Просмотр содержимого документа
«Современный урок в рамках ФГОС»
«Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС»
Копотева Г.Л.
План интернет-семинара
Урок как социальная технология, как целостная система
Характеристика традиционного урока
Особенности нетрадиционных уроков и модели нетрадиционных уроков
Деятельностный урок
Характеристика технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирования УУД Г.Л.Копотевой, И.М.Логвиновой
Технологическая карта-трансформер Г.Л.Копотевой, И.М.Логвиновой – эффективное средство организации урока соответствующего требованиям ФГОС
1. Урок как социальная технология и целостная система
Что такое урок?
Урок – был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся
Подласый И.П.
Что такое урок?
Урок – это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, но частичной цели обучения
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.
Что такое урок?
Урок – это часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная . Как элемент процесса обучения урок характеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой.
Белявский И.В., Павлов Л.С.
Что такое урок?
Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития, учащихся форма организации деятельности постоянного состава учащихся в определенный отрезок времени под руководством учителей.
(преобладающая формулировка)
2. Характеристика
традиционного
урока
Традиционный урок
Особенности традиционных уроков
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
КОМПОНЕТЫ УРОКА
ДОСТОИНСТВА
Цели
НЕДОСТАТКИ
формирование знаний, умений и навыков.
Содержание учебного материала
субъект - объектные взаимодействия в системе «учитель-ученик», изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом.
наибольший объем информации, систематичность.
Особенности традиционных уроков
ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
КОМПОНЕТЫ УРОКА
ДОСТОИНСТВА
Методы и формы учебной деятельности
школьников
НЕДОСТАТКИ
четкая структура и организация урока.
Методы и формы работы учителя
низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления.
вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя.
Особенности традиционных уроков
Процессуальная часть
Компоненты урока
Достоинства
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала
Недостатки
контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками
Диагностика учебного
процесса
довлеющий характер педагогического взаимодействия со стороны учителя
предсказуемость, контролируемость результатов обучения
слабая обратная связь
Социальная технология «ответы без вопросов» — одна из характерных технологий передачи знаний, которая была заложена Яном Амосом Коменским
три характеристики современного урока:
дискретная форма знаний (ответы без вопросов),
монологические формы общения,
авторитарные формы общения.
3. Особенности нетрадиционных уроков и модели нетрадиционных уроков
Особенности нетрадиционных уроков
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная форма урока»,не имеет чёткого определения, остаётся крайне расплывчатым.
Особенности нетрадиционных уроков
Стоит отметить и обилиесинонимов, среди которых
«нетрадиционный урок»,
«нетрадиционные технологии урока»,
«нетрадиционные виды уроков».
Особенности нетрадиционных уроков
Первый подход к пониманию нестандартных уроков:
урок, нарушающий чёткую структуру комбинированного урока;
Г.К. Селевкопредлагает рассматривать нестандартные формы урока как «технологии» и характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах»
Модели нетрадиционных уроков
уроки-семинары
деловая игра
зачёт
пресс-конференция
конкурс
урок-соревнование
путешествие
интегрированные уроки
урок-КВН
урок творчества
занятия-конференции
урок спектакль
диспуты
урок-диалог
ролевые игры
мозговой штурм (атака)
урок фантазирования
урок-лекция (проблемная; визуальная; поточная)
Вывод
«Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняетсяразличным потенциалом нестандартных форм урокав реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны»
Л.Н. Боголюбов
Что делать?
4. Деятельностный
урок
Чем вызвана необходимость внедрениясистемно-деятельностного подхода?
Спустя две недели у нас в памяти остаётся
Конус обучения
90%того,что говорим и делаем
Степень включённости в учёбный процесс
Реальная работа
Активная
Имитация реального опыта
Ролевая игра
70%того, что говорим
Проведение бесед
Участие дискуссиях
50%того, что видим и слышим
Наблюдение за реальным процессом
Пассивная
Просмотр презентаций
Наблюдение за демонстрационным процессом
Просмотр кинофильмов
30%того, что видим
Просмотр иллюстраций
20%того, что слышим
Прослушивание выступлений
10%того, что читаем
Чтение
Джон Кийосаки
Смысл введения ФГОС
Ориентация системы образования
на достижение качественно новых результатов
образования посредством реализации парадигмы
деятельностного развития
ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ
ОРИЕНТАЦИЯ
НА РЕЗУЛЬТАТ
РЕАЛИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА
НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
КАК ЭЛЕМЕНТ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
СИСТЕМА ОЦЕНКИ:
ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ
«КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА»
Что такое деятельностный урок?
Урок, позволяющий организовать обучение на основе
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
Понятие учебной ситуации
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
преобразуютего, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
частично –запоминают
УС - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл
Деятельностный урок
Типология деятельностных уроков
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности
Типология уроков
урок усвоения новых знаний;
урок усвоения навыков и умений;
урок комплексного применения знаний;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Типология уроков А.К. Дусавицкого
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Условия, провоцирующие детское действие
Эти условия могут задаватьсяв том числес помощью описания:
последовательности выполняемых действий,
особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.
Технологическая карта урока
5. Характеристика технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирования УУД Г.Л.Копотевой, И.М.Логвиновой
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы
Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно-деятельностного подхода
новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а какформируемые способы деятельности;
необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов –личностных, метапредметных и предметных;
пониманиеметапредметных результатов как сформированных на материале основнаукуниверсальных учебных действий.
Общий вид технологической карты урока,реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУДПредмет____________________________________________________________Класс_______________________________________________________________Автор УМК__________________________________________________________Тема урока__________________________________________________________Тип урока____________________________________________________________
Ход урока
Деятельность учителя
Задание базового уровня
Деятельность учащихся
Задание повы-шенного уровня
Познавательная
Коммуникативная
Осуществля-емые действия
Формируемые способы деятельности
Регулятивная
Осуществля-емые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществля-емые действия
Формируемые способы деятельности
6. Технологическая карта-трансформер Г.Л.Копотевой, И.М.Логвиновой – эффективное средство организации урока соответствующего требованиям ФГОС
Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Чётко фиксирует:
не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке,
но и виды формируемых у учащихся способов деятельности
Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Фиксирование видов формируемых у учащихся способов деятельности позволяет сделать для учителя процесс формирования УУДпрозрачным (видимым, очевидным) и управляемым
Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Может использоваться :
педагогами любой квалификации и опыта работы;
педагогами любого предмета;
педагогами, обладающими или не обладающими опытом работы с УМК развивающего образования.
Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Может использоваться :
в период адаптации к введению ФГОС;
как постоянная форма проектирования урока;
как форма – основа для конспекта при аттестации;
как основа для разработки форм анализа урока, реализующего требования ФГОС.
Ноу-хау структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Фиксирует:
виды формируемых у учащихся способов деятельностив чётком соответствии с предложенной учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачей
Ноу-хау структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Позволяет зафиксировать уровень сложности предлагаемой учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачи
(то есть дифференцировать процесс обучения)
Ноу-хау структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Поскольку планируемые образовательные результаты представляют
собой систему личностно-ориентированных целей образования, постольку в структуре технологической карты урока отпадает необходимость выделения в карте