Тема урока № 1 | § 14. «Производство текстильных волокон» |
Цели | Образовательные: Сформировать понятия: - волокна растительного происхождения; - прядильное, ткацкое, отделочное производства. Научить: - определять направление уточной и долевой нити; - лицевую и изнаночную стороны ткани; - выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани. Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе. Воспитывать уважение к мастерам прошлого и настоящего. Формировать УУД: - Личностные УУД: IV. Самоконтроль. Самоопределение. Смыслообразование. VI. Нравственно –этическое оценивание. - Регулятивные УУД: II. Целепологание, планирование, прогнозирование. III. Контроль . Коррекция. IV. Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов, прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи. V. Контроль и коррекция VI. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. - Коммуникативные УУД: II. Коррекция высказанных мнений. Определение целей. III. Осознанно и произвольно строить высказывания. Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. IV. Контроль, оценка действий и коррекция их и высказанных мнений. V. Договариваются и приходят к общему мнению. VI. Обмениваются мнениями по изученному материалу, делиться впечатлениями. - Познавательные УУД: II. Формирование познавательной цели, Формулирование проблемы. III.Работа с разными источниками. Анализ с целью выделения признаков. Формулирование проблемы. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей. IV. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий. V. Установления причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Понимать на слух ответы учащихся. |
Планируемый результат | Предметные: Знать: - волокна растительного происхождения, - прядильное, ткацкое, отделочное производства. Уметь: - определять направление уточной и долевой нити, - определять лицевую и изнаночную стороны ткани. - выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани. Личностные: Формировать интерес к истории своего народа. Обучающийся получит, возможность научится ясно и точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи. Находить и выделять главное. Метапредметные: Формировать интерес к процессу производства тканей. Обучающиеся получат знания о растениях - хлопке и льне; о взаимном расположение нитей (перпендикулярном и параллельном); история возникновения и развития прядильного, ткацкого, отделочного производств. |
Основные понятия | Волокна растительного происхождения(хлопок, лён), прядений, пряжа (нити), долевые нити (основы), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик, ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения; отбеливание, крашение, печатание. |
Межпредметные связи | Биология, математика, история. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник, тетрадь, ЭОР: экран, проектор, компьютер или ноутбук. Диск. Образцы ткани. Лупа. Коллекции: «Текстильные волокна» «Коллекция тканей из натуральных волокон», «Лён» и «Хлопок», дополнительная литература К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (4 мин) Цели: Вызвать интерес к изучаемому материалу | Смотрят, размышляют, выдвигают гипотезы о способах изготовления тканей | Демонстрация изделий (одежда, кухонные текстильные изделия) | Проблемные вопросы: Из чего и как изготавливают одежду, кухонные текстильные изделия? | | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (6 мин) Цели: Постановка целей с учётом уровня знаний учащихся. | Высказывают предположения, из чего и как можно получить ткань. Выдвигают предположения о теме. | Воспринимает (слушает), корректирует, подводит к формулировки темы и целей | Выскажите предположения, из чего и как можно получить ткань? Сделайте заключение, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. | | (Познавательные УУД). Формирование познавательной цели. Формулирование проблемы. (Коммуникативные УУД). Коррекция высказанных мнений. Определение целей. (Регулятивные УУД). Целепологание. Планирование. Прогнозирование. |
