Развивающие возможности нашего предмета поистине уникальны. Лично я сторонник раздела программы «Рукоделие. Художественные ремесла», потому что это наиболее близко каждому человеку, это заложено у нас на подсознании природой — стремление к функциональным, необычным и красивым вещам. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных и «быстрых» технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Прикладное искусство, на мой взгляд, сможет поднять престиж нашего предмета. Надо научить ребенка радоваться результату своего труда, чтобы он получал от этого удовлетворение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Техника выполнения "Изонити". »
Раздел: Рукоделие, 5-11классы. Изонить или нитяная графика.
Образовательная область «Технология» способствует развитию творческого подхода к труду гораздо больше, чем другие дисциплины в силу своей практической направленности, что позволяет соединить теорию с практикой. «Развитие творческих способностей необходимо для любого человека. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. У него более высокая работоспособность: но самое главное, у человека развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа». Основная задача учителя в процессе обучения – ориентация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, творческой деятельности. Развивающие возможности нашего предмета поистине уникальны. Лично я сторонник раздела программы «Рукоделие. Художественные ремесла», потому что это наиболее близко каждому человеку, это заложено у нас на подсознании природой — стремление к функциональным, необычным и красивым вещам. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных и «быстрых» технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Прикладное искусство, на мой взгляд, сможет поднять престиж нашего предмета. Надо научить ребенка радоваться результату своего труда, чтобы он получал от этого удовлетворение. Предлагаю объект труда: открытку или панно (смотря как оформить работу) в технике изонити. Изонить или нитяная графика (ниткографика)- это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для книг, закладки, декоративные панно. Изонить - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В современной технике нити накладывают стежками на жесткую основу - толстую бумагу или картон. Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, изделия выполняются довольно быстро и аккуратно с первого раза, и фантазия развивается. Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца); художественных способностей и эстетического вкуса. Цель - побудить детей к творчеству в доступной для них форме; приобрести практические навыки владения иглой, ножницами, фигурными трафаретами; показать основные приемы выполнения той или иной операции; выявить их способности к плоскостному моделированию. Практические задания предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения ими навыков. Опыт показывает, чем быстрее будет результат, а он уже виден на первом уроке, тем больше ребенок получит радости от своего труда. Когда ребенок хочет выполнить что-то новое необычное, его переполняют желания, когда голова полна замыслов - это замечательно! Не всегда ребенок может сам придумать шедевр, но переработать творчески знакомый сюжет- это тоже для него творчество, т.к. он видит по-своему и творит по-своему. По одному эскизу выполняются абсолютно разные работы (фотографии 9-12). Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: - заполнение угла; - заполнение окружности. Научиться прошивать изонитью углы легче, чем окружности, поэтому начинать следует именно с углов.
Технологическая карта «Заполнения угла».
Последовательность заполнения угла.
Изображение
1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол. На его стороны штрихами нанесите метки в местах предполагаемы проколов. При разметке стороны угла разделите на равное количество частей. Если стороны не равны, то деление нужно начинать с меньшей. Минимальное расстояние между отверстиями 2 мм.
Делить стороны можно, конечно, по линейке, но лучше сразу стараться делать это на глазок. Первое время может получаться не очень ровно, Но это занятие развивает глазомер, и со временем точность будет повышаться.
Сначала разделите одну сторону угла пополам, затем каждую из двух частей разделите еще раз пополам, затем каждую из четырех частей — еще раз пополам.
В той же последовательности разделите вторую сторону угла.
После разметки трафарет положите на резину или пенопласт и проколите дырочки, которые на лицевой стороне повторят рисунок с изнанки.
Обратит внимание! На лицевой строне получится зеркальноеизображение того, что нарисовано на изнаночной.
По трафарету нанести на изнаночную сторону картона угол; карандашом обозначьте каждую точку, присвоив ей номер: вершина угла — точка 1, первая точка от точки 1 на нижней стороне угла — точка 2, затем 3, 4 и так далее до 9. На верхней стороне угла крайняя точка — точка 1, потом 2, 3 и так далее до 8
Обратите внимание! Нумерация точек на верхней стороне — от края к вершине, на нижней стороне — от вершины угла к краю
Прокалите дырочки в картоне в местах пересечения линии стороны угла и отметки деления; вденьте нить в иглу и сделайте узелок; на изнаночной стороне своей работы найдите точку 1 на верхней стороне угла (крайняя верхняя). Введите иглу в дырочку, соответствующую точке 1, с изнаночной стороны и протяните нитку до упора. Определите дырочку на нижней стороне угла, соответствующую точке 1 {вершина), вколите иголку в эту дырочкус лицевой стороны и сделайте стежок между точками 1 и 1 налицевой стороне. По изнаночной стороне сделайте короткий стежок между точками 1 и 2 нанижней стороне угла. Вышли на лицевую сторону. По лицевой стороне сделайте большой стежок между точками 2 и 2 наразных сторонах угла. Вышли на изнаночную сторону. Сделайте короткий стежок на изнаночной стороне между точками2 и 3 на той стороне угла, где вы сейчас находитесь, и так далее до стежка между точками 8 и 8 на лицевой стороне угла, затем в точку 1 (вершина) и по лицевой стороне — стежок между точками 1 и 9.
Лицевая сторона
Обратите внимание: На изнаночной стороне располагаются короткие стежки между соседними точками вдоль сторон угла, а на лицевой стороне - длинные стежки между точками с одинаковыми номерами на разных сторонах угла. Если это так, то работа выполнена правильно.
