kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "БАТИК"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с программным материалом для восьмого класса. Тема урока:   Роспись по ткани – батик.

Цели:

Знакомство с художественной росписью по ткани.
Задачи:

Обучающая:  Изучение приёмов росписи по ткани в технике батик. Изучить способы художественной росписи по ткани
Развивающая:   Развитие интереса  к популярному виду искусства – узелковому батику. Закрепить навыки художественной обработки материала. . Формировать стремление к взаимоуважению и самоопределению.
Воспитательная: Привитие художественного вкуса и  интереса к декоративно-прикладному искусству. Воспитывать самостоятельность в работе. Воспитание трудолюбия, духа сотрудничества и взаимопомощи, воспитание стремления к взаимоуважению и самоопределению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "БАТИК" »

6


Класс 8

Тема урока: Роспись по ткани – батик.

Цели:

Знакомство с художественной росписью по ткани.

Задачи:


Обучающая: Изучение приёмов росписи по ткани в технике батик. Изучить способы художественной росписи по ткани
Развивающая: Развитие интереса к популярному виду искусства – узелковому батику. Закрепить навыки художественной обработки материала. . Формировать стремление к взаимоуважению и самоопределению.
Воспитательная: Привитие художественного вкуса и интереса к декоративно-прикладному искусству. Воспитывать самостоятельность в работе. Воспитание трудолюбия, духа сотрудничества и взаимопомощи, воспитание стремления к взаимоуважению и самоопределению.

Тип урока.

1-я часть урока: Теория. Наблюдение, усвоение нового материала.

2-я часть урока: Практика. Импровизация и фантазия.

Формы урока. Индивидуальная, групповая

Материально-техническое оснащение: мультимедийное устройство, компьютер,  презентация, инструкционная карта, инструменты и приспособления

Методы: демонстрация презентации, инструментов и приспособлений, показ трудовых  
приемов, беседа.

Межпредметные связи: история, ИЗО

Оборудование : Подрамники, образцы изделий, эскизы, одноразовые стаканчики, кисти, соль, технологические карты, таблицы сочетания цветов, таблицы гармонии цветов, инструкции по т/б, памятки, фломастеры по ткани

Объект работы: композиция цветы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Приветствие.
– Готовность к уроку. Психологический настрой на занятие.
– Вводный инструктаж

2. Сообщить тему и цель урока (целеполагание) (слайд 1)

-что бы вы хотели узнать на уроке?

-чему научиться?





3. Объяснение нового материала.

Батик – искусство ручной росписи шелковых тканей. (слайд 2)

История этого вида живописи началась очень давно и дошла до наших дней из Азии практически в первозданном виде. (слайд 3)

Созданием рисунков на ткани люди занимались с незапамятных времён. Разнообразные техники росписи материи были известны в древней Японии, Шумере, Шри-Ланке, Перу, в африканских странах и на Индокитае. Однако, родиной батика (в современном понимании этой техники) принято считать индонезийский остров Ява. Мастера острова достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство. (слайд 4)

На создание одного уникального полотна могли уходить месяцы, а иногда и целые годы из-за многоступенчатого этапа подготовки материи (вымачивания, кипячения, отбеливания) и продолжительного процесса окрашивания (нанесения воска, окраски, сушки – повторяющиеся для каждого цвета). Поэтому первоначально одежду, покрытую такими узорами, позволяли себе носить исключительно аристократы. Имея много свободного времени, они с увлечением занимались росписью тканей, постепенно привлекая к этой кропотливой и трудоёмкой работе своих слуг.

 

Каждая девушка в своём приданном должна была обязательно иметь вещи, изготовленные в технике батик, например настенные панно, занавеси, красочные материи, предметы гардероба. Даже на сегодняшний день у жителей Явы одежда из расписанных вручную тканей пользуется огромной популярностью и в своём большинстве она изготавливается в коммерческих целях. (слайд 5)

На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами) Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом  Раффлсом.



Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире,

Батик – это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи ткани. (слайд 6)

Различные виды техники выполнения батика (слайд 7)



– холодный батик;
– горячий батик;
– узелковый батик;
– двойной (двухслойный) батик;
– многоцветный батик;
– свободная роспись.

 Холодный батик (слайд 8-9)

 Для его выполнения применяется резервирующий состав, который наносится на ткань при помощи стеклянной трубки с замкнутым контуром по шаблону. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Резервирующий состав предотвращает растекание красок по ткани. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. (показать тюбик)

Техника холодного батика отличается лаконичностью стиля, позволяет художнику “прорисовать” мелкие детали, применить различные приемы живописи, например, акварели. Поэтому так легки и изящны картины на шелке. Картины – батик прекрасно вписываются в любой дизайн помещений.

Горячий батик. (слайд 10-11)

В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.



Техника узелкового батика. (слайд 12-13)

 Узелковая техника считается самой древней техникой батика, и появилась она в Индокитае еще до VII века.

Технология узелкового батика проста. Точно так же, как и в других методиках батика, ткань следует зарезервировать от попадания краски, но для этого используется не резервирующий состав, а различные веревки, нитки, жгуты. Ткань плотно обматывают в виде различных узелков, а затем опускают в краску (или наносят краску кистью)…



Двойной (двухслойный) батик.  (слайд 14-15)



Весьма оригинальной методикой является методика двойного батика (двухслойного батика). Этот способ росписи позволяет придать картине объемность, а так же более реалистично воспроизводится задуманная художником картина.  


Свободная роспись (слайд 16-17-18)

В свободной росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители. Можно выполнять свободную роспись и по грунтованной ткани (практически по любой), использую как достоинство эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти и красители дают совершенно невообразимое практически настроенному уму количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков.

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Техника свободной росписи. Этот метод основан на том, что краски могут растекаться по ткани с разной интенсивностью. В технике свободной росписи ценится универсальность и неповторимость. Даже если вы попробуете сделать 2 работы по одному и тому же эскизу, они не будут похожи.

Сохраняющие здоровье технологии: Физкультминутка.

Снятие усталости с глаз:

  • Быстро и сильно потереть ладони друг о друга так, чтобы они стали горячими. Затем приложить ладони к глазам и подержать минуту.

Снятие напряжения со спины:

  • Откинуться на спинку стула, медленно поднять руки вверх, делая глубокий вдох и медленно опуская руки – глубокий выдох. Повторить несколько раз.



Практическая работа

В отличие от многих вещей, с веками батик не потерял своей самобытности, а лишь приобрел новые, качественно дополняющие его черты.
Посудите сами – если раньше люди расписывали только свои одежды, то теперь в этом стиле делают чуть ли не все, что душе угодно: начиная от предметов интерьера квартиры, от отдельных деталей одежды, и заканчивая целыми панно или картинами на шелке. (слайд 19-20-21)

Батику можно найти разностороннее применение. Его можно использовать не только в предметах одежды: платки, палантины, парео, шарфы и собственно сама одежда, но и в интерьере. К примеру, очень распространено использование батика в качестве ширм и панно и т.д.

Вы можете подарить изделие из батика своим знакомым, родственникам.

Кроме того, роспись по шелку можно использовать для дизайна помещений; например, интерьер своей квартиры вы можете оформить в стиле, который свойственен только вам, все зависит от вашей фантазии (лампы, торшеры, ширмы, картины (панно).

Инструменты и материалы для выполнения работ (слайд 22-23-24)

На уроках ИЗО,  вы изучали сочетания цветов, это понадобится сегодня. Можете пользоваться таблицами сочетания и гармонии цветов, которые находятся у вас столе. Послушайте мой совет. Чтобы работа получилась более живописной и интересной, можно использовать «солевой эффект». После того как нанесли краску на ткань, посыпьте солью в некоторых местах. И вы увидите, какие появятся интересные разводы

– Напоминаю вам, что необходимо соблюдать технику безопасности. Какой пункт техники безопасности мы должны соблюдать сегодня? (Ответы детей).
– А сейчас представьте, что вы находитесь в творческой мастерской, почувствуйте себя художниками. Вы можете не просто скопировать рисунок, а внести свои изменения или создать свой собственный.

Последовательность выполнения работы (слайд 25)

  1. Приготовить рисунок;

  2. Натянуть ткань на рамку;

  3. Перенести рисунок на ткань;

  4. Нанести резервирующий состав по контурным линиям рисунка; или нанести грунтовку (зависит от выбора техники работы);

  5. Нанести цветную краску по выделенным участкам;

  6. Декорировать контуром, стразами;

  7. Оформить в рамку.

Рефлексия

Батик – это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи ткани.
Батик – ручная художественная роспись по шёлку. В технике "живопись по шелку" расписываем шелковые платья, рубашки, блузы, жакеты, футболки, джинс.

– Оцените, пожалуйста, нашу совместную деятельность на уроке. Приклейте  цветы, которые находятся у вас  к стебелькам в вазочке. Красный – очень хорошо, если вас что-то не устроило на уроке цветы приклейте белые.
– Спасибо за урок!
– Вы талантливы!
– Мне было очень приятно с вами работать!

Подведение итогов занятия:

Сообщение о достижении целей занятия,

Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда воспитанников.

Сообщение темы следующего занятия.

Закрепление пройденного материала

– Какие виды техники исполнения вы запомнили?
– Что такое батик?
– На какой ткани можно выполнять батик?
– Какие изделия исполняются в технике батик?
– Понравился ли вам батик как вид искусства?
– Какая техника самая древняя, когда и в какой стране она появилась?

Домашнее задание

Существует очень много технологий художественной росписи по ткани, описание этих технология я предлагаю вам найти в библиотеке и в Интернете. Это и будет вашим домашним заданием.













































Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры. 
В начале XIX века Миязаки Юзен создал собственный стиль, используя и трафареты, и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.


Так, например в Индии широко распространился способ “бандхари”.

Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия.

Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.

Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники

Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии.

В Европе этот вид художественной росписи стал известен в ХIХ веке.