III. Изучение нового (20 мин) Цели: получить новые знания и расширить кругозор обучающегося | Анализируют текст, просматривают видеофрагменты. Отвечают на поставленные вопросы. | Демонстрирует видеоролики № 7-13 Показывает способы определения направления долевой нити и лицевой стороны тканей. Наблюдает, направляет, и корректирует деятельность учащихся. | Задание 1 по работе с рисунками: (рис 43) Как вы думаете, чем отличается переплетения? Почему размеры раппорта разные? (рис 45) Разобрать способы определения направления нитей. Задание 2 по работе с видеороликом «Производство ткани»: Запомнить и назвать виды производства участвующие в создании ткани, профессии людей участвующих в производстве тканей? Работа с текстом стр. 87-88, с демонстрацией на ткани. Задание 3: Определение основных признаков лицевой стороны. Физкультминутка | Уметь определять направление долевой нити и лицевой стороны тканей. | (Коммуникативные УУД). Осознанно и произвольно строить высказывания. Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. (Познавательные УУД). Работа с разными источниками. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ просмотренного видеоролика с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей (Регулятивные УУД). Контроль и коррекция |
IV. Закрепление нового (34 мин) Цель: - Усвоить умение: определять направление долевой нити и лицевой стороны тканей на образцах тканей, делать сравнительный анализ прочности окраски тканей. | Применяют правила Технике безопасности с ручными инструментами и клеем. Проводят исследования, сравнивают и анализирую. Работают индивидуально. Проводят самоконтроль и взаимоконтроль. | Проводит вводный инструктаж: показывая Сл 1 «Т/Б при работе с ножницами», Сл 2 «Т/Б при работе с клеем». Наблюдает, проверяет знания, контролирует выполнение правил Т/Б. | Выполнить: -Лабораторная работа № 6 «Определения направления долевой нити», результаты занести в таблицу (раздаточный материал). - Лабораторная работа № 7 «Определение лицевой и изнаночной сторон тканей». -Выполнить тест «Свойства долевой нити». - Лабораторная работа № 8 «Сравнительный анализ прочности окраски тканей» Применять безопасные приёмы работы с ножницами и клеем (раздаточный материал). Динамическая пауза. | Уметь определять направление долевой нити и лицевой стороны тканей на образцах тканей, делать сравнительный анализ прочности окраски тканей. | (Коммуникативные УУД) Контроль, оценка действий и коррекция их и высказанных мнений. (Познавательные УУД) Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий. (Личностные УУД). Самоконтроль. Самоопределение. Смыслообразование. (Регулятивные УУД). Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов. Прослушивают ответы. Принимают сохраняют учебную цель и задачи. |
V. Контролирующее задание (20 мин) Цель: Проверить, полученные знания | Выполняют тесты. Запоминают опорные понятия. | Наблюдает, руководит, служит проводником, оказывает содействие, контролирует правильность использования ЭОР. | Выполнить тест «Свойства долевой нити» с использованием ЭОР. http://www.uchportal.ru/load/112-1-0-10827 | Знать опорные понятия: Волокна растительного происхождения (хлопок, лён), прядений, пряжа (нити), долевые нити (основы), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик, ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения; отбеливание, крашение, печатание. | (Познавательные УУД). Установления причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Понимать на слух ответы учащихся. (Коммуникативные УУД). Инициативное сотрудничество. (Регулятивные УУД). Контроль и коррекция |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин) Цели: оценить правильность полученных знаний, выявить ошибки и недочёты | Рассуждаю, оценивают, свои действия, удачи или неудачи. | Принимает, соглашается, Раскрывает критерии оценки. | Синквейн (5 предложений отражающих тему) Вопросы для подведения итогов: 1. Было интересно…. 2. Я поняла, что….. 3. Я научилась… 4. Теперь я могу…. 5. Меня удивило…. 6. Мне захотелось…. | | (Коммуникативные УУД). Обмениваются мнениями по изученному материалу, делятся впечатлениями. (Регулятивные УУД). Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. (Личностные УУД). Нравственно-этического оценивание. |
VII. Д/З (1 мин) | | | Задание по выбору: - § 14 Технология. (Технология ведения дома) 5 класс Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» - Узнайте в Интернете, что означают следующие понятия: «веретено», «прялка», «светец», «мочесник». Для чего использовались эти инструменты и приспособления? - Подготовьте сообщение на одну из следующих тем: - Как изготавливали пряжу в домашних условиях? - Как изготавливали ткани в домашних условиях? - Что такое узорное ткачество? - Что служило сырьём для изготовления приданного (одежды, белья) твоей прабабушки? - Какими натуральными красителями можно окрасить ткань? | | |