Нумерация каждой точки на сторонах угла удобна на первом этапе работы, так как позволяет быстрее освоить прошивание углов. Но она очень громоздка, поэтому далее на схемах прошивания используется упрощенная система; цифры указывают последовательность вкалывания иголки в дырочки.
Изнаночная сторона.
Для закрепления навыков прошивания углов рекомендуется прошить прямой угол, острый угол и тупой угол, каждый — в двух вариантах: со сторонами одинаковой длины и со сторонами различной длины
а) прямой угол
б) острый угол
в) тупой угол
Технологическая карта «Заполнения окружности».
Последовательность заполнения окружности.
Изображение
1. Разметить окружность. Нарисовать окружность с помощью трафарета или циркуля и разделить ее на четное число частей: сначала пополам, затем каждую половину еще раз пополам…
2. И так далее, например, на 16 частей.
Если изображение сложное, то сначала необходимо его фрагментировать и определить, к какой фигуре – углу либо окружности – отнести тот или иной фрагмент композиции. Каждый элемент размечайте по выше указанным правилам. Для сложных фигур удобнее сделать трафарет, который можно использовать несколько раз (см. рисунок 1).
3. На изнаночной стороне картона по трафарету начертите окружность; положив картон на пенопласт шилом проколите отверстия по разметке; стрелкой укажите направление прошивания и пронумеруйте отверстия; вденьте нитку в иголку и сделайте узелок; введите иглу с ниткой в точку 1 и заполните окружность по предлагаемой схеме: стежок между точками 1 и 5 по лицевой стороне по изнаночной стороне стежок между точками 5 и 6.
4. Большой стежок между точками 6 и 2 по лицевой стороне, далее по изнанке стежок между точками 2 и 3, затем по лицевой стороне большой стежок между точками 3 и 7, по изнанке стежок между точками 7 и 8, по лицевой стороне большой стежок между точками 8 и 4 и так далее.
5. И так далее, пока не закончится окружность.
При правильно выполненном задании на лицевой стороне рисунок напоминает звезду, а на изнаночной — повторяет линию окружности.
6. Прошивание окружности стежками разной длины.
Одну и ту же окружность можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность,
Для составления композиций недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работе.
9. Прошивание спирали.
Овалы, спирали, завитки и дуги, прошиваются по тем же правилам, что и окружности.
Инструменты, необходимые для работы: * картон, бархатная бумага * нити различного цвета (швейные, мулине, ирис, катушечные нити №20-40) * игла с широким ушком * шило (короткое) * ножницы * циркуль * линейка или трафареты
ПРАЗДНИЧНАЯ ОТКРЫТКА или панно. Для нее необходим следующий материал: открытки - одинарные или двойные (можно использо-вать готовые, но можно и сделать их своими руками из ватмана, картона любого размера. Хорошо подходит бархатная бумага, которая выглядит особенно эффектно, если цвет нити подобрать по контрасту). Нити можно использовать простые и шелковые, шерстяные, гарус, мулине, серебря-ные и золотые (они особенно хороши для изготовления новогодних поздравлений). Еще нам нужны достаточно тонкая игла, булавки, ножницы, клей, карандаши, циркуль, скрепки, кусочек ткани. Полезные советы: Если нить запуталась, оттяните ее назад и попытайтесь распустить, чтобы не усложнять работу. Если же нитка кончилась, то не делайте узелка, а начинайте новой ниткой с изнаночной стороны, но при этом следите за тем, чтобы не спутать последовательность вышивки. В начале и в конце работы хорошенько закрепить нить. При работе нить очень не натягивайте, чтоб открытка не прогнулась, но и не вышивать слишком свободно, иначе будет плохо виден узор.
Последовательность выполнения открытки (панно)
Изображение
1.По образцам, которые предлагаются учащимся, сделайте шаблон желаемого размера
Цветыи бутоны одуванчика прошиваются по правилам прошивания, дуги треугольниками. Цветы прошиваются ярко-желтыми нитками, бутоны — зелеными. В центре бутона можно сделать 1 -2 стежка желтыми нитками — получится распускающийся цветок. Стебельки в виде двух линий прошиваются стежками зелеными нитками. Листья прошиваются как углы также зелеными нитками.
2. Вложите его в двойную открытку, чтобы он не сползал, закрепите скрепками, подложите под него кусочек ткани, предварительно начертив рамку на изнанке картона, отступая не менее 1 см от края (она необходима, чтобы рисунок не попадал близко к краю).
3. С помощью булавки, не пропуская ни одной точки, перенесите рисунок на открытку.
4. А теперь начнем вышивать. Пропустите нить через точку 1 снизу вверх, натяните ее, проколите иголкой в точке 2 и выведите нить снова на обратную сторону. Через точку 3 вновь выйдите на лицевую сторону, а через точку 4 - на изнаночную. Далее продолжайте все по порядку, как указано на образце
5. После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклейте белой бумагой.
Готовая открытка
6. Если изготавливалась картина или панно, то необходимо сделать окантовку (рамку).
Рисунок 1.Схема трафарета для открытки или панно (увеличенная)
На первый взгляд кажется, что техника эта сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительность все значительно проще. Уверена, что данное рукоделие сможет освоить каждый ребенок, а после этого придумывать и создавать новые любопытные композиции. Работая с детьми, часто убеждаешься, что многие из них плохо владеют иглой. Научить детей уверенно пользоваться иглой можно, используя технику "изонить". Техника "Изонить" несложна для освоения, и даже первые пробные работы получаются очень красивыми, что стимулирует детей к творчеству.