kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная роспись ткани" для 5-6 классов ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная роспись ткани" для 5-6 классов ФГОС разработана на два года обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Художественная роспись тканей» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Художественная роспись тканей» О.А. Кожиной под редакцией В.А. Гарского, Москва, «Просвещение», 2011 год.

Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:

-Развивать способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве;

-научить приёмам исполнительного мастерства;

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусств;

-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусств.

Общая характеристика программы

Программа «Художественная роспись тканей» рассчитана на учащихся средних классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно- творческой деятельностью.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства.

Программа помогает решить учебные задачи:

  • Освоение детьми основных правил изображения;

  • Овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

  • Развитие стремления к общению с искусством.

Воспитательные задачи:

  • Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

  • Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

  • Формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Творческие задачи:

  • Умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

  • Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Итоги занятий подводятся в форме отчётной выставки с приглашением родителей детей, друзей.

Программа «Художественная роспись тканей» О.А. Кожиной под редакцией В.А.Горского рассчитана на 70 часов в 5 классе, но в соответствии с Уставом школы и Учебным планом школы для учащихся 5 класса предусмотрено 34 учебных недели, поэтому рабочая программа для 5 класса составлена на 34 часа, 1 час в неделю.

Место программы в учебном плане.

Исходя из условий деятельности школы, программа реализуется следующим

образом:

  • В рамках внеурочной деятельности для учащихся 5 классов;

  • Срок реализации программы - 2 года.

  • Направление программы: художественно-эстетическое.

  • Программа рассчитана на детей 11-13

  • Общее количество часов в год - 5 класс — 34 часа, 6 класс - по 34 часа

  • Количество часов в неделю - 1 час.

  • Продолжительность занятий -35 минут.

Особенности содержания.

Программа построена с учётом следующих принципов:

доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 11-13 лет;

личностно ориентированная направленность курса — агагуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;

линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы:

Обязательный объём, знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в з^словиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты, освоения программы.

«Ученик научится»

Личностные результаты:

  • эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.

Метапредметные результаты:

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета: изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, , художественном конструировании;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Предметные результаты:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; создавать простые композиции на заданную тему;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.

«Ученик получит возможность научиться»

Личностные результаты:

  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • уважительно относиться к труду людей;

  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их.

Метапредметные результаты:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно­художественной задачей.

Предметные результаты:

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение; пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах.езультаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах живописи; об основных правилах гигиены и технике безопасности при работе; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

развитие ценностных отношений школьников к своему труду и труду других людей, к искусству, природе, культуре, к своему здоровью и внутреннему миру.

Развитие третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками и работы в команде, опыт общения со сверстниками и старшим поколением, опыт заботы о младших и организации их досуга, опыт самостоятельного поиска информации, опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Учебно-тематический план

н/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Виды декоративно-приклад­ного искусства

3

1

2

3

Основы композиции в деко­ративно-прикладном искус­стве. Значение цвета

8

2

6

4

Свойства тканей, их взаи­модействие с красителями. Свободная роспись тканей

8

2

6

5

Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый ба­тик»

15

2

13

6

Значение орнамента. Орна­мент в одежде

15

2

13

7

Применение техник «сво­бодная роспись», «узелко­вый батик» и «бандан» в ху­дожественном оформлении одежды

15

2

13

8

Подведение итогов. Подго­товка и проведение выстав­ки-ярмарки

4

1

3


Итого

70

13

57

  1. Вводное занятие

История развития ремёсел, исторические корни, тради­ционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе. Художественные издания по технологиям художественной росписи тканей.

Практическая работа: подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов; изучение безопасных приёмов работы при использовании красителей.

  1. Виды декоративно-прикладного искусства

Основные виды декоративно-прикладного искусства. Разви­тие декоративно-прикладного искусства, его роль в организа­ции жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.

Особый смысл декора (украшения) в декоративно-приклад­ном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.

Практическая работа: создание зарисовок природных мотивов с натуры и их стилизация.

  1. Основы композиции в декоративно-прикладном ис­кусстве. Значение цвета

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.

Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные ком­позиции, их основные решения в построении.

Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декора­тивного решения реально существующих форм.

Практическая работа: выполнение статичной, дина­мичной, симметричной и асимметричной композиций; созда­ние композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.

Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологи­ческие законы восприятия). Естественная шкала цветовых то­нов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовые круги по Гёте, Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах.

Практическая работа', составление ахроматической шкалы тонов; разработка и составление цветовых кругов по Гёте, Оствальду.

  1. Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей

Свойства шёлка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителя к ткани, их взаимодействие.

Выделение красителей по техническим свойствам: прямые, кислотные, основные и хромовые красители.

Правила работы с технологической документацией. Ком­пьютерные программы общего назначения и их использование.

Практическая работа: компьютерная разработка эски­зов со свободным расположением элементов рисунка, компо­зиция платка.

Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инстру­менты и приспособления для свободной росписи.

Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения сво­бодной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок.

Практическая работа: подбор вариантов композицион­ного решения шарфа: а) основные мотивы расположены асимметрично по краям изделия; б) основные мотивы распо­ложены равномерно по всей плоскости шарфа; выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике «сво­бодная роспись».

  1. Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик»

История появления техники «бандан». Виды техники рос­писи данным способом (техники «планги», «складной батик»).

Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (декоративная диван­ная подушка, салфетка, майка, шарф — на выбор).

  1. Значение орнамента. Орнамент в одежде

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов

народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символи­ческий орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, предметный орнаменты. Орнамент в круге, в по­лосе, в квадрате. Роспись ткани с помощью трафарета.

Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов орнаментов, элементов ком­позиций, в изучении сочетания различных цветов. Основы графического моделирования изделий.

Практическая работа: выполнение зарисовки орнамен­тов, вошедших в сокровищницу мировой культуры; выполне­ние эскиза для своего изделия (платок, платье и др.).

  1. Применение техник «свободная роспись», «узелко­вый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды

Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Ко­лористическое решение композиции будущего изделия.

Технология применения свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды. Техника холодного и горячего батика. Техника набойки. Современные энерго- и материалосберегающие, другие перспективные тех­нологии. Применение батика в оформлении интерьера.

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление одного из из­делий по выбору (платок, шарф, платье и др.).

  1. Подведение итогов. Подготовка и проведение вы­ставки-ярмарки

Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Зашита проекта.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки творческих работ детей и педагога.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ литература

Журавлёва И. Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик / И. Д. Журавлёва. — М., 2003.

Синеглазова М. О. Батик / М. О. Синеглазова. — М.,

2002.















































Календарно-тематическое планирование для 5 класса

Раздел, тема

Дата

Вводное занятие 2ч

1/1

История развития ремёсел, исторические корни, тради­ционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе


2/2

Практическая работа: подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов; изучение безопасных приёмов работы при использовании красителей.


Виды декоративно-прикладного искусства 2ч

3/1

Основные виды декоративно-прикладного искусства. Разви­тие декоративно-прикладного искусства, его роль в организа­ции жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.


4/2

Практическая работа: создание зарисовок природных мотивов с натуры и их стилизация.


Основы композиции в деко­ративно-прикладном искус­стве. Значение цвета 4ч

5/1

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.

Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные ком­позиции, их основные решения в построении.


6/2

Практическая работа: выполнение статичной, дина­мичной, симметричной и асимметричной композиций; созда­ние композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.


7/3

Практическая работа: выполнение статичной, дина­мичной, симметричной и асимметричной композиций; созда­ние композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.


8/4

Практическая работа: выполнение статичной, дина­мичной, симметричной и асимметричной композиций; созда­ние композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.


Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей 4ч

9/1

Свойства шёлка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителя к ткани, их взаимодействие.


10/2

Практическая работа: компьютерная разработка эски­зов со свободным расположением элементов рисунка, компо­зиция платка.


11/3

Практическая работа: Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инстру­менты и приспособления для свободной росписи.


12/4

Практическая работа: Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения сво­бодной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок.


Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик» 8ч

13/1

История появления техники «бандан». Виды техники рос­писи данным способом (техники «планги», «складной батик»).


14/2

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (декоративная диван­ная подушка)


15/3

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (салфетка


16/4

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (салфетка).


17/5

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (майка).


18/6

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» ( майка).


19/7

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» ( шарф ).


20/8

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» ( шарф ).


Значение орнамента. Орнамент в одежде 4ч

21/1

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов

народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символи­ческий орнамент.


22/2

Практическая работа: выполнение зарисовки орнамен­тов, вошедших в сокровищницу мировой культуры


23/3

Практическая работа: выполнение зарисовки орнамен­тов, вошедших в сокровищницу мировой культуры


24/4

Практическая работа: выполнение зарисовки орнамен­тов, вошедших в сокровищницу мировой культуры


Применение техник «свободная роспись», «узелко­вый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды 7ч

25/1

Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Ко­лористическое решение композиции будущего изделия.



26/2

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление из­делия (платок


27/3

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление из­делия(платок)


28/4

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформлеие из­делия (платок)


29/5

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление из­делия (платок)


30/6

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление из­делия(платок


31/7

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного зделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление изделия (платок


Повторение 3ч

32/1

Повторительно-обощащее занятие за курс «Художественная роспись тканей»


33/2

Подготовка готовых изделий к выставке.


34/3

Выставка работ.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лавренова Евгения Юрьевна

Дата: 21.01.2017

Номер свидетельства: 381891


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства