Конспект занятия по изонити «Цыплята»
Педагог – Гаева Елена Геннадьевна
Детское объединение – «Паутинка»
Тема - «Цыплята»
Продолжительность занятия – 45 минут
Возраст детей – 7-8 лет
Образовательное учреждение - Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детский (подростковый) центр г. Белоярский», ДК п. Сосновка
Цели: Продолжать учить детей создавать рисунок, используя разные по величине окружности и углы; учить детей уверенно пользоваться иглой, используя технику "изонить.
Задачи занятия:
Учебные – продолжать знакомить ребят с технологией изготовления изделий в технике изонити (вышивки по картону); повторить приемы заполнения угла и окружности; упражнять детей в прокалывании отверстий.
Воспитательная – воспитывать аккуратность, внимательность, самостоятельность.
Развивающая – развивать творческие способности, эстетический вкус.
Здоровьесберегающая - осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз).
Коррекционная - развивать мелкую моторику.
Оборудование для педагога: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, выставка готовых изделий, выполненных в технике изонити.
Оборудование для детей:
-цветная бархатная бумага (размер 12х12см);
-шаблоны окружностей (диаметр 5см и 2см);
-шило для прокалывания отверстий;
-подкладочный материал (дощечки из пенопласта);
-линейки;
-простые карандаши;
-ластики;
-швейные иглы с широким ушком;
-нитки мулине разного цвета;
-ножницы;
-игрушки: две курицы;
-слайд-презентация «Изонить».
Ход занятия:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас вновь на очередном занятии кружка «Паутинка».
Сегодня к нам на занятие пришел наш знакомый Петушок (слайд № 2) (наглядный метод – использование слайда, звуковой эффект). Вы помните его? Он приходил к нам, когда мы с вами только учились вышивать углы и окружности. Из чего сделан Петушок? (словесный метод).
Ученики: Из цветных ниток и картона.
Педагог: Правильно. А как называется эта техника вышивки?
Дети: Эта техника называется изонить.
Педагог: Совершенно верно
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Ребята, а Петушок пришел к нам сегодня за помощью. В его курятнике случилась беда: у двух наседок пропали цыплята (появляются две игрушки-курицы) (игровой сюрпризный момент).
Потеряли курицы
Всех цыплят на улице.
Куд-куда, куд-куда
Собирайтесь все сюда.
Я предлагаю помочь курочкам – вышить цыплят в технике изонити (слайд № 4). Давайте рассмотрим, из каких геометрических фигур состоит цыпленок (из двух окружностей – голова и туловище, из двух уголков – клюв и хвостик). 1-ая подгруппа будет изготавливать цыплят для курочки Пеструшечки, а 2-ая – для курочки Хохлатушки.
(педагог делит детей на подгруппы по возрастному признаку: младшие выполняют работу по образцу, а старшие самостоятельно подбирая нитки нужного цвета и последовательность вышивания).
Для того чтобы узнать какие инструменты мы будем использовать сегодня на уроке, отгадайте загадки (слайд № 5,6,7) (технология опорных конспектов В.Ф.Шаталова):
Держится подружка
За мое ушко,
Стежкою одною
Век бежит за мною.
( Игла с ниткой)
Стежок аккуратно
в узор соберу,
И вышью в любые цвета.
Я ниточка яркая
В косу вплелась
И в ней нахожусь я всегда.
(Мулине.)
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт.
(Ножницы)
Умный Ивашка
Деревянная рубашка,
По листу пройдёт-коснётся,
Там след остаётся.
(Карандаш)
Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(Линейка)
Коль ему работу дашь,
Зря трудился карандаш
(Ластик)
Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом.
(Шило)
ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ТБ
Педагог: Сегодня на занятии вы будете работать с ножницами, шилом и иголками.
Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с колющими и режущими инструментами? (дети называют правила, педагог показывает слайд № 8, корректирует ответы воспитанников) (фронтальный опрос).
Правила безопасной работы с иглой:
нельзя работать ржавой иглой
нельзя иголку оставлять без нитки
хранить иголки в игольнице
нельзя иглу вкалывать в одежду
нельзя иглу брать в рот
нельзя иглу подносить близко к глазам
Правила работы с ножницами:
ножницы хранят в чехле
ножницы нельзя класть на край стола
во время работы ножницы лежат на середине стола закрытыми лезвиями вверх
ножницы передают кольцами вперед
Физминутка (здоровьесберегающая технология).
Раз, два - встать пора,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
Педагог: Мы с вами уже выяснили, что сначала необходимо вспомнить, как заполнять угол и окружность (слайд № 9) (наглядный и объяснительно-иллюстративный метод).
