Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и частично - поисковой деятельности.
Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа; проведение инструктажа и демонстрация приемов работы; организация работы учащихся по технологическим инструкционным картам.
Деятельность учащихся: ответы на вопросы, восприятие информации, закрепление знаний путем применения в упражнениях, ведение записи в рабочей тетради, самоанализ результатов.
Виды и формы контроля знаний: выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическая работа.
Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: основные условные линии на фигуре человека (технология); антропометрические точки (биология); вычислительные навыки (математика).
Планируемые результаты: приобретение знаний о приёмах снятия мерок для построения чертежа юбки; закрепление умений работать в группах, с типовыми технологическими инструкционными картами.
План урока
Содержание этапов урока
Виды и формы работы
Время
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация рабочих мест учащихся
2 мин.
2. Мотивационное начало урока
Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи урока.
5 мин.
3. Изучение нового материала
Решение проблемы урока. Текущий инструктаж
10 мин.
Практическая работа
15 мин.
4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного
Ответы на вопросы, работа с рисунками, взаимоконтроль.
6 мин.
5. Подведение итогов, домашнее задание.
Анализ хода и результатов игры.
2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Проверка организации рабочих мест.
Сообщение темы и целей урока.
Мотивация.
Учитель. Здравствуйте! Меня зовут Наталья Николаевна и тема сегодняшнего урока «Техническое конструирование. Мерки для построения чертежа прямой юбки». Это один из проектных этапов в подготовке к пошиву одежды, главной задачей которого будет: научиться снимать мерки для построения чертежа юбки.
Перед изучением нового материала, я предлагаю вам записать на листочках, что вы ожидаете от урока и закрепить их на «Дереве - ожидания».
Проблемная задача. Представьте себе что мне, как закройщику необходимо сделать расчет для построения и пошива юбки на манекен. Выполнив заказ, я предоставила готовое изделие.
Учитель предлагает на манекен одеть две юбки (первая - маленькая, вторая - большая). Проведём эксперимент, оденем каждую из юбок на манекен. Что было нарушено при изготовлении этих изделий?
Ответ: Были нарушены размеры при измерении манекена.
Основная проблема урока. Чтобы одежда была удобной и красивой, надо шить её по определённому размеру.
Нет ничего плохого в том, что человек хочет быть красивым и привлекательным. Это не только естественно, но и закономерно. Мы говорим о том, что внешний вид во многом определяется внутренним миром человека, оказывает влияние на чувства, настроение, и даже на характер. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова персидского поэта:
« Всегда особенно ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой».
II. Актуализация знаний.
На прошедших уроках вы рассмотрели этапы проектной технологии. Выполнили задания организационно - подготовительного этапа, приступили к выполнению второго этапа – конструкторского. На сегодняшнем уроке мы продолжаем рассматривать конструкторский этап: разрабатывать конструкторско-технологическую документацию необходимую для изготовления выбранного изделия.
Прежде чем мы перейдем к теме нашего урока, я попрошу ответить вас на некоторые вопросы.
Вспомните, пожалуйста, что называется одеждой?
Ответ: Одежда – совокупность предметов, которые облекают тело человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений.
Каким требованиям должна отвечать одежда?
Ответ: К основным требованиям относятся: эстетические, эксплуатационные, гигиенические и экономические.
Итак, мы продолжаем рассматривать конструкторский этап: разрабатывать конструкторско-технологическую документацию необходимую для изготовления выбранного изделия.
III. Изучение нового материала.
Чтобы пошить юбку, нужно снять мерки, выполнить чертёж, конструирование и подготовить выкройку. А что же такое конструирование, модель, чертеж, выкройка?
Чертеж - графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину в уменьшенном или увеличенном виде.
Выкройка- деталь швейного изделия из бумаги, по которой раскраивают ткань.
Используя метод «Угол», закрепим терминологию. (Учащиеся делятся на команды (3 группы и учитель).
Учитель. Как мы сказали ранее, необходимо правильно измерять фигуру, то есть – снимать мерки.
А что же такое мерки?
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изготавливается лента из полотна или клеёнки, длина её 150 см, ширина – 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
Снятие мерок производится с фигуры в непринуждённом, естественном положении с опущенными руками. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды выходит девочка…
1.Линия воды находится на линии шеи.
2.Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
3.Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
4.На 12-14 см ниже талии, в самом широком месте фигуры будет располагаться линия бёдер.
5.На уровне середины колена будет располагаться линия колен.
Приложение 1
При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой рукой обмерять фигуру. Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.
Ознакомить учащихся с мерками, которые требуются для построения юбки. Приложение 2
Мерки для построения чертежа юбки
Ст – полуобхват талии,
Сб – полуобхват бёдер,
Дст – длина спины до талии,
Ди – длина изделия.
Рассказать и показать правила снятия мерок, используя манекен и инструкционную карту « Снятие мерок для конструирования юбки». Обратить внимание на точное выполнение этой работы, так как от правильности снятия мерок зависит, как юбка будет сидеть на фигуре.
Текущий инструктаж
При снятии мерок нужно помнить следующее.
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают пояском.
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Все величины записывают в сантиметрах.
Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды.
А для чего необходимы прибавки?
Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.
Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка).
Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.
IV. Практическая работа «Снятие мерок для конструирования юбки»
Учащиеся снимают мерки группами по два человека: измеряемая, измеряющая, поочерёдно меняя операции.
(Метод «Ролевая игра»
Работа выполняется в виде игры «Ателье»- заказчик, закройщик).
Каждый учащийся в ходе работы заполняет инструкционную карту, которая используется для построения чертежа. Приложение 3
Метод «Поймай ошибку» - Исправить последовательность снятия мерок.
Целевой обход учителя
Учитель следит за правильностью снятия мерок, помогает исправить неточности, даёт дополнительные пояснения. Обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бёдер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина изделия.
Формулирование решения проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.
Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока?
- Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива? (Надо шить её по определённому размеру, пользуясь индивидуальными мерками).
- Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (Необходимо точно установить линию талии, для этого талию опоясывают тесьмой или пояском).
- Как измерить окружность талии? (По линии талии).
- Как измерить длину юбки? (От линии талии до желаемой длины).
- По какой стороне снимают мерки? (Мерки снимают по правой стороне фигуры).
Работа в парах: Выполните задание по рисунку. Впишите в окружности буквенные обозначения мерок. Проведите взаимопроверку, исправьте возможные ошибки. Приложение 4