Развитие творческих способностей на уроках технологи
Развитие творческих способностей на уроках технологи
Дети талантливы изначально, они пришли в этот мир с линией творца. Очень важно, чтобы ребенок поверил в себя, в свои силы, радовался каждой встрече с педагогом, с друзьями. Главная наша цель – не поранить душу ребенка. Мы не знаем главного о ребенке – каковы в действительности его способности, как они будут развиваться.
Развитие творческих способностей – процесс длительный и сложный. Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания. Следовательно, в процессе развития творческих способностей важнейшую формирующую роль приобретает познавательный фактор, знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках технологи »
Развитие творческих способностей на уроках технологии.
Труд является фактором воспитания и развития личности. Труд возвысил человека над животным миром, способствовал его духовному и физическому развитию. От первых каменных орудий, орудий из дерева и кости до космических кораблей – таков гигантский путь развития человека.
Технология – не просто сумма конкретных сведений, а определенный подход к решению разнообразных задач: научных, производственных, бытовых, образовательных и т.п. Элементы технологии содержатся в любом школьном предмете. Современная школа призвана формировать знания и умения учащихся. Но в ней создается и среда развития школьника. Программа «Технология» вобрала в себя опыт работы отечественной и зарубежной школы. Она характеризуется блочно-модульной структурой построения, дифференцированным вариативным подходом к реализации содержания технологической подготовки школьников, использованием в обучении метода проектов.
Условия работы на уроках рукоделия дают возможность целенаправленно и планомерно развивать творческую инициативу и самостоятельность воспитанников. Рукоделие – увлекательное занятие. Это творческий труд, он доставляет много радостей, создает хорошее настроение, заполняет досуг, вводит в мир прекрасного.
Основной задачей обучения и воспитания человека является его развитие и подготовка к жизни.
Главное стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.
Уроки рукоделия рассматривают как одно из средств развития личности детей, эстетического восприятия действительности и дают педагогу конкретный материал, помогающий творчески работать.
На своих уроках я стараюсь дать детям все самое прекрасное, чем должна обладать настоящая женщина: тонким вкусом, обаянием, вежливостью, элегантностью, красивой походкой, обладать несколькими видами рукоделий, взаимопониманием бесконфликтным общением, умением преподнести себя в обществе. И как мы воспитаем наших детей, от этого будет зависеть будущее нашего общества. Именно этим принципом я руководствуюсь в своей работе. Моя задача – помочь детям поверить в свои силы, ведь многие обретают себя как личность именно на уроках технологии. Успехи на уроках технологии помогают детям поверить в себя, что, как правило, ведет к повышению успеваемости и по другим предметам, ведь недаром говорят: «Умные руки учат голову, а голова вновь руки».
Таким образом, на уроках технологии учащиеся не только постигают азы трудовой деятельности, но и готовят себя к будущей взрослой жизни.
Уроки строю таким образом, чтобы как можно больше детей заинтересовать разными видами рукоделия, дать им возможность увидеть творения рук человеческих, поверить в свои силы и открыть в себе уверенность в практических направлениях декоративно-прикладного искусства.
Я очень люблю свою работу – ее высокие цели, интересное содержание, представляемые ею возможности для творчества. Я очень люблю детей, нахожу с ними общий язык, и дети отвечают мне взаимностью.
Для работы на уроках технологии приобрела много литературы по вязанию крючком и спицами, по изготовлению цветов из ткани, мягкой игрушки, бисероплетению, вышивке мулине, пряжей, лентами.
Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение их создавать руками имеют большое значение для воспитания у них здорового нравственного начала, уважения к своему труду и к людям труда. Гуманизм и жизнеутверждающая сила народного искусства, чистота его образов и сюжетов, поэтический язык орнамента, уникальность технических приемов, доступность восприятия во многом способствует формированию мировоззрения детей, их созидательному отношению к окружающему миру, определению своего «Я» в жизни.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве.
Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребления духовных ценностей до ступени их созидания.
Сегодня время требует творчества от каждого, не интересуясь природными способностями, но С.Т.Шацкий писал, что «начатки творческой силы существуют почти у всех…надо лишь создать для проявления ее подходящие условия».
Дети талантливы изначально, они пришли в этот мир с линией творца. Очень важно, чтобы ребенок поверил в себя, в свои силы, радовался каждой встрече с педагогом, с друзьями. Главная наша цель – не поранить душу ребенка. Мы не знаем главного о ребенке – каковы в действительности его способности, как они будут развиваться.
Развитие творческих способностей – процесс длительный и сложный. Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания. Следовательно, в процессе развития творческих способностей важнейшую формирующую роль приобретает познавательный фактор, знания.
Наиболее активно процесс творческого развития происходит во время практической деятельности. Система творческих заданий разной сложности – это средство формирования опыта творческой деятельности. Здесь действует принцип педагогики: от простого – к сложному. Но темпы усложнения зависят от индивидуальных особенностей детей.
Причастность к творческому процессу изготовления художественных изделий, близких тем, какие создают народные мастера, не только развивает технические навыки работы с материалом, но и позволяет ощутить радость от того, что научился делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя художником.
Обучение детей искусству вышивания и вязания я не свожу к выполнению образцов. На занятиях после изучения определенных технических приемов учащиеся изготавливают полезные вещи: салфетки, панно, картины. Задания, которые предлагаются в материале, учитывают постепенное нарастание в сложности в создании композиции вышивки и вязания и выполнении тех или иных приемов вышивки и вязания с учетом возраста и способностей детей, т.е. даются дифференцированно.
На своих уроках я ищу возможности для развития детей творческой инициативы и самостоятельности. Например, наряду с обязательными упражнениями предлагаю им задания по выбору или разрешаю выполнять работу по своему желанию, при изучении тем даю дифференцированные задания по уровню сложности практической работы. Это повышает у детей интерес к занятиям, чувство ответственности, формирует готовность к выбору.
Чем больще содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем полнее сливаются усилия по обучению и воспитанию с ответственными усилиями учащихся по освоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы учащиеся начали творчески принимать полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.
В своей работе, приобщая детей к прекрасному, я опираюсь на следующие задачи эстетического воспитания:
2. Приобщать детей к деятельности в области творчества на уроках технологии, воспитывать у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, в труд.
3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способствовать самостоятельно оценивать работы.
4. Развить художественно-творческие способности детей.
Деятельность, связанная с народными промыслами, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его творческие умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.
Вопросы эстетики затрагиваются на каждом уроке. Это соблюдение правил личной гигиены, сервировка стола, правила поведения за столом, эстетическое оформление того или иного блюда, интерьер жилых помещений, культура поведения в семье, вязать и вышивать красивые вещи и т.д.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы, позволяет одновременно с познанием духовной ценности народных мастеров, формировать эстетический вкус, вооружать учащихся техническими знаниями, воспитывать у детей трудовые навыки и умения, помогая им выбрать профессию. Дети познают красоту труда, участвуя в создании эстетически выразительных произведений и получая удовлетворение от результатов своей деятельности.
В своей работе на занятиях использую словесный, наглядный и практический методы обучения в их различном сочетании, в зависимости от поставленных перед обучением задач. Основное место отвожу практическим и наглядным методам. В зависимости от цели занятия и его содержания для устного изложения материала включаю рассказ, беседу, инструктаж, сочетая с наглядными и практическими методами.
Развитию творчества, самостоятельности, активности способствует в большей степени метод проектов.
В своей работе в течение нескольких лет я внедряю в учебный процесс выполнение учащимися творческих проектов, тематика которых определяется содержанием обучения. Учащиеся выполняют как индивидуальные, так и коллективные творческие проекты по различным темам программного материала. Особенностью метода проектов является то, что учащиеся собирают и анализируют необходимую информацию, выполняют эскизы и чертежи, а затем защищают свои проекты в классе, на конкурсах. Опыт работы показывает, что внедрение в образовательный процесс метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. В результате у детей воспитывается трудолюбие, способность самостоятельность, изобретательность, формируются положительные потребности и интересы
На уроках технологии, в общении с детьми, формируются и развиваются коммуникабельные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с другими людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.