В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки…



 

Хотя мастера острова Ява и считаются основоположниками техники батик, тем не менее, самые первые упоминания о раскрашивании материи можно обнаружить в древних китайских текстах датируемых приблизительно 2500 годом до н.э. Художники наносили тушью на шёлковую ткань изображения бабочек, птиц и прекрасных цветов, рисовали бытовые сценки и воздушные удивительные пейзажи.

Именно из Китая вместе с шёлком батик распространился повсеместно. Великий Шёлковый путь принёс лёгкую и нежную ткань, ценящуюся на вес золота сначала в Японию и Центральную Азию, а уже затем в Индию и на Ближний Восток. В современном Китае созданием батика занимаются в основном этнические группы, живущие возле юго-западной границы. Они изготавливают уникальные вещи, сочетающие в себе батик, аппликацию и вышивку.

 

Примерно в 7-8 веках батик из Китая экспортировался в Японию. По сей день в музее в Нара сохранились образцы шёлковых ширм выполненных в технике батик, период изготовления которых относится к началу 8 века. С помощью кимоно, являющегося традиционной японской одеждой, человек мог обозначить свой статус в обществе. Этот фактор способствовал развитию разнообразных декоративно-прикладных искусств, в том числе и батика. Часто применялась узелковая техника окрашивания, которая заключалась в завязывании на ткани определённо расположенных узлов и уже после этого опускании материи в красильный раствор. Также с начала 9 века стали использовать трафареты и производить окрашивание со специальным защитным составом.

Несмотря на то, что в Индии на художественных полотнах можно увидеть расписанные одеяния, напоминающие технику батик, однако образцов, достоверно свидетельствующих об этом, обнаружено не было. В этих местах расцвет индустрии батика пришёлся на 17-18 века. Использовалась хлопковая ткань, на которой сочеталось ручное раскрашивание с рисованием воском. Существует мнение, что именно из Индии раскрашивание тканей пришло на остров Ява, а уже там трансформировалось в настоящий батик.

 

В 17 веке после того, как Ява становится колонией Голландии, батик начинает импортироваться в страны Европы. Впоследствии европейцы изобрели электрический прибор батик-штифт, который позволял хранить воск в расплавленном состоянии. Вскоре Жозе-Мари Жаккар в 1801 году создал автоматический станок, использующий специальные перфокарты с заложенными ткацкими программами. Благодаря этому станку стало возможным изготавливать ткани с созданными художниками рисунками итехника батика перешла на новый уровень. К 1830 году в Швейцарии и Англии были открыты фабрики специализирующиеся на производстве имитаций батика. Но после возникновения определённых технических трудностей в Голландию были привезены яванские мастера для обучения европейцев всем премудростям техники батик. В свою очередь голландские представители направились в Индонезию для формирования специализированных государственных кооперативов.

Самая большая популярность к батику в Европе пришла лишь в конце 19 века. Постепенно навыки изготовления традиционного батика канули в лету и на смену им пришли технологические методы. В это же время японцы под натиском конкуренции Запада придали производству батика массовый характер. Они разработали специальный медный штамп – “колпак” для нанесения воска на ткань. Подобные штампы по сей день используются на Яве.

 















В наше время вещи, расписанные в технике батик, пользуются большой популярностью. Мастера в качестве рабочего материала наиболее часто используют прочную игривую шёлковую ткань. Шёлковые полотна батика при бережном отношении могут храниться несколько сотен лет. Современные техники создания батика вобрали в себя художественные приёмы мозаики, графики, акварели, витража, пастели. Для упрощения процесса созидания производят множество специальных средств позволяющих даже новичкам с успехом заниматься росписью и оформлением ткани.

Как мне кажется, прежде, чем начинать заниматься рисованием по ткани не имея опыта, стоит попробовать что то попроще, проверить свои силы. Прекрасным подспорьем могут стать картины по номерам, которые за короткое время обрели популярность среди начинающих художников-любителей, особенно тех, кто рисует не профессионально, но это является для них увлекательным хобби.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по теме "БАТИК"

Автор: Торшина Татьяна Павловна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187370

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Батик""
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka_uroka_po_izobrazitiel_nomu_iskusstvu_na_tiemu_batik"
    ["file_id"] => string(6) "453196"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517159758"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Блок занятий кружка "Батик" "
    ["seo_title"] => string(27) "blok-zaniatii-kruzhka-batik"
    ["file_id"] => string(6) "221560"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435413574"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Разработка программы элективного курса "Современный батик" для 10-11 класса "
    ["seo_title"] => string(79) "razrabotka-proghrammy-eliektivnogho-kursa-sovriemiennyi-batik-dlia-10-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "161805"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422277182"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка учебного элемента "Сашико. Японское искусство вышивки" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uchiebnogho-eliemienta-sashiko-iaponskoie-iskusstvo-vyshivki"
    ["file_id"] => string(6) "227156"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440614570"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) ""Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж" "
    ["seo_title"] => string(63) "diekorativno-prikladnoie-iskusstvo-v-zhizni-chielovieka-vitrazh"
    ["file_id"] => string(6) "224339"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438698451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства