Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство». 5-8 классы / авт.-сост. Л.Г. Савенкова. ФГОС»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе Программа курса «Изобразительное искусство». 5-8 классы / авт.-сост. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016 Рабочая программа составлена с учетом учебного плана образовательного учреждения и обеспечена УМК.
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Основная цель: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры при зрительском восприятии произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира; приобретение практических навыков работы различными материалами в процессе личностного художественного творчества.
Основные задачи рабочей программы:
развивать творческий опыт к самостоятельным действиям в оформления школьной, бытовой и производственной среды, а также в ситуации неопределенности; умение ориентироваться в мире современной художественной культуры;
формировать опыт освоение художественной культуры как визуально-пространственной формы выражения духовных и эмоциональных ценностей;
воспитывать уважение к традициям и истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды; понимании красоты человека и его личностно-значимой ценности;
Описание места учебного курса в учебном плане:
Всего на изучение предмета выделяется 102 учебных часа.
в 5 классе-34 часа:
-практические занятия-18, в т.ч. проектов-9;
-экскурсии-2; -теоретические занятия-4.
в 6 классе-34 часа:
-практические занятия-18, в т.ч. проектов-9;
-экскурсии-1; -теоретические занятия-6.
в 7 классе-34 часа:
-практические занятия-18, в т.ч. проектов-9;
-экскурсии-1; -теоретические занятия-6.
в 8 классе-34 часа:
-практические занятия-18, в т.ч. проектов-12;
-экскурсии-1; -теоретические занятия-3.
Учебно-методический комплект. Изобразительное искусство: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Е.А. Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова. – М. «Вентана-Граф», 2016г. Изобразительное искусство: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.А. Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова. – М. «Вентана-Граф», 2016г. Изобразительное искусство: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.А. Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова. – М. «Вентана-Граф», 2017г. Изобразительное искусство: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / Е.А. Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова. – М. «Вентана-Граф», 2015г.
Формы организации учебного процесса: Основной формой проведения занятий является урок. Типы уроков: проблемный урок; урок-восхождение; урок – образ; урок-путешествие; урок – вернисаж; урок-экскурсия.
Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая.
Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе курса «Изобразительное искусство». 5-8 классы / авт.-сост. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016г. Изменения не внесены.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»: систематическое освоение художественного наследия как духовную летопись человечества и своего народа, как выражение отношения человека к природе, обществу, идеалам, ценностным связям, объединяющих всех людей планеты; знакомство с выдающимися произведениями видов изобразительного классического и народного искусства разных стран и эпох. Социализация личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей индивидуальности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».
Личностные результаты отражают:
1) социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
3) развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
6) развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации
воображения и фантазии;
7) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
8) воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
9) развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной
деятельности;
10) бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
1) освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
3) развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
4) развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
5) развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
6) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
7) развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
8) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
9) воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
10) овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
11) развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
12) освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
13) формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Предметные результаты должны отражать:
1) сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
2) сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
3) развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
4) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
5) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
6) проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
7) развитие фантазии и воображения детей;
8) использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
9) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
10) умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
11) использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Освоение основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
-«зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
-«хорошо», «отлично» – оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).
Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Проектная деятельностьосуществляется в любом доступном материале в групповых и коллективных формах и предусматривает объединение совместных усилий учащихся и педагога. Темы проектов выбираются относительно теме года. Материал для изготовления проекта выбирается самостоятельно.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс. (34 ч. )
Тема года «Предметный мир глазами художника»
Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое (4 часа)
Природа и человек. Природа и художник. Человек - природа - культура. Пространство и время. Многомерность мира.
Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве (7 часов)
Зодчество. Образы старинной архитектуры. Конструктивные особенности архитектуры. Объёмные формы в изобразительном искусстве. Штрих в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке). Перспективы в открытом пространстве.
Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции (5 часов)
Идём в музей. Мифы Древней Греции. Скульптура Древней Греции. Рисуем человека по древнегреческим канонам. Чернофигурные вазы Древней Греции.
Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре (8 часов)
Славянские мифы о сотворении мира. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Былинный образ Русской Земли. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Народный костюм. Головной убор. Народный костюм. Одежда. Народные праздники. Святки. Масленица.
Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство (10 часов)
Этнографический музей. Печные изразцы. Расписывание изразцов. Прядение - вид народного ремесла. Прялка. Кукла как часть народной культуры. Кукла - «закрутка». Вышивка. Лоскутное шитьё.
Глава 6. Проекты и исследования (1 час)
Великие имена в искусстве. Знакомство с жизнью и творчеством художников А.Г. Венецианова, П.П. Кончаловского, Н.К. Рериха, Э.А.П. Гогена, П. Сезанна.
Тематическое планирование - 5 класс
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Человек, природа, культура как единое целое.
4
2
Художественные средства в архитектуре и изобразитель-ном искусстве.
7
3
Путешествие в мир искусства Древней Греции.
5
4
Былинная Русь и следы язычества в русской культуре.
8
5
Народное декоративно-прикладное искусство.
10
6
Проекты и исследования
1
Всего
34
6 класс. «Изобразительное искусство в жизни человека» (34 часов)
Тема года «Освоение человеком Вселенной в разные периоды жизни на Земле»
Введение. История развития представлений человека о мироздании (1 час)
Глава 1. Мифология в народном творчестве (5 часов)
Мифы творения мира. Мифология и символика русской избы. Символы в орнаменте. Пермская деревянная скульптура.
Глава 2. Мир архитектуры (5 часов)
Храмовая архитектура. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов. Дворянские усадьбы России. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства. Садово-парковая архитектура.
Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы (3 часа)
Дворянский быт, интерьер дворянского дома. Литературная гостиная и литературный салон. Музыка в пространстве интерьера
Глава 4. Портрет в искусстве (3 часа)
Костюм как произведение искусства. Исторический портрет, парадный портрет. Графический портрет.
Глава 5. Натюрморт (4 часа)
Декоративный натюрморт. Построение геометрических тел. Ахроматический натюрморт. Символика в живописи.
Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России (4 часа)
Тульский самовар. Резьба по камню и кости. Художественная обработка металла. Павловопосадские платки.
Глава 7. Книга как произведение искусства (3 часа)
Искусство оформления книги. Художественный шрифт. Шрифтовая композиция.
Глава 8. Малые формы в графике (3 часа)
Экслибрис. Эмблема. Марка как произведение искусства.
Глава 9. Проекты (2 часа)
Г ород будущего. Архитектурный проект школы будущего
Глава 10. Великие имена в искусстве (2 часа)
Художник-живописец. Художник-график.
Учебно-тематический план 6 класса
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Введение. История развития представлений человека о мироздании
1
2
Мифология в народном творчестве
5
3
Мир архитектуры
5
4
Искусство в интерьере дворянской усадьбы
3
5
Портрет в искусстве
3
6
Натюрморт
4
7
Художественно-промышленное производство в культуре России
4
8
Книга как произведение искусства
3
9
Малые формы в графике
3
10
Проекты
2
11
Великие имена в искусстве
2
Итого
34
7 класс.«Изобразительное искусство в жизни человека» (34 часов) Содержание учебного предмета «ИЗО»
Тема года «Художник как свидетель истории»
Глава 1. Природная среда как источник творческого вдохновения (7 часов)
Растительные мотивы в изобразительном искусстве. Анималистический жанр в живописи, графике, скульптуре. Природные формы в архитектуре.
Фонтан - элемент ландшафтного дизайна. Природные ритмы - основа этнокультурного своеобразия. Изобретения. подсказанные природой.
Глава 2. Истоки творчества (3 часа)
Творческое вдохновение. Творческое воображение художника. Искусство и наука.
Глава 3. Мировоззрение и искусство (5 часа)
Искусство и мифология. Мифологические животные в изобразительном искусстве. Искусство и религия. Западная и восточная модели культуры.
Глава 4. Искусство и история (4 часа)
Портрет: эволюция жанра. От портрета к автопортрету. Исторический жанр в изобразительном искусстве. Эволюция исторического костюма
Глава 5. Композиция в изобразительном искусстве (4 часа)
Композиция в живописи, графике, фотографии. Тень - один из главных элементов композиции. Скульптурная композиция. Архитектурная композиция.
Глава 6. Краткость и выразительность графики (4 часа)
Коллаж. Афиша. Плакат. Пригласительный билет.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Глава 7. Художник в театре и кино (3 часа)
Театр и кино — содружество всех искусств. Костюм актера. Лицо - грим – маска.
Глава 8. Проекты (3 часа)
Культурные достопримечательности города
Проектная работа «Знаковые образы в искусстве»
Темы творческих заданий: 1-2. Мой город (село, деревня).
Глава 10. Великие имена в изобразительном искусстве (2 час)
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, М.А. Врубеля, Ж.-П. Сёра, К.С. Петрова-Водкина и П. Пикассо.
Учебно-тематический план7 класса
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Природная среда как источник творческого вдохновения
7
2
Истоки творчества
3
3
Мировоззрение и искусство
5
4
Искусство и история
4
5
Композиция в изобразительном искусстве
4
6
Краткость и выразительность графики
4
7
Художник в театре и кино
3
8
Проекты
3
9
Великие имена в изобразительном искусстве
2
Всего
34
8 класс.«Изобразительное искусство в жизни человека» (34 часов)
Глава 1. Искусство в жизни человека (3 часа)
Искусство как способ познания мира. Форма и содержание в искусстве. Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве.
Глава 2. Средства художественного выражения в живописи. (4 часа)
Язык живописи. Как нужно воспринимать картину. Особенности цветового восприятия. Цвет и свет в пространстве интерьера.
Глава 3. Декоративно - прикладное искусство и дизайн. (4 часа)
Декоративно - прикладное искусство – часть культуры. Мастерство создателей произведений декоративно прикладного искусства. Традиционное искусство и промышленное производство. Дизайн и авангардное искусство XX века.
Глава 4. В мастерской художника. (2 часа)
Манера письма и интерпретация одной темы. Творческая импровизация в искусстве.
Глава 5. Художник и время. (3 часа)
Отображение в искусстве исторической эпохи. Связь времён: преемственность в художественном творчестве. Художественный стиль. Основные художественно-стилевые направления в изобразительном искусстве
Глава 6. Образы искусства. (3 часа)
Искусство Древнего Востока. Античное искусство. Христианское искусство Средневековья. Ренессанс (Возрождение) XIV- XVII веков. Барокко. Классицизм. Романтизм. Реализм. Импрессионизм и постимпрессионизм. Символизм и модерн. Искусство XX века: от модернизма к постмодернизму.
Стили и направления в дизайне XX века.
Глава 7. Великие имена в искусстве. (6 часов)
Микеланджело Буонарроти. Диего Родригес де Сильва Веласкес. Рембрандт Харменс ван Рейн. Василий Васильевич Кандинский. Казимир Северинович Малевич. Павел Николаевич Филонов.
Учебно-тематический план8 класса
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Искусство в жизни человека
3
2
Средства художественного выражения в живописи
4
3
Декоративно - прикладное искусство и дизайн
4
4
В мастерской художника
2
5
Художник и время
3
6
Образы искусства
12
7
Великие имена в искусстве
6
Всего
34
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно - методический комплекс:
Интегрированной программы «Изобразительное искусство: 5-8(9) классы» Л. Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. М.: Вентана-Граф, 2014.
Изобразительное искусство: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Е.А. Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова. – М. «Вентана-Граф», 2016г.
Изобразительное искусство: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.А. Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова. – М. «Вентана-Граф», 2016г.
Изобразительное искусство: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.А. Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова. – М. «Вентана-Граф», 2017г.
Изобразительное искусство: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / Е.А. Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова. – М. «Вентана-Граф», 2015г.
Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Москва, «Сфера»,2007год,
О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель», Волгоград, 2008 год.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под-готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
1.Наш удивительный мир. Виртуальная выставка детских рисунков
http://kidz-art.narod.ru/. Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей - бесплатно.
2. Дети в Интернете. Виртуальная галерея детского рисунка http://www.newart.ru/. Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет.
3. Звезды нового века.Галерея детского творчества. http://www.znv.ru/
В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки.
4.Галерея детского рисунка. http://www.rndavia.ru/gallery/ В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет.
5.Газета Искусство. http://art.1september.ru/index.php. Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО,
6.Искусство в школе. http://art-in-school.narod.ru/ Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств
7.Искусство и образование. http://www.art-in-chool.ru/art/index.php?page=00
Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.
8 .Изобразительное искусство в школе. http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00 Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы (в том числе в цифровой фор¬ме) по природоведению, истории искусства, этнографии народов России и мира.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
Презентации по темам раздела
Электронные тесты контроля знаний
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор муляжей овощей. Компания «СТРОНГ» все для образования.
Набор муляжей фруктов. Компания «СТРОНГ» все для образования.
Набор геометрических тел демонстрационный. Компания «СТРОНГ» все для образования.
Оборудование класса
Ученические столы одно— и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности; умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач
В ходе образовательного процесса изучая:
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность»;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека:
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства и участвовать в художественно-творческой деятельности;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства и участвовать в художественно-творческой деятельности;
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);
умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам.
Коммуникативные результаты:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.