Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Планирование урока. | Чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, отгадайте загадки. Я из хлопка, льна и кожи, Шерстяной бываю тоже. Меня люди надевают И со мной не замерзают. (Одежда) Вот чудеса бывают, ребята: Выросла в поле белая вата! Вату колхозом всем убирали. Срочно на фабрику вату послали. Будут обновки у наших ребят: Братишкам — штанишки, Сестрёнке — халат! (Ткань) Девочки, опишите какие ткани бывают? Из чего их делают? Видел кто-нибудь ткацкий станок? Сформулируйте тему урока. Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. Подумайте, ткань с обоих сторон одинаковая или нет? Как называется более яркая сторона ткани, кто знает? Потяните образец ткани № 5 в разные стороны, одинаково ли он тянется? Давайте попробуем обозначить цель сегодняшнего урока. Составим план урока: Изучить информацию по теме. Выполнить практическую работу по определению сторон ткани, долевой нити. Обобщить и подвести итоги урока. | Обучающиеся подводятся к определению темы и цели урока. Обучающиеся высказывают свои предложения. Согласовывают тему урока и его цель с учителем. Составляют план урока. | Отвечают на вопрос учителя. Возможные варианты ответов: - одежда - ткань - материал Ответы: толстые, мягкие, легкие? из льна, хлопка, шерсти. Поднимают руки. Как получается ткань Ответы: разная, яркая, шершавая, лицевая. Тянется по разному. Изучить, как получается ткань, как определить стороны тканы. | Личностные: - мобилизация внимания Коммуникативные: - слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение Познавательные: - определять границы знания / незнания |
«Открытие» нового знания (изучение новой темы) | Рассмотрите образец ткани. Из чего он состоит? Посмотрите внимательно на ниточку, можно ли ее разделить на более мелкие части? Эти маленькие тельца называется волокном. Давайте построим логическую цепочку, как создается ткань. Волокно нить (пряжа) ткань. Запишите, пожалуйста, схему в тетрадь. Прочитайте стр. 122-123 учебника. Рассмотрите картинки на стр. 123. Подумайте, как дать определение пряжи (нити)?. Запишите в тетради название первого этапа и определение пряжи. Специалист, который следит за получением пряжи, называется оператор прядильного производства. Прочитайте стр. 123-124. Ответьтена вопросы: Как называется машина, на которой получают ткань? Какая нить идет вдоль станка? Как называется нить, которая идет поперек ткани? Что образуется по краям ткани? Какие виды переплетений самые распространенные? Как называется повторяющийся ткацкий рисунок? Дайте определение ткани? Запишите в тетрадь название второго этапа ткани, виды ткацких переплетений, что такое ткань и раппорт. Специалист, который работает на ткацком станке, называется ткач. Рассмотрите рисунки на стр. 124. Синим цветом закрашена долевая нить, песочным – уточная. Чем отличаются выделенные квадраты? Сколько ниточек участвует в образовании ткацкого рисунка в разных переплетениях? Почему в одних переплетениях больше синего цвета, а вдругих – песочного? Прочитайте стр. 124, запишите название этапа в тетрадь. Из предложенных образцов и коллекции тканей, найдите отбеленную ткань, гладкокрашенную и набивную (печатную), приклейте образец в тетрадь иподпишите. Рассмотрите свою одежду и встаньте те, кто имеет одежду из отбеленной ткани, гладкокрашенной и набивной ткани. Рассмотрите свою одежду, как вы думаете ткань, из которой сшита ваша одежда, изготовлена на ткацком станке? А может ли быть, что есть материалы,которые получены не путем переплетения нити? Конечно, есть. Из называют неткаными материалами. Их получают с помощью клея или путем перемешивания волокон между собой. Материалы, которые получены путем склеивания, называют клеевые. Материалы, предназначенные для утепления одежды, называются утепляющими. Рассмотрите предложенные образцы. Вспомните, где в повседневной жизни, вы видели утепляющие материалы? Кроме тканей, существует еще нитки и тесьма. Нитки предназначены для сшвания деталей, обработки срезов. В зависимости от вида швейных работ применяются нитки разной толщины. Их изготавливают из хлопковых, синтетических волокон или их смеси. Тесьма используется для украшения изделий, декора интерьера. | Побуждает обучающихся выявить причинно-следственные связи. Организует деятельность детей по поиску и обработке информации. Формулирует задание. Организует самостоятельную работу с учебником. | Ответы обучающихся: - из ниточек - из маленьких и тоненьких ниточек. Записывают схему в тетрадь. Читают учебник, выделяют основные моменты. Отвечают на вопросы: пряжа (нить) сделана из волокон на станке. Читают учебник, отвечают на вопросы: - станок - долевая - уток - кромка - полотняное, саржевое, атласное, сатиновое - раппорт - ткань -это то, что получают на станке путем переплетения я уточной и долевой нити. Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы: - количество клеток разное; - 2, 3, 5, 5 - каких ниточек больше на поверхности, такой цвет получается Читают учебник. Находят ткани по разным видам ткани, приклеивают в тетрадь. Рассматривают одежду и встают, объясняя свое действие. Отвечают на вопросы: -да - не знаем, возможно. Рассматривают образцы тканей. Отвечают на вопрос: в игрушках, куртках, болоньевых брюках. | Личностные: -продуктивное взаимодействие; слушать и вступать в диалог, мобилизовать внимание. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других Регулятивные: - планирование Познавательные: - ориентироваться в учебнике |
