kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Батик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИЗО. Класс: 6

Тема: Батик. История возникновения и виды батика.

Цель: Формировать знания учащихся об искусстве батик.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с техникой росписи ткани – батик, с его

возникновением, видами; научить расписывать

ткань в технике холодного батика (солевая роспись);

Развивать фантазию, эстетический вкус, творческие способности;

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Тип урока: Урок-мастерская

Оборудование: интерактивная доска, презентации «Батик», «Холодный батик (солевая техника)», ткань, рамки, краски, кисти, соль, вода, кнопки.

Ход урока:

Организационный момент:

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку.

Изучение темы урока:

Учитель: «Как вы думаете на чем еще можно рисовать кроме бумаги?» (вопрос к учащимся) (на ткани)

- Совершенно верно, на ткани. И это искусство называется Батик. (Презентация «Батик» )

- И сегодня мы познакомимся с искусством батик, его возникновением и видами

(1 слайд)

-Итак, что же такое батик? (2 слайд) Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

- В чем же суть росписи? (3 слайд).

На ткань  шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок) Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

- Давайте рассмотрим эту роспись на ткани! (4слайд)

- Где же возникла эта удивительная роспись? (5 слайд).

Само слово Батик ( batik ) — индонезийское. В переводе с индонезийского языка -ba — означает хлопчатобумажную ткань, а -tik — “точка” или “капля”. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.
(6 слайд) Китайцы в 2500 году до нашей эры упоминали о том, что применялись красители для ткани. На территории Египта были обнаружены древние образцы расписанных тканей. Ученые датируют эти находки V веком нашей эры. Но принято считать, что зародился батик в Индонезии, на острове Ява, оттуда перенесен в другие страны Азии, а в новейшее время и в Европу. В России батик появился примерно в 20-е годы XXв. вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн», развивался, в основном, в больших городах: Москве, Ленинграде, Иваново.

- А теперь давайте познакомимся с видами батика. (7 слайд)

Батик имеет такие виды как – горячий батик, холодный батик, свободная роспись, техника «сибори», техника узелкового батика «бандан».

(8 слайд) Горячий батик: для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглащает краску, а также ограничивают ее распространение. Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так — ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

(9 слайд) Холодный батик: Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлиненным носиком.

(10 слайд) Свободная роспись: Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

(11 слайд) Техника «Сибори»: Так называемый складной батик. Результат достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

(12 слайд) Техника «Бандан»: Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

(13 слайд) Еще раз полюбуйтесь искусством батик!

Практическая работа: (Презентация «Холодный батик (солевая техника)»)

Работу выполняем по презентации: (1,2 слайды) Определяем цель работы

Приготовление необходимых материалов: рамка, шелк, кнопки, краски, кисти, соль, вода. (3 слайд)

Натягиваем шелк на рамку, начиная с середины по вертикали и горизонтали. (4, 5 слайд)

Увлажняем шелк водой, сверху вниз, постепенно. (6 слайд) Проверяем равномерность увлажнения. (7 слайд)

Наносим на увлажненную поверхность шелка краску, начиная с более светлых тонов (8, 9 слайд). Происходит переливание красок (10 слайд).

На более влажные участки наносим соль, посыпая сверху. Соль изменяет окраску (11,12,13 слайд).

Оформление в рамку (Домашнее задание) (14 слайд), (15 слайд).

Итог урока:

- Что мы сегодня узнали нового?

- Чем мы занимались на уроке?

- Что вам понравилось особенно?

(Оценивание работ учащихся)

Домашнее задание: оформить работы в рамку.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Батик"»

ИЗО. Класс: 6

Тема: Батик. История возникновения и виды батика.

Цель: Формировать знания учащихся об искусстве батик.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с техникой росписи ткани – батик, с его

возникновением, видами; научить расписывать

ткань в технике холодного батика (солевая роспись);

Развивать фантазию, эстетический вкус, творческие способности;

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Тип урока: Урок-мастерская

Оборудование: интерактивная доска, презентации «Батик», «Холодный батик (солевая техника)», ткань, рамки, краски, кисти, соль, вода, кнопки.

