Структурный компонент (этапы) урока | Цель | Содержание урока | Формируемые УУД | Виды контроля |
Деятельностьучителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. 1мин | настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | приветствие проверка явки учащихся заполнение учителем классного журнала проверка готовности учащихся к уроку | Слушают, включаются в работу эмоциональный настрой на урок положительный -помощь учителю в проверки явки на урок | Самоопределение (Л) | |
2.Целеполагание и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2 -3 мин. | Включение в учебную деятельность на уроке: 1. . Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности «надо». 2. Организовать деятельность учащихся по установок тематических рамок «могу». 3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность «хочу». | .Давайте вспомним пословицы: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Кроить – не шить, после не распорешь. Как вы понимаете эти пословицы? 1.А что такое шаблон? 2.Для чего нужны шаблоны? 3.Из чего делают шаблоны? Вы уже вырезали какие –то детали из ткани по шаблону? 4.Как вы думаете, что надо знать, чтобы изготовить шаблон? 5.А кто из вас знает, как называется шаблон, по которому выкраивают швейные изделия? 6.Что необходимо знать для построения выкройки? Как вы думаете, какая тема нашего урока? 7.Учитель уточняет ответы детей и формулирует тему урока. 8. Какова цель нашего урока и по какому плану мы достигнем нашей цели? Учитель уточняет ответы детей и формулирует цель и план урока. | Слушают, смотрят, вспоминают, делают выводы и обосновывают ответы. Предполагаемые ответы: Сначала хорошо подумай, а потом говори; проверь работу, а потом отрезай. Во время раскроя надо быть очень внимательным, так как после вырезания деталей уже трудно будет исправить ошибки. 1.Шаблон – деталь, образец. 2. По которому вырезают несколько одинаковых деталей. 3..Из бумаги, картона. 4.Надо знать размеры. Шили игольницу и вырезали детали по шаблонам. 5.Выкройка. 6.Размеры (Мерки) 7. Пытаются формулировать тему, цель и план урока. | -самоопределение(Л) -сопоставление (Л) -сотрудничество с учителем и сверстником (К), - способность ставить новые цели и задачи (Р) | Устные ответы; |
3.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 7 -8 мин. | На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельным учебным действиям 1.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. 2. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу». 3.Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 4. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия. | С целью закрепления провожу беседу по вопросам: 1.Что такое чертёж.? 2. Какие чертёжные инструменты вам известны? 3. Попробуйте дать определение что такое «выкройка» Какие возникли затруднения? Давайте сравним ваши ответы с ответами, предложенными Давайте дадим определение, что же такое конструирование швейных изделий Сможем ли мы с вами сразу построить выкройку? Почему? Что нам надо знать? Как видите возникают опять затруднения. | Смотрят. Анализируют Отвечают. Трансформируют известные знания в новые ситуации. Предполагаемый ответ: 1.Чертёж – это выполненный на бумаге с помощью чертёжных инструментов изображение предмета или детали с указанием их размеров. 2. Линейка, треугольник, карандаш, циркуль. Затруднение Читают на доске определение. Слушают других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | общеучебные - извлекают необходимую информацию из беседы с учителем (П); логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. (П); осознают свои возможности в учении. (Л); научатсявступать в речевое общение, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга (Л); планирование последовательности действий) (Р) контроль-нахождение отличий своего результата с заданным эталоном; коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план (Р), сотрудничество с учителем и сверстниками (К) | Устные ответы; |
4.Первичное усвоение материала. 5 -7 мин | | Для того чтобы сшить какое-либо изделие ,нам надо научиться снимать мерки, которые необходимы нам для конструирования швейного изделия. Кто мне назовёт инструменты и приспособления для изготовления выкройки?. Вы сегодня знакомитесь с новым для вас приспособлением – сантиметровой лентой. Послушайте доклад "История происхождении сантиметровой ленты ." Ребята, давайте выясним - у Вас одежда одного размера или нет? Как определить ваш размер? ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Задание: Измерьте себя и определите свой размер? У кого какие результаты? Кому удалось, а кому нет справиться с заданием? Подумайте. В каком месте испытали затруднения и почему? | Слушают, отвечают на вопросы, запоминают новые сведения. Снимают мерки и записывают результат. Испытывая при этом затруднения 1-й шаг я не знаю? 2-й шаг – Сама постараюсь определить | сотрудничество с учителем и сверстниками (К) -постановка и формулирование проблемы (П) | Устные ответы; |
5.Выявление места и причины затруднения. 5 -6 мин. | На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. 1.Востановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаковое) место где возникло затруднение. 2. Соотнести свои действия с используемым способом действия и выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднений, те конкретные знания, которых недостает для выполнения поставленной задачи. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. В каком месте испытали затруднения и почему? | ЗАТРУДНЕНИЕ Я не знаю правильного снятия и обозначения мерок. Я не знаю правила определения линий. | Анализ, синтез, обобщение (П) - обобщение (П) -постановка и формулирование проблемы (П) -структурирование знаний(П) -выражение своих мыслей (К) | |