Практический этап | Возьмите образец ткани с рисунком № 1, рассмотрите его с двух сторон. Чем отличаются стороны? Сторона, у которой рисунок более яркая, называется лицевой, обратная – изнаночной. Возьмите образец гладкокрашенной ткани № 2. Посмотрите, как можно отличить лицевую сторону от изнаночной? Утолщения, узелки, ворсинки – это дефекты, они выводятся на изнаночную сторону. Рассмотрите переплетение образца № 3. С какой стороны ткани характер переплетения более четкий? Правильно, с лицевой, значит на лицевой стороне лучше видно ткацкий рисунок. Возьмите образец ткани № 4. Вспомните, что проходит по краю ткани? Как вы думаете, сколько кромок у ткани? Как проходит кромка в ткани? Как проходит долевая нить в ткани? Долевая нить или основная проходит вдоль кромки. Возьмите образец № 5. По направлению нитей потяните образец в разные стороны. Что вы заметили при растяжении? Нить, которая плохо тянется – долевая. Обозначьте на ткани мелом или мылом стрелочкой по нити, которая не тянется. Выполните практическую работу № 5 и 6 со стр. 128. Выводы запишите в тетрадь. Предложить качество выполнения работы друг у друга. Оценить качество выполнения работы с каждым обучающимся | Организует выполнение практической работы обучающихся. Побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует выполнение работы. Организует проверку практической работы, оценочные высказывания обучающихся. | Рассматривают образец № 1. Отвечают на вопрос: - одна сторона яркая, обратная – бледная. Рассматривают образец № 2. Отвечают на вопрос: - на одной стороне ниточки торчат. Рассматривают образец № 3. Отвечают на вопрос: - на лицевой стороне рисунок лучше видно. Рассматривают образец № 4. Отвечают на вопросы: - кромка - 1, 2 - вдоль станка - вдоль станка. Рассматривают образец № 5. Отвечают на вопросы: - в одну сторону тянется, а в другую нет. Рисуют стрелочку на ткани. Выполняют практическую работу. Выводы оформляют в тетрадь. Оценивают работу друг у друга. | Личностные: умение слушать, смыслообразование, управлять своей познавательной деятельностью. Познавательные: исследовательские, умение работать с информацией, умение строить логические рассуждения, осуществлять сравнение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы и умозаключения на основе практических работ. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения, Коммуникативные: умение слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог, осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Включение нового знания в систему знаний. | Что такое ткань? Назовите этапы получения ткани. Из чего состоит пряжа (нить)? На чем получают ткань? Как называется нераспускающийся край ткани? Нить, идущая вдоль ткани? Поперек? Какие переплетения вы запомнили? Перечислите, какая ткань может быть после красильно-отделочного производства. Как можно определить лицевую и изнаночную сторону ткани? Какие есть способы определения долевой нити? | Уточняет понимание обучающимися данной темы. Беседует по уточнению новых знаний. | Отвечают на вопросы: - материал, который получатся с помощью ткацкого станка путем переплетения нитей - получение пряжи, получение ткани, отделка - из волокон - на ткацком станке - кромка -долевая, уточная Полотняное, саржевое, атласное - отбеленная, гладкокрашеная, с печатным рисунком - на лицевой более яркий рисунок- по кромке, по растяжению | Личностные: слушать и вступать в диалог, мобилизовать внимание, осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения заданий. Метапредметные: Познавательные : устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятий, структурировать знания. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество с учителем, слушать и вступать в диалог. |
Рефлексия и оценивание | Как вы думаете, мы на уроке достигли поставленной цели? План урока выполнен? Оцените свою деятельность на уроке. Домашнее задание: прочитайте ⸹ 23, выполните самостоятельную работу на стр. 129, ответьте устно на вопросы в конце параграфа. Рефлексия. Продолжите предложение. 1. На уроке я узнала... 2. У меня получилось............ 3. Мне понравилось ................ 4. Самым сложным мне показалось ….. | Беседует, связывая тему, цель, план урока с результатами. Акцентирует на достижение цели урока. Выдает информацию о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Отвечают на вопросы: - достигли -план урока выполнен - оценивают свою работу во время урока. Выбирают вопросы рефлексии, отвечают | Личностные: осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения заданий. Познавательные: делать выводы и умозаключения умение анализировать. Регулятивные: . самостоятельно анализировать условия достижения целей. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |