Просмотр содержимого документа
«Техника «аппликация из ткани»»
Урок технологии в 5 классе
Образовательная программа, автор: Технология 5 класс, Синица, В.Д. Симоненко.
Тема: «Аппликация».
Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с историей, видами аппликаций, систематизирования знаний о приемах изготовления аппликаций. Планируемый результат: продукт — карман фартука в технике «аппликация из ткани». Задачи:
Образовательные: -дать понятие об аппликации, её видах, технологии выполнения и применении,
Воспитательные:
— воспитание навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда.
Развивающие: — развитие эстетического вкуса, самостоятельности и умения работать в нужном темпе, способствовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез), способствовать развитию учащихся в соответствии с их способностями.
Тип урока: урок с элементами проектно-исследовательского метода (выполнение заказа для швейной фабрики).
Особенность урока: интеграция технологии, изобразительного искусства.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование: бумага, лоскутки ткани, линейка, простой карандаш, ножницы, ИКТ, презентация«Аппликации» технологические карты, плакаты, опорные конспекты, образцы аппликаций, электрический утюг, гладильная доска, иголки, булавки, ножницы, швейные машины. Личностные УУД: — Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Познавательные УУД:- систематизирование и расширение представлений детей о новых приёмах ручных и машинных работ;
— соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности,
— соблюдение трудовой и технологической дисциплины,
— развитие конструктивного мышления,
— осознание ответственности за качество результатов труда,
— развитие композиционного мышления.
Регулятивные УУД:
— поиск и выделение необходимой информации;
— умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно.
Коммуникативные УУД:
— допускать существование различных точек зрения; — адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Этапы урока:
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Приёмы, УУД
1 этап Организационный момент.
Позитивный настрой на урок.
– Здравствуйте девочки! С каким настроением мы пришли сегодня на урок, нарисуем смайлики в своих тетрадочках и улыбнёмся друг другу. Дежурный по классу у нас Шляхова Катя, Кашкарова Анастасия.
Приветствуют учителя, рисуют смайлики, контролируют готовность к уроку, рапорт дежурного.
Личностные: — самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
2 этап Актуализация знаний. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Итак, вы сшили своё первое изделие – фартук. В дальнейшем вы будете изготавливать более сложные швейные изделия: ночную сорочку, халат, юбку, платье.
А сейчас проверим, что вы усвоили с предыдущих занятий. Мы с вами разделимся на две команды. Каждой команде я раздам карточки с заданиями, подписываем фамилию и имя и отвечаем на вопросы (5 минут на работу по карточкам).
А теперь команды обменяются карточками и проверят их, если вы согласны с ответом – ставите +, если нет – ставите ! А теперь давайте проверим ваши ответы и выставим оценки (слайд№2, 3)
— К какому виду одежды относится фартук? (К рабочей одежде).
— А каким должен быть фартук, по-вашему? Каким требованиям он должен отвечать? (Красивым, удобным, практичным).
Да, действительно. Предметы быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и красивыми. И этому в полной мере способствует декоративно-прикладное творчество.
Работают с карточками. Рассматривают изделия. Отвечают на вопросы и формулируют вывод о своих возможностях.
Личностные: осознание своих возможностей.
Познавательные: Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.
Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
3 этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вызвать эмоциональный настрой, постановка цели и задач урока.
Определить тему нашего сегодняшнего занятия вам поможет кроссворд, ключевое слово которого поможет сформировать тему урока (слайд №8)
Вопрос учащимся: С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? Я буду показывать вам готовые изделия, а вы называйте:
Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока: «Аппликация».
Учитель записывает на доске тему «Аппликация», учащиеся делают то же в тетрадях.
Девочки, нам поступил заказ от швейной фабрики – необходимо разработать эскизы для украшения фартука. И так как мы свами знакомимся с таким видом декоративно – прикладного творчества как аппликация, то и эскизы будем выполнять в этой технике.
Что собой представляет этот вид творчества – аппликация? (Ответы учеников в свободной форме).
— Вы работали в технике аппликации? Когда и где? (На уроках технологии в начальной школе).
— А как бы вы сформулировали определение аппликации? (Ответы учеников в свободной форме).
— А теперь мы с вами попробуем разобраться и сформулировать точное определение аппликации. На столе, у каждой команды есть листок с определением аппликации. Давайте прочитаем их вслух. (Вызвать одну ученицу для чтения определений и прикрепить листы с определениями на доску).
Аппликация:
1. это создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала.
2. это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Мыслят, дают ответы, формируют тему урока, ставят цели и задачи:
1. Изучить декоративно-прикладное искусство в технике текстильной аппликации, 2. Сформировать навыки составления декоративной композиции. 3. Составить технологическую последовательность
выполнения данной аппликации.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Познавательные: Умение анализировать, умение осознанно строить речевое высказывание.
