урок 45 минут, комбинированный. Первая часть теоретическая, вторая практическая. На уроке совершенствуются умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, практических требований. Происходит обобщенный материал по культуре поведения за столом. Выполняется практическая работа (закрепление материала) сервировка стола.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сервировка стола к завтраку (5 класс) »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«СЕРВИРОВКА СТОЛА К ЗАВТРАКУ. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ »
Раздел: Кулинария 5 класс
Тема урока: Сервировка стола к завтраку. Культура поведения за столом
Тип урока: Комбинированный
Время: 45 минут
Цель урока: Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола к завтраку и сформировать у учащихся представление о столовом этикете.
Задачи:
- добиться усвоения учащимися знаний о сервировке стола и умения применять их на практике;
- воспитывать аккуратность и точность в работе, эстетический вкус;
- развивать у учащихся самостоятельность в получении новой информации;
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.
Методы:
Словесные: беседа, дискуссия
Наглядные: демонстрация
Практические: упражнения, практикум
Материалы и оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Сервировка стола к завтраку», посуда для сервировки стола, учебник технологии 5 класс.
Ход урока
1. Организационный момент Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на занятие.
2. Изучение нового материала Вводные вопросы по теме: 1. Какие виды столовой посуды вы знаете?
Ответ:(чашки для чая и кофе; тарелки десертные, глубокие, столовые; селедочницы ...)
2. Как разделяется по предназначению столовая посуда?
Ответ: (для чая, какао и кофе предназначены чашки с блюдцами; для холодных жидкостей — воды, сока, киселя, компота — удобны бокалы и стаканы; столовая тарелка — для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи...)
3. Какие виды столовых приборов вам известны ?
Ответ: (столовая ложка, чайная ложка, десертная ложка, вилка, нож универсальный, нож для хлеба …) 4. Какие правила сортировки посуды и приборов вы знаете?.
Ответ: (количество приборов на столе у каждой тарелки в различных ситуациях может быть разным, но как правило нож , ложка расположены с правой стороны, а вилка с левой стороны от тарелки…) 5. Перечислите общие требования к посуде и приборам во время сервировки стола
Ответ: (посуда и приборы должны быть чистыми, скатерть должна быть тщательно выглаженной, обязательно наличие салфеток)
.
Беседа с учащимися
(слайд 1)
Этикет и сервировка стола — это часть культуры мировой кулинарии. Каждый уважающий себя человек должен знать элементарные правила этикета и вежливого тона за столом. Например, как правильно встречать и провожать гостей, как правильно кушать — и многое другое. Правильная сервировка — это самая важная составляющая праздничного стола, которая влияет даже на настроение и аппетит людей. Выбирая столовый прибор, мы часто не задумываемся о том, правильно ли делаем, в соответствии со всеми нормами? Но для этого также существуют правила — какие приборы для чего и как ими пользоваться.
Сегодня на уроке мы рассмотрим способы сервировки стола для завтрака.
Вопрос: Что такое сервировка? (учащиеся высказывают свои суждения о сервировке).
Учитель обобщает высказывание, и дает определение Сервировки. (записи в тетрадь)
Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи. Основная цель сервировки – создать удобство пользования приборами. Прежде чем сервировать стол надо продумать меню. Так как набор предметов зависит от ассортимента блюд. Обычно на завтрак подают горячий напиток (чай, кофе, какао, молоко и т.д.) и горячее блюдо (каши, омлеты, яичница). Так же на завтрак подают варенье, мед, колбасы, сыр, вареные яйца, соки, булочки, пирожки, хлеб. Стол лучше застелить скатертью. Все предметы расставить так, чтобы было удобно достать. На столе не должно быть лишних предметов. Далее рассказать, как нужно расставить тарелки, чашки и разложить столовые приборы.
(Слайд 2)
Для завтрака нужны несколько видов тарелок. Закусочные – предназначены для холодных блюд и некоторых горячих таких, как омлет, яичница и т.д. Пирожковые тарелки (хлебная) – для хлеба, булочек, бутербродов, конфитюра и т.д. Рядом необходимо поставить масленку с ножом. Если в меню входит каша, то ее подают в столовой глубокой тарелке, которую ставят набольшую плоскую (подтарельник). Стаканы для воды, молока или сока ставятся с правой стороны, немного ниже, кофейная или чайная чашка с блюдцем. Столовые приборы располагаются с правой и левой стороны тарелки. Левее – вилка, правее – нож с ложкой. Чай и кофе подают без сахара. Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Но их надо уметь складывать. Показать вида складывания салфеток.
(1 вариант) (слайд 3)
(2 вариант) (слайд 4)
Этикет
Этикет за столом – это искусство правильного поведения.
Большая часть правил этикета очень проста и логична, так как основана на концепции хорошего отношения к другим людям. И хотя некоторые старые правила могут показаться далекими от реалий сегодняшней жизни, большая часть все же берет начало от уважения и щедрости. Например, традиция намазывать маслом только тот кусочек хлеба, который вы собираетесь откусить, может показаться странной в наши дни, но корни ее уходят в те времена, когда оставшиеся не намазанные и не съеденные кусочки хлеба отдавали бедным.
Правила столового этикета на самом деле очень просты, их легко выучить и применять на практике. Часто эти правила соблюдаются сами собой. Столовый этикет основан на принципе того, чтобы создавать комфорт себе и другим посредством надлежащего поведения. Поэтому многие из правил столового этикета – это просто проявления вежливости. Например, считается грубым наклоняться через другого человека за столом, чтобы достать что-то, поэтому мы просим других передать то, что нам нужно. В этом случае мы обычно используем слова вежливости – извините, пожалуйста, спасибо.
Запись в тетради. Правило 1 Сидеть за столом надо прямо. Правило 2 Никогда не бери нож в рот (не ешь с ножа). Легко можно порезать язык. Правило 3 Если пища застряла в зубах, возьми зубочистку, некрасиво ковырять вилкой в зубах. Вилка для того, чтобы есть!
Правило 4 Котлеты, тефтели, рыбу, ножом не режут. Правило 5 Если надо резать какое-нибудь кушанье, вилку держат в левой руке, а нож в правой. Правило 6 По окончании еды нож и вилку положи на тарелку. Правило 7 Не чавкай, не шлепай губами, не брызгай ложкой, не хлебай жидкость так, чтобы все сидящие за столом слышали. Есть надо спокойно, не торопясь. Не наклоняйте тарелку к себе. Не разговаривайте с полным набитым пищей ртом.
Для закрепления материала учитель зачитывает стихотворение Юрия Чичева «За столом»
ЗА СТОЛОМ (автор Юрий Чичев)
Известно с детства это всем: «Когда я ем, я глух и нем». А хоть словечко ЭТИКЕТ Разрешит сказать иль нет? Жуёшь – закрытым рот держи. Проглоти – потом скажи. * * * Чтоб не стали твои пальцы Сыра, колбасы хватальцы, Вилка есть при каждом блюде. И воспитанные люди Вилкой всё себе берут И назад её кладут.
А в салате, видишь, - ложка. Положи себе немножко, Не наваливай холмом: Съешь – еще возьмёшь потом. * * * Винегрет, салат, картошку, Чтобы взять, используй ложку, Только общую, не ту, Что в твоем бывала рту. * * * Не хватай еду руками – Будет очень стыдно маме. ЭТИКЕТ добавит тут: Только хлеб рукой берут.
* * * Блюдо с хлебом далеко, Дотянуться нелегко. Рукавом в салат не лезь, Не бей фужера нежного. За столом соседи есть – Попроси их вежливо.
Не вытирай свой рот рукой – Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы, Которые за всё хватальцы. Учитесь ЭТИКЕТУ, детки: Для рук положены салфетки. * * * Чтобы что-то резать, нож В руку правую берёшь, Вилку в руку левую, Садишься королевою.
Кто дома есть научится, В гостях не будет мучиться.
Беседа с учащимися. Предложить учащимся рассказать, как происходит прием гостей в их семье.
Практическаяработа. Правильно выбрать необходимую посуду для завтрака. Сложить один из вариантов салфеток, которые продемонстрировал учитель ранее.
Ролевая игра: посещение кафе. Класс разделить на две группы: посетители кафе и официанты.