Заполнение угла (слайд № 10) начинается с верхней стороны угла в точке 1. Стежок проходит по лицевой стороне картона к точке 1 на нижней стороне угла – получается длинный стежок. Затем переход к точке 2 по изнаночной стороне картона - получается короткий стежок – он показан на слайде пунктирной линией. Из точки 2 нить тянется к точке 2 на верхней стороне угла - получается длинный стежок. Затем переход по изнаночной стороне от точки 2 к точке 3 - короткий стежок и т.д. Так заполняется весь угол.
Обратите внимание! (слайд № 11). На изнаночной стороне картона образуются короткие стежки между соседними точками вдоль сторон угла, а на лицевой стороне – длинные стежки между одинаковыми номерами на разных сторонах угла. Если это так – то работа выполнена правильно.
Окружность (слайд № 12,13) делится на равные части (их должно быть четное количество).
Выбирается любое расстояние между двумя точками окружности. Например, 1-10.
Иголка с ниткой вставляется в т. 1 (с изнаночной стороны), опускается в т.10, затем из т. 10 в т.11. Далее из т. 11 в т.2, из т.2 в т.3; 3-12, 12-13, 13-4, 4-5, и так далее по окружности. Это расстояние должно "совершить" целых два круга.
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Педагог: А теперь начинайте работать. Запаситесь терпением. Пословица гласит: «Терпение и труд всё перетрут». Запомните её (включает тихую спокойную музыку).
Дети работают, педагог напоминает детям приемы выполнения работы (практический, словесный метод, индивидуальная работа, работа по подгруппам, самостоятельная работа).
Основные приёмы выполнения работы.
Начертите на изнаночной стороне картона с помощью шаблонов две окружности (туловище и голову цыпленка).
Нанесите разметку для дырочек.
Пронумеруйте полученные точки.
Сделайте проколы во всех полученных точках.
Вденьте нитку в иголку.
Почему цвет ниток не должен совпадать с цветом фона? (Потому что они не будут видны на фоне)
Значит надо брать такие нитки, которые бы чётко выделялись на фоне бархатной бумаги.
Заполните окружность по схеме.
Начертите клюв, хвостик и хохолок в виде углов.
Заполните углы по схеме, подбирая подходящий цвет нитей.
Лапки цыплят вышиваются стежками.
Педагог: Не торопитесь, ребята: «Делаешь наспех – сделаешь на смех».
Какие ошибки в работе с изонитью можно допустить? Как их исправить?
(Если завязался узелок на ниточке, надо аккуратно его распутать; если вошли не в то
отверстие, надо осторожно вытянуть нитку с иголкой из него и продолжить работу и т.д.).
Научусь рисунок строить.
Изонитью выполнять.
Научусь ошибки видеть.
Научусь их исправлять.
Комментарии во время индивидуальной работы:
Рисунок всегда наносится на изнанку.
Начать вышивку можно с любой точки.
Во время работы каждый раз нужно смотреть, как ложится нить на лицевой стороне.
На изнаночной стороне не должно быть пересечения нитей. Верхняя нить на лицевой стороне всегда последняя. Самая первая нить – самая нижняя.
Последнюю нить среди пересекающихся нитей найти легко – она всегда самая верхняя. Поднимите нить на кончик иглы и просчитайте отверстия, которые она соединяет. Это покажет вам, откуда надо продолжить работу.
Если нить закончилась: нужно иголкой поддеть предыдущий стежок, продеть нитку несколько раз в образовавшуюся петлю и затянуть.
В середине практической работы педагог предлагает детям гимнастику для глаз (здоровьесберегающая технология).
Гимнастика для глаз
Ах, как долго вышивали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками.)
В клубе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
По окончании практической части, педагог предлагает ребятам расположить изготовленных цыплят около своих мам-куриц, обращая внимание на красоту и эстетичность композиции, а затем напоминает детям о наведении порядка на своих рабочих местах.
6. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Педагог задаёт вопросы:
Чем мы занимались сегодня на занятии?
Какими инструментами пользовались?
Из каких геометрических фигур состояла ваша композиция?
Как заполняется угол, окружность?
Если правильно и аккуратно выполнять все те приемы изонити, которыми вы уже владеете, то можно легко вышить и вот такие замечательные картинки (слайд № 14,15).
Понравилось ли вам работать в технике изонить?
Посмотрите, ребята, какие великолепные композиции вышили наши старшие воспитанники (слайд № 16).
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Педагог: На картоне нитью шили.
Нить пересекалась.
Ну а что же получилось?..
Все мы догадались.
А получились у вас замечательные цыплята. Мамы-курицы просто счастливы от радости, а Петушок очень доволен вами и от всей души благодарит за помощь:
«КУ-КА-РЕ-КУ!» (слайд №2). Занятие окончено, до свидания.
Список литературы:
Леонова О. В. «Рисуем нитью ажурные картинки», изд. «ЛИТЕРА», С.-Петербург,2005г.
CD «Изонить. Вышивка по картону»
Бурундукова Л. И. «Волшебная изонить», изд. «АСТ-ПРЕСС», Москва, 2009г.