4 этап Поисково-исследовательский.
Способствовать формированию представления о видах и истории аппликации.
А теперь давайте подробно рассмотрим эти определения. В чём они схожи и чем отличаются?
И в первом, и во втором определении есть слова «изобразительная», «изображение». О чём это говорит? (Аппликация должна что-то изображать, нести в себе какое-либо содержание).
По содержанию аппликации разделяют так:
— предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнышко, утёнок)
— сюжетные (изображён один или несколько предметов, совершающих действие)
— декоративные (включает в себя орнамент, узор) (Слайд №9)
Для выполнения аппликации нужна основа или фон, на котором будут располагаться детали.
Из какого материала может быть выполнена аппликация? (ткань, бумага, пуговицы, кожа, соломка)
(На доске плакат – ромашка. Посередине – слово «аппликация», лепестки – названия материалов для аппликации).
Сегодня вы будете разрабатывать эскиз украшения для фартука в технике «аппликация из ткани».
Вернёмся к определениям аппликации:
— В первом определении детали аппликации называют «кусочками какого-либо материала», а во втором это называется «различными формами». (Аппликация должна иметь какую-либо форму. Второе определение составлено более грамотно).
Посмотрим ещё раз на определения аппликации:
— как разъясняются способы прикрепления деталей к фону? (В одном определении говорится просто о наклеивании деталей на основу, а в другом – сначала вырезание деталей, а потом их закрепление на фоне.
Как выяснилось, второе определение более точное и понятное, поэтому в тетради записываем именно его. А к следующему уроку вам необходимо выучить его (Слайд №11).
Существуют различные способы прикрепления деталей к фону (ткани): Клеевая аппликация, пришивание деталей вручную петельным швом, машинная аппликация швом «зигзаг». Некоторым из вас я давала опережающее задание, поэтому выслушаем докладчиков, которые нам и расскажут и покажут про способы работы в технике «аппликация из ткани». (15 минут).
У каждого из вас есть опорный конспект с текстом выступающих с докладом, из которого необходимо выписать в тетради самую важную информацию (работа с тетрадями 5 минут) Физ. минутка (3 минуты)
Подумайте, на каких частях фартука может располагаться украшение в виде аппликации? (На кармане, на нагруднике, на нижней части фартука). Сегодня мы с вами будем украшать карман фартука.
А каким способом будем закреплять детали аппликации? ( ручным петельным швом или машинным швом «зигзаг»)
Как вы думаете, почему нельзя в данном случае использовать клеевую аппликацию, ведь она легче выполняется? (Фартук очень часто стирают, поэтому аппликация может отклеиться).
Приступим к выполнению заказа для фабрики.
Выкройка кармана у нас уже готова, осталось сделать шаблон для аппликации и подобрать гармоничное цветовое сочетание.
Выслушивание докладчиков, просмотр слайдов, фиксация важной информации в тетрадях.
Личностные: -проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные: — умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: -умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инст-рументы, материалы и оборудование.
5 этап
Практическая работа.
Умение анализировать полученную информацию и применять на практике. Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.
Итак, одна команда будет выполнять аппликацию ручным петельным швом, а другая команда – машинным швом «зигзаг». Но перед тем, как начать работу вспомним инструменты и правила пользования ими. А для этого поиграем в игру «цепочка». (Для первой команды по цепочке необходимо назвать инструменты для ручных работ и правила пользования ими. А для второй команды – инструменты для выполнения машинных работ и правила пользования ими).
Во время работы учащиеся пользуются технологическими картами, предложенными учителем. (У каждого на столе).
В ходе работы учащихся учитель организует работу групп, следит за правильным выполнением этапов, контролирует и корректирует действия учеников, проводит фронтальный и индивидуальный инструктаж.
Подготовка эскиза-аппликации на листе бумаги, выбор цветовой гаммы, необходимых материалов, инструментов, приспособлений.
Выполнение практического задания по технологическим картам.
Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять самоконтроль.
Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность.
Коммуникативные:
формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра.
6 этап
Рефлексивно-оценочный.
Осмысление процесса и результата деятельности, коррекция.
Итак, сегодня вы познакомились с новым видом декоративно – прикладного творчества: аппликация из ткани. Все поработали на славу, предоставляем слово каждой творческой группе для защиты своей работы. (Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке).
Все молодцы! Оценки за выполнение аппликации: …… Посмотрите, как много получилось у вас эскизов для украшения фартука. Нам осталось только всё оформить и отправить на фабрику. И может быть, когда – нибудь, вы узнаете свою работу у своих друзей и знакомых. В завершении я предлагаю вам закончить предложение
— Сегодня на уроке я познакомилась….
— Сегодня на уроке я научилась…… Защита мини-проекта. Оценивается работа учащихся.
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.