6. Построение проекта выхода из затруднения. 10 -12 мин. | На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, ставят цель и строят план достижения цели И определяют средства. | Какую цель поставите перед собой на этом этапе урока? Для этого на манекене показываю основные линии мерки с человека Мерки снимаемые по линиям записываются знаками. Результат одних мерок записывают полностью, а других в половинном размере. Как вы думаете почему? На манекене показываю основные мерки .Правила снятия мерок. | Научатся определять линии фигуры человека. Определяют линии: Линия плеча Линия груди Линия талии Линия бедер Линия колена Дети думают, высказывают различные мнения, анализируют. | -самоопределение(Л) -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели(П) - учет разных мнений (К) | Устные ответы; |
7.Реализация построенного проекта. 10 -12 мин. | На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. 1.Выявляление способов действий для решения исходной задачи. 2. Уточнение характера новых знаний 3. Фиксирование раннее возникших затруднений | Как мы будем открывать новые знания? . Давайте обобщим сделанные выводы. Запишем основные линии для снятия мерок, указав общепринятые сокращения. Сравните свои выводы с эталоном. Вернемся к пробному действию и узнаем, правильно ли вы определили… ФИЗМИНУТКА Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз - сюда, два - туда, Повернись вокруг себя. Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора. | Учащиеся работают по карточкам После каждого выполненного действия делают вывод, заполняют таблицу. | Смыслообразование (Л); анализ, синтез, обобщение (П), Познавательная инициатива (Р); выдвижение гипотез (П), формулирование и аргументация своего мнения (К); учет разных мнений и достижение договоренностей (К) | Устные ответы; запись в тетрадях. |
8.Первичное закрепление учебного материала. 12 -14 мин. | На данном этапе учащиеся в форме коммуникаций (в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Чтобы правильно снять мерки, а от этого будет зависеть точность вашей конструкции, надо соблюдать правила снятии мерок. Попробуйте, работая в парах, выработать эти правила. Можно пользоваться литературой. | Работают в парах, используя учебник. Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи Работают парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) с поочередной сменой обязанностей. Записи мерок производятся в рабочей тетради в таблице. | Работа с литературой. (Р); Выражение своих мыслей (К) Анализ, синтез, обобщение (П) учет разных мнений и достижение договоренностей(К) управление поведения партнера(К) | Проверка практической работы (Визуально) |
9.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 15 -17 мин. | При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: -учащиеся самостоятельно выполняют задание нового типа, -осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, -организуется исполнительская рефлексия хода реализации проекта. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха каждого ученика. Включение ученика в дальнейшую познавательную деятельность. | Проверка учителем самостоятельной работы учащихся по теме «Снятие мерок» | Взаимопроверка | Анализ, синтез, обобщение (П) учет разных мнений и достижение договоренностей(К) управление поведения партнера(К), выполнение действий по алгоритму(П), контроль, оценка(Р), выражение своих мыслей (К) | Проверка практической работы (По записям в тетрадях) |
10.Включение в систему знаний и повторение раннее изученного. 6 – 8 мин. | Организовать выявления типов заданий, где используется новый способ действия . Организовать повторение учебного содержания. | При помощи чего снимают мерки? В какой последовательности снимают мерки? Чем отмечают линию талии? Зачем? Какой буквой обозначают мерки длин? В каком объеме их записывают? Какой буквой обозначают мерки полуобхватов? В каком объеме их записывают и почему? Для чего необходимо снимать мерки? Что может быть с изделием, если мерки сняты неправильно? Скажите, пожалуйста, а для чего мы снимали мерку Сг? Определение размера одежды. | Дети дают ответы. Записывают в тетрадь алгоритм определения размера одежды. | Нравствен –этическое оценивание содержания (Л), анализ, синтез, обобщение (П), выполнение действий по алгоритму (П), | Устные ответы; |
11. Домашнее задание. 1 – 2 мин. | Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Снимите мерки с родственников и определите их размер. | Записывают задание в дневник. | | |
12. Рефлексия (итог урока). 2-3 мин | Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется ,самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотношение цели и результата выполненной работы, фиксируется степень их соответствия. | А теперь вам тестовое задание на дом. | Раздаю тесты каждому ученице. | Рефлексия способов и условий действия(П), Контроль и оценка результатов деятельности(П), самооценка успешности(Л), адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. | Оценка деятельности учащихся за урок: выставление оценок. |