Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Художественная роспись тканей» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Художественная роспись тканей» О.А. Кожиной под редакцией В.А. Гарского, Москва, «Просвещение», 2011 год.
Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
-Развивать способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве;
-научить приёмам исполнительного мастерства;
-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусств;
-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусств.
Общая характеристика программы
Программа «Художественная роспись тканей» рассчитана на учащихся средних классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно- творческой деятельностью.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства.
Программа помогает решить учебные задачи:
Освоение детьми основных правил изображения;
Овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
Развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные задачи:
Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
Формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Творческие задачи:
Итоги занятий подводятся в форме отчётной выставки с приглашением родителей детей, друзей.
Программа «Художественная роспись тканей» О.А. Кожиной под редакцией В.А.Горского рассчитана на 70 часов в 5 классе, но в соответствии с Уставом школы и Учебным планом школы для учащихся 5 класса предусмотрено 34 учебных недели, поэтому рабочая программа для 5 класса составлена на 34 часа, 1 час в неделю.
Место программы в учебном плане.
Исходя из условий деятельности школы, программа реализуется следующим
образом:
В рамках внеурочной деятельности для учащихся 5 классов;
Срок реализации программы - 2 года.
Направление программы: художественно-эстетическое.
Программа рассчитана на детей 11-13
Общее количество часов в год - 5 класс — 34 часа, 6 класс - по 34 часа
Количество часов в неделю - 1 час.
Продолжительность занятий -35 минут.
Особенности содержания.
Программа построена с учётом следующих принципов:
доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 11-13 лет;
личностно ориентированная направленность курса — агагуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;
линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы:
Обязательный объём, знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в з^словиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты, освоения программы.
«Ученик научится»
Личностные результаты:
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.
Метапредметные результаты:
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета: изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, , художественном конструировании;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Предметные результаты:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; создавать простые композиции на заданную тему;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.
«Ученик получит возможность научиться»
Личностные результаты:
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их.
Метапредметные результаты:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Предметные результаты:
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение; пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах.езультаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах живописи; об основных правилах гигиены и технике безопасности при работе; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьников к своему труду и труду других людей, к искусству, природе, культуре, к своему здоровью и внутреннему миру.
Развитие третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками и работы в команде, опыт общения со сверстниками и старшим поколением, опыт заботы о младших и организации их досуга, опыт самостоятельного поиска информации, опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Учебно-тематический план
№ н/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Виды декоративно-прикладного искусства | 3 | 1 | 2 |
3 | Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета | 8 | 2 | 6 |
4 | Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей | 8 | 2 | 6 |
5 | Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик» | 15 | 2 | 13 |
6 | Значение орнамента. Орнамент в одежде | 15 | 2 | 13 |
7 | Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды | 15 | 2 | 13 |
8 | Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки | 4 | 1 | 3 |
| Итого | 70 | 13 | 57 |
Вводное занятие
История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе. Художественные издания по технологиям художественной росписи тканей.
Практическая работа: подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов; изучение безопасных приёмов работы при использовании красителей.
Виды декоративно-прикладного искусства
Основные виды декоративно-прикладного искусства. Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.
Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.
Практическая работа: создание зарисовок природных мотивов с натуры и их стилизация.
Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета
Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.
Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.
Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.
Практическая работа: выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций; создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.
Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовые круги по Гёте, Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах.
Практическая работа', составление ахроматической шкалы тонов; разработка и составление цветовых кругов по Гёте, Оствальду.
Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей
Свойства шёлка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителя к ткани, их взаимодействие.
Выделение красителей по техническим свойствам: прямые, кислотные, основные и хромовые красители.
Правила работы с технологической документацией. Компьютерные программы общего назначения и их использование.
Практическая работа: компьютерная разработка эскизов со свободным расположением элементов рисунка, композиция платка.
Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи.
Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок.
Практическая работа: подбор вариантов композиционного решения шарфа: а) основные мотивы расположены асимметрично по краям изделия; б) основные мотивы расположены равномерно по всей плоскости шарфа; выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике «свободная роспись».
Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик»
История появления техники «бандан». Виды техники росписи данным способом (техники «планги», «складной батик»).
Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.
Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (декоративная диванная подушка, салфетка, майка, шарф — на выбор).
Значение орнамента. Орнамент в одежде
Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов
народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, предметный орнаменты. Орнамент в круге, в полосе, в квадрате. Роспись ткани с помощью трафарета.
Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов. Основы графического моделирования изделий.
Практическая работа: выполнение зарисовки орнаментов, вошедших в сокровищницу мировой культуры; выполнение эскиза для своего изделия (платок, платье и др.).
Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды
Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение композиции будущего изделия.
Технология применения свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды. Техника холодного и горячего батика. Техника набойки. Современные энерго- и материалосберегающие, другие перспективные технологии. Применение батика в оформлении интерьера.
Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление одного из изделий по выбору (платок, шарф, платье и др.).
Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки
Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Зашита проекта.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки творческих работ детей и педагога.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ литература
Журавлёва И. Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик / И. Д. Журавлёва. — М., 2003.
Синеглазова М. О. Батик / М. О. Синеглазова. — М.,
2002.
Календарно-тематическое планирование для 5 класса
№ | Раздел, тема | Дата |
Вводное занятие 2ч |
1/1 | История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе | |
2/2 | Практическая работа: подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов; изучение безопасных приёмов работы при использовании красителей. | |
Виды декоративно-прикладного искусства 2ч |
3/1 | Основные виды декоративно-прикладного искусства. Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей. | |
4/2 | Практическая работа: создание зарисовок природных мотивов с натуры и их стилизация. | |
Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета 4ч |
5/1 | Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции. Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. | |
6/2 | Практическая работа: выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций; создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам. | |
7/3 | Практическая работа: выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций; создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам. | |
8/4 | Практическая работа: выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций; создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам. | |
Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей 4ч |
9/1 | Свойства шёлка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителя к ткани, их взаимодействие. | |
10/2 | Практическая работа: компьютерная разработка эскизов со свободным расположением элементов рисунка, композиция платка. | |
11/3 | Практическая работа: Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи. | |
12/4 | Практическая работа: Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок. | |
Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик» 8ч |
13/1 | История появления техники «бандан». Виды техники росписи данным способом (техники «планги», «складной батик»). | |
14/2 | Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (декоративная диванная подушка) | |
15/3 | Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (салфетка | |
16/4 | Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (салфетка). | |
17/5 | Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (майка). | |
18/6 | Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» ( майка). | |
19/7 | Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» ( шарф ). | |
20/8 | Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» ( шарф ). | |
Значение орнамента. Орнамент в одежде 4ч |
21/1 | Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. | |
22/2 | Практическая работа: выполнение зарисовки орнаментов, вошедших в сокровищницу мировой культуры | |
23/3 | Практическая работа: выполнение зарисовки орнаментов, вошедших в сокровищницу мировой культуры | |
24/4 | Практическая работа: выполнение зарисовки орнаментов, вошедших в сокровищницу мировой культуры | |
Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды 7ч |
25/1 | Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение композиции будущего изделия. | |
26/2 | Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление изделия (платок | |
27/3 | Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление изделия(платок) | |
28/4 | Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформлеие изделия (платок) | |
29/5 | Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление изделия (платок) | |
30/6 | Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление изделия(платок | |
31/7 | Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного зделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление изделия (платок | |
Повторение 3ч |
32/1 | Повторительно-обощащее занятие за курс «Художественная роспись тканей» | |
33/2 | Подготовка готовых изделий к выставке. | |
34/3 | Выставка работ. | |