Ход урока:

Организационный момент:

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку.

Изучение темы урока:

Учитель: «Как вы думаете на чем еще можно рисовать кроме бумаги?» (вопрос к учащимся) (на ткани)

- Совершенно верно, на ткани. И это искусство называется Батик. (Презентация «Батик» )

- И сегодня мы познакомимся с искусством батик, его возникновением и видами

(1 слайд)

-Итак, что же такое батик? (2 слайд) Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

- В чем же суть росписи? (3 слайд).

На ткань шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок) Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

- Давайте рассмотрим эту роспись на ткани! (4слайд)

- Где же возникла эта удивительная роспись? (5 слайд).

Само слово Батик ( batik ) — индонезийское. В переводе с индонезийского языка -ba — означает хлопчатобумажную ткань, а -tik — “точка” или “капля”. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.
(6 слайд) Китайцы в 2500 году до нашей эры упоминали о том, что применялись красители для ткани. На территории Египта были обнаружены древние образцы расписанных тканей. Ученые датируют эти находки V веком нашей эры. Но принято считать, что зародился батик в Индонезии, на острове Ява, оттуда перенесен в другие страны Азии, а в новейшее время и в Европу. В России батик появился примерно в 20-е годы XXв. вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн», развивался, в основном, в больших городах: Москве, Ленинграде, Иваново.

- А теперь давайте познакомимся с видами батика. (7 слайд)

Батик имеет такие виды как – горячий батик, холодный батик, свободная роспись, техника «сибори», техника узелкового батика «бандан».

(8 слайд) Горячий батик: для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглащает краску, а также ограничивают ее распространение. Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так — ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

(9 слайд) Холодный батик: Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлиненным носиком.

(10 слайд) Свободная роспись: Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

(11 слайд) Техника «Сибори»: Так называемый складной батик. Результат достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

(12 слайд) Техника «Бандан»: Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

(13 слайд) Еще раз полюбуйтесь искусством батик!

Практическая работа: (Презентация «Холодный батик (солевая техника)»)

Работу выполняем по презентации: (1,2 слайды) Определяем цель работы

Приготовление необходимых материалов: рамка, шелк, кнопки, краски, кисти, соль, вода. (3 слайд)

Натягиваем шелк на рамку, начиная с середины по вертикали и горизонтали. (4, 5 слайд)

Увлажняем шелк водой, сверху вниз, постепенно. (6 слайд) Проверяем равномерность увлажнения. (7 слайд)

Наносим на увлажненную поверхность шелка краску, начиная с более светлых тонов (8, 9 слайд). Происходит переливание красок (10 слайд).

На более влажные участки наносим соль, посыпая сверху. Соль изменяет окраску (11,12,13 слайд).

Оформление в рамку (Домашнее задание) (14 слайд), (15 слайд).

Итог урока:

- Что мы сегодня узнали нового?

- Чем мы занимались на уроке?

- Что вам понравилось особенно?

(Оценивание работ учащихся)

Домашнее задание: оформить работы в рамку.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Батик"

Автор: Жусупова Асель Ербулатовна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 453196

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Разработка программы элективного курса "Современный батик" для 10-11 класса "
    ["seo_title"] => string(79) "razrabotka-proghrammy-eliektivnogho-kursa-sovriemiennyi-batik-dlia-10-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "161805"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422277182"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Блок занятий кружка "Батик" "
    ["seo_title"] => string(27) "blok-zaniatii-kruzhka-batik"
    ["file_id"] => string(6) "221560"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435413574"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) ""Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж" "
    ["seo_title"] => string(63) "diekorativno-prikladnoie-iskusstvo-v-zhizni-chielovieka-vitrazh"
    ["file_id"] => string(6) "224339"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438698451"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства