"Производство химических волокон. Свойства химических волокон"
Цели и задачи:
1. Дать представление о видах химических волокон и производстве тканей из них.
2. Научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.
3. Воспитывать практичность и способствовать развитию эстетического вкуса.
Тип урока: изучение нового материала.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Подготовка учащихся к восприятию урока.
Сообщение темы урока.
II. Изучение нового материала.
Словесно-иллюстративный рассказ.
Сегодня мы с вами познакомимся с химическими волокнами, их производством и классификацией, со свойствами тканей из химических волокон и способом применения таких тканей.
Вы уже знакомы с материалами, изготовленными из натуральных волокон, - это хлопок, лен, шерсть, шелк.
При производстве ткани люди долгие столетия использовали те волокна, которые давала им природа, - волокна растений, шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, лен, дающие хорошее и прочное волокно. Но натуральные волокна недостаточно прочны и требуют сложной технологической обработки. И люди стали искать более дешевое сырье, для изготовления ткани.
В современном мире все больше тканей производят из химического волокна. Редко в гардеробе современного человека можно найти вещь, изготовленную только из натурального волокна. В наше время почти все натуральные ткани содержат добавки, которые улучшают их свойства .Химические текстильные волокна получают путем переработки разного по происхождению сырья.
По этому признаку они делятся на две группы:
Искусственные (вискозные, ацетатные, медно-аммиачные);
Синтетические (полиэфирные, полиамидные, полиакрило-нитрильные, эластановые).
Производство химических волокон делится на три этапа
I этап: Получение прядильного раствора.
Для искусственного волокна: Растворение в щелочи целлюлозной массы.
Для синтетического волокна: сложение химических реакций различных веществ.
II этап: Формирование волокна.
Пропуск раствора через фильеры.
Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч.
Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити.
III этап: Отделка волокна.
Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температурой.
Отбеливают, красят, обрабатывают раствором мыла.
На рисунке центрифугальная прядильная машина, где
1- центрифуга,
2 - фильера.
А сама фильера схематично выглядит так:
1 - прядильный раствор,
2 - фильера,
3 - волокна.
При формовании из раствора по мокрому способу струйки попадают в раствор осадительной ванны, где происходит выделение полимера в идее тончайших нитей.
Большую группу нитей, выходящих из фильер, вытягивают, скручивают вместе и наматывают в виде комплексной нити на патрон. Количество отверстий в фильере при производстве комплексных текстильных нитей может быть от 12 до 100.
(виде ролик)
III. Определение состава тканей по их свойствам.
«Таблица свойств химических волокон»
Волокно | Блеск | Извитость | Прочность | Сминаемость | Горение |
вискозное | резкий | нет | понижается во влажном состоянии | большая | горит хорошо, пепел серый, запах жжёной бумаги. |
ацетатное | матовый | нет | понижается во влажном состоянии | меньше, чем у вискозного | быстро горит жёлтым пламенем, остаётся оплавленный шарик |
капрон | резкий | нет | высокая | очень малая | плавится с образованием твёрдого шарика |
лавсан | слабый | есть | высокая | очень малая | горит медленно, образует твёрдый тёмный шарик |
нитрон | слабый | есть | высокая | очень малая | горит вспышками, образуется тёмный наплыв |
Ход работы
Рассмотрите внешний вид образцов ткани. Определите, у каких из них поверхность блестящая, а у каких – матовая.
Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого образца.
Определите сминаемость образцов: зажмите образец в кулаке на 30 секунд, а затем раскройте ладонь.
Выньте 2 нити из каждого образца и по одной из них намочите. Разорвите сухую, а затем мокрую нить. Определите, как меняется при этом прочность нити.
Результаты опытов занесите в таблицу.
На основании полученных данных и таблицы свойств химических волокон определите сырьевой состав каждого образца.
Признак ткани | Образец №1 | Образец №2 |
Блеск | | |
Гладкость | | |
Мягкость | | |
Сминаемость | | |
Осыпаемость | | |
Прочность в мокром состоянии | | |
Сырьевой состав материала | | |
V. Итог урока
Закрепление изученного материала.
Тест
1. Искусственное шелковое волокно - это волокно:
а) химическое;
б) синтетическое.
2. К искусственным волокнам относятся волокна:
а) вискозные;
б) полиамидные;
в) ацетатные;
г) полиэфирные;
3 .Синтетические волокна получают:
а) из древесины;
б) нефти;
в) растения.
4. Определить волокнистый состав ткани можно:
а) по цвету ткани;
б) пробе на горение;
в) внешнему виду;
г) на ощупь.
5. При горении ткани из синтетического волокна образуется:
а) серый пепел;
б) твердый темный шарик;
в) рассыпающийся черный шарик.
6. Гигиенические свойства лучше у тканей:
а) из хлопкового волокна;
б) вискозного волокна;
в) полиакрилонитрильного волокна.
7. Какие ткани обладают большой гигроскопичностью и воздухопроницаемостью?
а) натуральные
б) искусственные
Ключи
1-а
2-а,в
3-б
4-а,в,г
5-б
6-а
7-а
Ф. И _______________________________________________________ класс_______
Узнала __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хочу знать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф. И _______________________________________________________ класс_______
Узнала __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хочу знать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф. И _______________________________________________________ класс_______
Узнала __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хочу знать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф. И _______________________________________________________ класс_______
Узнала __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хочу знать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деятельность на уроке | Балы |
Изучения нового материала | 4 |
Самостоятельная работа | 7 |
Тест | 10 |
Оценка | |
Критерии оценивания | «5»-18-21 «4»-14-17 «3»-10-13 «2»-меньше 10 |
Итого : | |
Оценка: | |