"Производство химических волокон. Свойства химических волокон"
 Цели и задачи:
 1. Дать представление о видах химических волокон и производстве тканей из них.
 2. Научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.
 3. Воспитывать практичность и способствовать развитию эстетического вкуса.
 Тип урока: изучение нового материала.
 I. Организационный момент.
  Проверка готовности к уроку.
 Подготовка учащихся к восприятию урока.
 Сообщение темы урока.
 
  II. Изучение нового материала.
Словесно-иллюстративный рассказ.
Сегодня мы с вами познакомимся с химическими волокнами, их производством и классификацией, со свойствами тканей из химических волокон и способом применения таких тканей.  
  Вы уже знакомы с материалами, изготовленными из натуральных волокон, - это хлопок, лен, шерсть, шелк. 
При производстве ткани люди долгие столетия использовали те волокна, которые давала им природа, - волокна растений, шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, лен, дающие хорошее и прочное волокно. Но натуральные волокна недостаточно прочны и требуют сложной технологической обработки. И люди стали искать более дешевое сырье, для изготовления ткани. 
В современном мире все больше тканей производят из химического волокна. Редко в гардеробе современного человека можно найти вещь, изготовленную только из натурального волокна. В наше время почти все натуральные ткани содержат добавки, которые улучшают их свойства .Химические текстильные волокна получают путем переработки разного по происхождению сырья. 
 По этому признаку они делятся на две группы: 
  Искусственные (вискозные, ацетатные, медно-аммиачные);
  Синтетические (полиэфирные, полиамидные, полиакрило-нитрильные, эластановые).
 
 
  Производство химических волокон делится на три этапа 
  I этап: Получение прядильного раствора.
Для искусственного волокна: Растворение в щелочи целлюлозной массы.
Для синтетического волокна: сложение химических реакций различных веществ.
II этап: Формирование волокна.
Пропуск раствора через фильеры.
Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч.
Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити. 
III этап: Отделка волокна.
Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температурой.
Отбеливают, красят, обрабатывают раствором мыла.
  На рисунке центрифугальная прядильная машина, где
  1- центрифуга,
2 - фильера.
  
  А сама фильера схематично выглядит так:
  
  1 - прядильный раствор,
2 - фильера,
3 - волокна.
  При формовании из раствора по мокрому способу струйки попадают в раствор осадительной ванны, где происходит выделение полимера в идее тончайших нитей.
  Большую группу нитей, выходящих из фильер, вытягивают, скручивают вместе и наматывают в виде комплексной нити на патрон. Количество отверстий в фильере при производстве комплексных текстильных нитей может быть от 12 до 100.
  (виде ролик)
  III. Определение состава тканей по их свойствам.
  «Таблица свойств химических волокон»
          |   Волокно   |    Блеск   |    Извитость   |    Прочность   |    Сминаемость   |    Горение   |  
  |   вискозное   |    резкий   |    нет   |    понижается во влажном состоянии   |    большая   |    горит хорошо, пепел серый, запах жжёной бумаги.   |  
  |   ацетатное   |    матовый   |    нет   |    понижается во влажном состоянии   |    меньше, чем у вискозного   |    быстро горит жёлтым пламенем, остаётся оплавленный шарик   |  
  |   капрон   |    резкий   |    нет   |    высокая   |    очень малая   |    плавится с образованием твёрдого шарика   |  
  |   лавсан   |    слабый   |    есть   |    высокая   |    очень малая   |    горит медленно, образует твёрдый тёмный шарик   |  
  |   нитрон   |    слабый   |    есть   |    высокая   |    очень малая   |    горит вспышками, образуется тёмный наплыв   |  
 
    Ход работы
  Рассмотрите внешний вид образцов ткани. Определите, у каких из них поверхность блестящая, а у каких – матовая.
 Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого образца.
 Определите сминаемость образцов: зажмите образец в кулаке на 30 секунд, а затем раскройте ладонь.
 Выньте 2 нити из каждого образца и по одной из них намочите. Разорвите сухую, а затем мокрую нить. Определите, как меняется при этом прочность нити.
 Результаты опытов занесите в таблицу.
 На основании полученных данных и таблицы свойств химических волокон определите сырьевой состав каждого образца.
 
  
 
       |   Признак ткани   |    Образец №1   |    Образец №2   |  
  |   Блеск   |        |        |  
  |   Гладкость   |        |        |  
  |   Мягкость   |        |        |  
  |   Сминаемость   |        |        |  
  |   Осыпаемость   |        |        |  
  |   Прочность в мокром состоянии   |        |        |  
  |   Сырьевой состав материала   |        |        |  
 
   
 
 V. Итог урока
 Закрепление изученного материала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тест
  1. Искусственное шелковое волокно - это волокно:
  а) химическое;
  б) синтетическое.
 
 
  2. К искусственным волокнам относятся волокна:
  а) вискозные;
  б) полиамидные;
  в) ацетатные;
  г) полиэфирные;
  
  3 .Синтетические волокна получают:
  а) из древесины;
  б) нефти;
  в) растения.
 
 
  4. Определить волокнистый состав ткани можно:
  а) по цвету ткани;
  б) пробе на горение;
  в) внешнему виду;
  г) на ощупь.
 
 
  5. При горении ткани из синтетического волокна образуется:
  а) серый пепел;
  б) твердый темный шарик;
  в) рассыпающийся черный шарик.
 
 
  6. Гигиенические свойства лучше у тканей:
  а) из хлопкового волокна;
  б) вискозного волокна;
  в) полиакрилонитрильного волокна.
 
 
  7. Какие ткани обладают большой гигроскопичностью и воздухопроницаемостью?
  а) натуральные
  б) искусственные
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ключи  
 1-а
 2-а,в
 3-б
 4-а,в,г
 5-б
 6-а
 7-а
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ф. И _______________________________________________________ класс_______
 Узнала __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 Хочу знать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
 
 Ф. И _______________________________________________________ класс_______
 Узнала __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 Хочу знать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
 
 Ф. И _______________________________________________________ класс_______
 Узнала __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 Хочу знать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
 
 Ф. И _______________________________________________________ класс_______
 Узнала __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 Хочу знать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
      |   Деятельность на уроке   |    Балы   |  
  |   Изучения нового материала     |    4   |  
  |   Самостоятельная работа     |    7   |  
  |   Тест     |    10   |  
  |   Оценка     |         |  
  |   Критерии оценивания     |    «5»-18-21 «4»-14-17 «3»-10-13 «2»-меньше 10   |  
  |   Итого :   |         |  
  |   Оценка:   |         |