Проверка готовности к уроку. Наличие необходимых материалов и инструментов.
Объяснение нового материала
Вступительная беседа
Испокон веков русская земля рожает одаренных людей создающих яркое самобытное искусство. Руки мастера творят красоту и пишут историю народа. Так рождаются народные традиции. Многим из них сотни лет.
Вам уже известно, гордится хохломской росписью, калязинским кружевом, торжокским золотошвейным шитьем.
Но такие же творческие люди со своим национальными традициями есть в каждой стране.
Как не вспомнить красоту японского кимоно, индийского сари, китайского шелка.
А в далекой Индонезии много веков назад возникло искусство, пленяющее своей красотой, искусство росписи по ткани – батик.
Тема и цели урока
Сегодня на уроке мы будем изготавливать подарочное панно в технике «Холодный батик».
Цели:
Познакомиться с понятием – батик и с необходимым инструментарием.
Научиться отдельным приемам работы в технике «холодный батик».
Воспитание, привитие художественного и эстетического вкуса.
Что же такое батик? На этот вопрос даст нам ответ . . . (доклад)
Показ образцов росписи ткани.
Материалы и инструменты
а) подрамник
б) ткань (шелк и хлопчатобумажная ткань)
в) тематический рисунок
г) резервирующий состав
д) трубочка с резервуаром
3.3 Теоритический материал
Для изготовления панно вам потребуется:
а) подрамник (на него натягивают ткань);
б) ткань (шелк и хлопчатобумажная ткань)
Перед работой ткань надо выстирать или прогладить, чтобы удалить специальный состав, которым пропитывают ткань на фабриках.
Закрепляют ткань на раме кнопками. Сначала временно фиксируют углы, потом натягивают и закрепляют ткань посередине сторон рамы. Далее закрепляют противоположные стороны рамы, продвигаясь от центра сторон рамы к углам.
Подложите под ткань заранее подготовленный тематический рисунок.
Переведите рисунок на ткань.
Г) Резервирующий состав
Эта жидкость, которая закрепляет элементы рисунка, не дает возможности краске перетечь на другой элемент рисунка.
Д) Трубочка с резервуаром
С трубочкой работают следующим образом.
Резервирующий состав набирают в нее, опустив тонкий рисующий кончик в жидкость и втягивая в себя воздух через верхний конец. Состав должен заполнить резервуар. По окончании работы трубочки складывают в бензин, вдувая и выдувая его несколько раз.
Е) Резервом нанесите линии контуров.
Трубочку с резервом подносят к ткани носиком вверх, переворачивают носик и быстро обводят им рисунок так, чтобы линия не прерывалась и пропитывала ткань насквозь. Тоньше носик- тоньше рисунок. Линии должны быть все замкнуты ,как в витражной работе. Контур не позволит красителям с одной плоскости перетечь в другую. Дайте просохнуть контуру 10 минут.
Ё). Пока ваши работы подсыхают,хочу сделать лирическое отступление по теме.
Изящное искусство батика не прошло мимо поэтов-лириков. В романтических стихах они сравнивают свои чувства, переживания,настроение с лёгким ,нежным и скользящим батиком.
Послушайте некоторые строки из этих стихов.
Батик тонкий шёлковый разводами
Полинял в небесной полынье,
Где несёт задумчивыми волнами
Думы о несбыточной мечте…………..
А осень так и просится в стихи
И шёлк души заждался лёгкой кисти,
Когда дела душевные плохи,
На батик строк ссылает осень листья……
При работе над батиком я включу музыку, возможно, она поможет прочувствовать вас каждый штрих. Линию вашего будущего создания.
Ж).Краски и кисточки.
Инструмент, без которого нельзя обойтись при росписи по ткани- это кисточки (мягкие).
Не оставляйте кисти в воде даже во время работы, так как мягкий ворс загибается, кисть теряет форму.
Расписывая ткань, особенно в технике холодного батика, краситель наносят не по всей поверхности фрагмента рисунка, как во время рисования на бумаге. Достаточно нанести каплю на центр закрашиваемого пятна и слегка направить растекающуюся краску в сторону контуров. Работая, таким образом, вы избежите опасности затекания краски за контурную линию. При необходимости создания дополнительных цветов займитесь смешиванием нескольких цветов краски. Вспомните урок по смешению красок, гармоничному сочетанию, «цветовой круг».
Уберите подложенные образцы рисунков.
Сначала распишите цветы или другие внутренние рисунки, а потом приступайте к росписи фона. Начинайте с угла и продолжайте работать по диагонали.
Насыпьте немного кристаллов соли на мокрый краситель так вы получите фактурные эффекты.
Оставьте работу высыхать, давать возможность образования солевого эффекта.
IV.Самостоятельная работа .
V.Теоретический материал по оформлению панно.
VI. Самостоятельная работа.
Дети выполняют все действия, показанные учителем самостоятельно.
VII.Подведение итогов урока.
С какой техникой мы познакомились сегодня? Что такое батик?
Почему данная техника называется техникой «Холодный батик»?
Опрос детей. Обобщение всего что сделали.
Мы научились делать подарочное панно, применив свои знания и умения работы на ткани. По мере изготовления дети выставляют свои работы на стол ( общий).
Делается сравнительный анализ выполненных работ,рассматриваются и обсуждаются все панно. Выделяются более аккуратные работы и сделанные со вкусом.