kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роспись тканей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок относится к разделу "Рукоделие", в котором рассматривается одна техника Данный план-конспект урока комбинированного типа c использованием практической работы - соответсвует возрастным особенностям детей. Выбранные методы и приемы способствуют мотивации учебной деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роспись тканей »

План-конспект урока по технологии

Урок 51-52 6 класс

Тема. Роспись тканей.

Цели урока:

Образовательная:

- ознакомить учащихся с историей возникновения и видами росписи ткани;

- научить расписывать ткань;

Развивающая:

- развивать у учащихся трудовые навыки.

Воспитательная:

- воспитывать аккуратность, старательность, настойчивость.

- прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран.

Дидактические средства:

- мультимедийные средства: мультимедийная презентация.

Методы обучения: игра, беседа, рассказ, использование наглядности, инструктивная беседа, практическая работа.

Оборудование: Ткань (шёлк), пяльцы, булавки, эскиз, краски по батику, резервирующий состав, кисть №3, №6, вода, палитра, тетрадь.

Межпредметные связи: ИЗО, история, основы здоровья

Тип урока: комбинированный.

Структура занятия

  1. Организационный момент………………………………………………………2 мин

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся………………………….8 мин

  3. Изучение нового материала…………………………………………………….12 мин

  4. Практическая работа…………………………………………………………….50 мин

  5. Закрепление новых знаний и умений учащихся…………………………….....4 мин

  6. Подведение итогов занятия……………………………………………………....3 мин

  7. Уборка рабочих мест…………………………………………………………….11 мин

Ход урока.

  1. Организационный момент

- проверка посещаемости, запись отсутствующих в классный журнал;

- проверка готовности учеников к уроку;

- назначение дежурных по графику;

- организация рабочих мест.

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Игра «Проверь свою удачу» по материалу прошлого урока. Участники команд по очереди вытягивают вопрос из баночки и за правильный ответ команда получает 2 балла, если ответа нет, то команда может оказать помощь и ответить за игрока, но при этом команда получает 1 балл. Если же и команда не отвечает, то право ответа переходит команде соперников, которые также могут получить 1 балл дополнительно.

1. Что называется лоскутным шитьем? - искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путём их сшивания

2. В какой стране зародилось лоскутное шитье? – Англия

3. Когда лоскутное шитье стало активно развиваться в России? – XIX в.

4. Какие изделия, предметы для бытовых нужд можно выполнить лоскутиками? - постельное бельё, прихватки, занавески, сумки, чехлы на стулья и табуреты, коврики.

5. Дать краткую характеристику льняной ткани. - Льняные ткани прочные, малорастяжимые, хорошо стираются и утюжатся, но легко сминаются.

6. Дать краткую характеристику шерстяной ткани. - Шерстяные ткани износостойкие, хорошо держат форму после утюжки.

7. Дать краткую характеристику синтетической ткани. - Синтетические ткани прочные, маломнущиеся, восстанавливают форму после стирки, но боятся высокой температуры.

8. Какие материалы можно применять для изготовления изделий в технике лоскутного шитья? – х/б, льняные, шерстяные, вискозные, синтетические.

9. Какие материалы применяют для отделки лоскутных изделий? - ленты, тесьму кружева, пуговицы, бисер, блёстки

10. В зависимости от фактуры ткани бывают? - матовые, блестящие, гладкие, рельефные, ворсовые

11. Как необходимо декатировать хлопчатобумажную ткань для лоскутного шитья? – х/б ткани помещают в ёмкость с горячим мыльным раствором, затем прополаскивают и не отжимая, вешают для стекания воды. Влажную ткань высушивают прессовыми движениями утюга, т. е. без скольжения.

12. Лоскуты какой геометрической формы используют в лоскутном шитье?

13. Перечислить наиболее распространенные техники в лоскутном шитье? - шитьё из полос; квадратов; прямоугольных треугольников; равносторонних треугольников; многоугольников.

14. Почему деталь основы нужно выкраивать немного большего размера, чем размер готового лоскутного полотнища? - Ее выкраивают размером, немного большим размера будущего изделия, с учетом усадки материала при строчке на швейной машине.

3. Изучение нового материала

Ключевое слово кроссворда – это тема нашего урока.

Кроссворд.

1) Очень нужные сестрички —

Толще нитки, тоньше спички.

И у каждой у сестрички

Острый клювик, как у птички.

А головка — завиточек,

Круглый маленький крючочек. (Булавки)


2) Краски я на ней мешаю,

Получаю новый цвет.

Не всегда она большая,

Но удобна, спору нет.

С красками она дружна.

Ну, скажите, кто она? (Палитра)


3) Вырезаны из бумаги

Буквы, бабочки и флаги.

Бабочку на лист кладу,

Ручкой смело обведу.

Удобно это. Не секрет —

Мне пригодился... (трафарет)


4) Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка)


5) Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

(карандаш)


Просмотр презентации «Роспись ткани»

Искусство ручной росписи различных тканей называется батик (batik). Это индонезийское слово образовано от ba – «хлопчатобумажная ткань» и tik – «точка» или «капля».

Первоначально батиком называлась особая технология окрашивания и украшения ткани, впервые примененная на острове Ява. Традиционное искусство яванского батика - это не просто роспись по ткани, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега. Батики до сих пор используются населением Индонезии для повседневной и праздничной одежды.

Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Характерной особенностью батика является нанесение специального резерва - состава, который препятствует проникновению краски в ткань. Резервом обычно обводят контуры рисунка.

Наиболее популярными техниками ручной росписи являются:

  • холодный,

  • горячий,

  • узелковый батик.

Эти техники отличаются по способу нанесения красителей на ткань.

Горячий батик. С глубокой древности для украшения и росписи по ткани применялось окрашивание ткани с использованием различных резервирующих средств, таких как смесь парафина, воска, канифоли или смолы.

Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде.

Для традиционного горячего батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом - чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке и позволяет наносить сложнейший узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в разные цвета.

В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска на батик. Резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая его на ткань.

Холодный батик. В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика».

При холодном батике используется холодный резерв, красителем заполняется только пространство внутри резервной линии, благодаря чему рисунок приобретает графическую четкость. Резерв после окрашивания удалять не обязательно.

В технике холодного батика, в отличие от горячего, используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани.

Для росписи в технике узелкового батика ткань завязывается особыми узлами, а затем окунается в краситель (горячий или холодный). После того, как ткань окрасилась, на месте узелков получаются причудливые разводы.

Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. Так же можно использовать прищепки и зажимы, или же завязывать ткань узелками. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы - пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний.

Материалы и инструменты для росписи ткани. Для росписи подходят практически все разновидности шелковых тканей: крепдешин, креп-сатин, шифон, органза, фай и т. п. Главное — чтобы это был натуральный шелк.

Роспись по шелку делают специальными красками для ткани, необходим контурный состав (резерв), а также аппликатор для красок. Также вам могут понадобиться вспомогательные инструменты: рама для ткани или пяльцы, булавки или кнопки, мягкий карандаш, кисти из натурального ворса, пипетки, палитра, т. п

Возможности батика неограниченны. Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь.

4. Практическая работа

Вводный инструктаж:

Тема практической работы: Подбор тканей и красителей. Техника росписи ткани.

Оборудование и материалы: пяльцы, ткань, краски, резерв, булавки, кисть.

Во время практической работы мы должны расписать ткань в технике «Гутта». Она была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, гарантирует успех даже начинающим.

Этапы работы в технике «Гутта»:

1. Выстиранный шелк, просушенный, и хорошо отутюженный натяните на пяльцы.

2. Закрепите эскиз под тканью, с помощью одностержневых булавок.

3. Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Для нанесения на ткань контура рисунка применили специальные резервирующие составы разных цветов.

4. Обведите карандашный рисунок резервирующим составом, здесь тоже очень важно помнить, что все линии должны быть замкнутыми.

5. После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть.

6. Затем увлажняется ткань, сверху вниз, постепенно. Следим за тем, чтобы ткань была увлажнена равномерно. Начинаем накладывать краску сверху вниз с более светлых тонов. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом.

При нанесении краски нужно поддерживать постоянное увлажнение ткани.

При работе соблюдать правила техники безопасности.

Техника безопасности

1. Натягивай ткань на пяльцы осторожно.

2. Прикреплять эскиз с рисунком к ткани булавками, осторожно. Ни в коем случае не бери булавки в рот. Не пользуйся ржавыми булавками, кнопками, гвоздями.

3. Не подноси емкость с резервирующим составом к открытому огню, плитке или утюгу.

4. Храни готовый резерв в закрытой посуде, стеклянных или пластиковых пузырьках.

5. Набирай краситель в палитру при помощи пипетки, а резервирующий состав в стеклянную трубочку при помощи резиновой груши.

6. Аккуратно нужно работать с утюгом при выпаривании воска с изделия и с плиткой во время работы в технике горячего батика.


Текущий инструктаж:

- проверка правильности выполнения работы;

- проверка соблюдения правил техники безопасности;

- объявление об окончании работы.

Заключительный инструктаж:

На данной практической работе мы научились расписывать ткань, используя технику росписи «Гутта».

5. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Выставка работ «Цветочная поляна»

Фронтальный устный опрос учащихся (если останется время)

1. Какие материалы и инструменты необходимы для техники "Батик”?

2. Назовите основные правила работы с "Батиком”

3. Расскажите о правилах безопасной работы с батиком.

4. Какие виды росписи Вы знаете

6. Подведение итогов занятия

- проверка выполнения самостоятельной работы;

- анализ допущенных ошибок в работе.

Рефлексия

Закончить фразы:

1. Я познакомилась с …

2. Было непросто..

3. Я добилась ….

4. У меня получилось…

5. Хотелось бы…

6. Мне запомнилось…

7. Я попробую…

Домашнее задание:

§ 34. Доклад «Способы росписи ткани»

7. Уборка рабочих мест и помещения мастерской дежурными.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Роспись тканей

Автор: Севастьянова Ирина Валерьевна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206441

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Художественная роспись ткани. холодный батик"
    ["seo_title"] => string(46) "khudozhestvennaia_rospis_tkani_kholodnyi_batik"
    ["file_id"] => string(6) "614595"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1665225038"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Роспись ткани "
    ["seo_title"] => string(12) "rospis-tkani"
    ["file_id"] => string(6) "106584"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403033770"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная роспись ткани" для 5-6 классов ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_khudozhiestviennaia_rospis_tka"
    ["file_id"] => string(6) "381891"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484968719"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Что мы знаем об отделке ткани"
    ["seo_title"] => string(30) "chto_my_znaem_ob_otdelke_tkani"
    ["file_id"] => string(6) "631826"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684450371"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "«Ручная роспись тканей»"
    ["seo_title"] => string(22) "ruchnaia_rospis_tkanei"
    ["file_id"] => string(6) "517513"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1565378279"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства