и вышивок. Исключительный интерес представляют вышивки хуннского происхождения, особенно две драпировки, как полагают, юечжийской или усуньской работы (примечательно, что районы Семиречья и Восточного Казахстана, где в древности проживали эти народности, являются главными источниками искусства национальной вышивки). Первоначально ими, без сомнения, драпировались стены хуннских жилищ, а возможно, отделялись одна половина жилища от другой. Сам факт присутствия этой категории изделий важен тем, что указывает на давность традиции использования крупных декоративных вышивок в убранстве жилища кочевников.
УЧИТЕЛЬ. Некоторые из вас на уроках выступали с сообщением «Из истории вышивания». С давних пор люди разных народов использовали вышивку для украшения изделий. Это и одежда, и предметы домашнего обихода, и просто декоративные вещи.
В первой половине 19 века Венецианов изображал «Крестьянскую девушку за вышиванием»,
известны полотна В. А. Тропинина «За прошивками. Швея», «Золотошвейка».
В журналах для рукодельниц 50-х, 80-х годов мы тоже видим схемы для вышивки.
Вывод: мы можем сказать, что вышивка популярна и востребована.
СЛАЙД 3
4ступенька
Следующая ступенька - четвертая. Поднимаясь на нее, мы назовем материалы и принадлежности для вышивания.
Выбор материала для вышивки.
платьевая ткань
бязь
лён
Ткань
канва
Из рассмотренных примеров видно, что в данной работе целесообразнее использовать специальную ткань «канва», которая предназначена для вышивки крестиком и изготовлена из натуральных волокон растительного происхождения.
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
5 ступенька
Девочки, мне очень приятно, что при выполнении проекта вы смогли внести в готовую схему что-то свое.
Какими качествами должна обладать вышивальщица?
Ответы детей.
нужно уметь составлять различные композиции, знать законы цветоведения;
обладать хорошим вкусом и чувством меры.
иметь хорошее зрение, быть аккуратной и терпеливой;
знать свойства тканей и ниток;
строго соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
«Что в порядке лежит, само в руки бежит».
СЛАЙД 8
На этой ступеньке мы задерживаемся и проверяем свои знания по охране и безопасности трудовых дел. Выполняем задания на карточках № 2. Подчеркните правильный ответ
Нитку для вдевания в иглу можно отмерять любой длины.
ДА НЕТ
Утюг включают и выключают сухими руками, держась за корпус вилки.
ДА НЕТ
Нить откусывают зубами
ДА НЕТ
По окончании работы иголку необходимо вколоть в одежду.
ДА НЕТ
Расстояние от глаз до работы должно составлять 30 см.
ДА НЕТ
6. Свет должен падать с правой стороны.
ДА НЕТ
В процессе работы не обязательно менять положение корпуса.
ДА НЕТ
Перед работой и после ее окончания руки можно не мыть, если они на ваш взгляд кажутся чистыми.
ДА НЕТ
Ответы проверяем по цепочке. 1-й вопрос, ответ. Все согласны?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ВИДЕО «ПАНДА»
6 ступенька
Какие технологические приемы мы использовали при выполнении проектных работ?
Ученица. Свою работу я выполняла, используя прием «полный крест». Он выполняется двумя диагональными стежками. Крестик — наиболее популярный шов. Быстрый и простой в исполнении, он может быть вышит один или в ряд. Один крестик полностью заполняет небольшой квадрат, поэтому узоры для вышивки создаются на основе клетки. В отличие от шитья в вышивании не принято делать узелков.
А нашим гостям не захотелось овладеть техникой вышивки «крестом»? Сейчас наши
девочки выступят в роли консультантов.
Музыка, (спокойная)
СЛАЙД 9 Технологические приёмы.
Практическая работа. «Вышивка крестом»
УЧИТЕЛЬ. Уважаемые гости! Помогли ли вам объяснения наших консультантов познакомиться с вышивкой «крестом»?
УЧИТЕЛЬ. Очень часто бывает так, что мало изготовить какое-либо изделие, но, для того чтобы оно заиграло, ярко передало эмоциональное состояние, его нужно поместить в определенную оправу
7 ступенька
В дневнике проектной деятельности мы сделали все экономические расчеты, чтобы узнать каких затрат стоили нам проектные работы. Провели экологическую экспертизу. Что же мы выяснили в ходе экспертизы? Работа с дневником проектной деятельности.
Ответы детей.
Мы выяснили, что изделия выполнены из экологически чистых материалов, отходов было немного. Поэтому их производство не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека.
8 ступенька
Учащиеся получают бланки требований к защите своих творческих проектов и готовых изделий и оценочные листы.
На индивидуальной защите творческого проекта вы должны:
Объявить название выполненного проекта, показать или продемонстрировать его.
Назвать причины, побудившие взяться за выполнение данного проекта.
Назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении проекта.
Рассказать о выбранной модели изделия, отделке, ее особенностях.
Рассказать и обосновать выбор материала, его свойства.
Рассказать о создании своей композиции:
А) какие швы использованы; Б) назначение изделия; В) расположение узора на изделии; Г) выбор цвета для его выполнения.
Указать на положительные и отрицательные стороны выбранного предмета, то есть выявить его недостатки и достоинства.
Указать, что можно изменить в проекте в случае повторного к нему обращения с целью улучшения качества и эстетического вида.
С какими трудностями вы встретились при работе над проектом?
Девочки, а оценили ли результаты труда ваши близкие?
Может быть, кто-то захотел научиться вышивать, глядя на ваш труд?
4.Заключительное слово учителя.
Из многих ремесел, вышивка, пожалуй, самое древнее и самое привлекательное, очень женское и очень духовное, требующее не только усидчивости, терпения, хорошего вкуса, но и качеств художника: умение видеть вокруг себя красоту, пользоваться всей палитрой красок и тогда стежки словно заменяют мазки. И тот, кого увлекла живопись иглой и ниткой, еще не раз займется этим искусством. А я желаю вам дальнейших творческих успехов. Вас ждет создание еще многих интересных вещей. Проявляйте инициативу, фантазию, умения и навыки, полученные на уроках технологии, и тогда ваши работы будут успешными и красивыми, а от результатов своего труда вы сможете получать громадное наслаждение и радость.
- Не можешь - сумей,
Не знаешь - узнай,
Не бойся тропы отвесной, Пробуй, ищи.
Сверкай, достигай,
Чтобы жизнь твоя стала песней. Л. Татъяничева
III. Подведение итогов.
1. Подведение итогов урока учителем:
- сообщение учителя о достижении целей урока;
- рефлексия;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
-сообщение о теме следующего урока;
-задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
2. Уборка рабочих мест.
Литература.
В.Д. Симоненко – М.: «Вентана-Графф» Технология: Учебник для учащихся
8 класса 1999
И.П. Арефьев – М. «Школьная пресса» Занимательные уроки технологии для девочек 2005
Журнал «Технология в Казахстанской школе» №1 2012
Журнал «Технология в Казахстанской школе» №6 2011
Алёшина, Л.А. Живопись иглой и ниткой
Журнал «Чудесные мгновения».
Литвинец Э.Н. Учись вышивать
Приложение 1 Защита творческого проекта
Объявите название выполненного проекта, продемонстрируйте его.
Назовите причины, побудившие Вас взяться за выполнение данного проекта.
Назовите оборудование и средства, используемые при изготовлении данного проекта.
Расскажите о выбранной модели изделия, отделке, ее особенностях.
Расскажите и обоснуйте выбор материала, его свойства.
Расскажите о создании своей композиции: а) какие швы Вы использовали; б) назначение изделия; в) расположение узора на изделии; г) выбор цвета для его выполнения.
Укажите на положительные и отрицательные стороны выбранного предмета, то есть выявите его недостатки и достоинства.
Укажите, что можно изменить в проекте в случае повторного к нему обращения с целью улучшения качества и эстетического вида.
Расскажите о ритуальных функциях полотен.
Приложение 2 Лист оценки работы учащихся по окончании проекта
№ п\п
Ф.И.
Теоретическая
часть проекта
Практическая
часть проекта
Защита
проекта
Примечание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Оценка изделия
Выполняет ли изделие свои функции?
Можно ли им пользоваться?
Качественно ли оно сделано?
Эстетически ли оно выглядит?
Хотели бы Вы иметь такое изделие?
Карточка 1.
1
2
3
4
1.
Инструменты для вышивания
У
Ткань, нитки для вышивания, кружева
2.
Материалы для вышивания
Е
Черный и белый
3.
Хроматические цвета
Л
Чередование цветовых пятен: ярких и ослабленных
4.
Композиция
Д
Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров
5.
Орнамент
О
Это объединение элементов Изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание