Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
• предметные УУД:
-умеют обрабатывать ткань ручным инструментом;
-умеют выполнять обработку простых изделий из ткани;
• познавательными УУД:
- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Изучить технологию производства ткани, строение ткани. Научить определять в ткани направление долевой нити, лицевую сторону ткани.
понимание, узнавание
Регулятивные
Освоить теоретические знания, уметь находить, анализировать и выбирать главное, делать правильные выводы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
самостоятельное выполнение действий по алгоритму под руководством учителя
Познавательные
Познакомить с классификацией текстильных волокон, с понятиями основная нить (долевая), уток (поперечная нить), кромка.
Способствовать привитию интереса к урокам технологии.
Преобразовать информацию из одной формы в другую.
совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; доносить свою позицию до других.
выполнение действий по алгоритму под руководством учителя.
Личностные
Формирования уважительного отношения к труду, умение проводить самооценку, организовать взаимопроверку и взаимопомощь в группе.
самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодей-
ствия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Организа-ционный
момент
Организовать само-
определение детей к деятельности на уроке.
Словесный
Фронтальная
Приветствие, контроль посещаемости
Проверка готовности учащихся
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.
Личностные: самоорганизация.
Метапредметные: способность регу-лировать свои дей-ствия, прогнозиро-вать деятельность на уроке.
Актуализация знаний
Систематизирова-ние ранее полученных знаний учащихся
Словесный
Фронталь-ная
Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы:
1. Из чего можно сшить одежду?
2.Какие изделия из тканей вы изготавливали в начальных классах?
3. Как вы думаете, что служит сырьём для производства тканей?
4. Что вы знаете о процессе производства ткани?
Отвечают на вопросы, предполагают, рассуждают, дискутируют, приводят доказательные примеры.
Л: понимание причин успешности, способность к самооценке.
М: умение отбирать и анализировать информацию, взаимодействовать с учителем.
П: умение устанавливать причинно-следственные связи
Мотивация (встреча с проблемой)
Вызвать эмоциональный настрой, познаватель-ный интерес к теме урока
Фронтальная и групповая
Подводит учащихся к формулировке темы и постановке цели урока.
Чтение стихотворения «Сарафанчик». (Приложение 1)
- О чём говорится в стихотворении?
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему и цель нашего урока.
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают
М: умение планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата, владеть речью, уметь выражать своё мнение.
Изучение нового материала
Организовать осмысленное восприя-тие новой информа-ции
Словесный,
ипользование технических средств
Фронтальная и групповая,
Запись темы урока в тетрадь
1. Предложить учащимся попробовать дать определение понятиям: «швейное материаловедение», «текстильное волокно», направляет на правильность определений.
2. Рассказать о классификации текстильных волокон (учебник стр. 41).
3. Подробно рассказать о хлопке и льне, об особенностях их волокон.
4. Старинные способы изготовления пряжи и ткани.
5. Современное ткацкое производство: этапы изготовления ткани.
6. Строение ткани – долевые нити (основа) и поперечные нити (уток), их характеристика, различия.
7.Ткацкое переплетение. Раппорт.
8. Научить определять направление нити основы и лицевую сторону ткани по признакам.
(Приложение 2)
Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию, записывают основные понятия и определения в тетради.
Задают свои вопросы.
Л: понимание значимости процесса обучения; знание о видах ниток и тканях, их свойствах и назначениях.
М: умение выбирать
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П: знать о текстильной промышленности, волокнах и тканях натурального происхождения, определять лицевую и изнаночную сторону ткани, направление долевой и поперечной нитей.
Практическая работа
Обеспечить усвоение и закрепление знаний
Практическая работа
Индивидуальная
Предлагает выполнить лабораторную работу (учебник стр. 88, рабочая тетрадь)
1) «Определение лицевой и изнаночной сторон в тканях».
2) «Определение направления долевой нити в ткани».
(Приложение 3)
Выполняют задание практической работы, проводят исследование, заполняют таблицу, делают выводы, анализируют.
Оформляют лабораторную работу в тетради.
Л: владение нормами и правилами научной организации труда;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
П: умение опреде-лять стороны ткани и направление долевой нити.
М: умение
формулировать алгоритм действий,
анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие.
Рефлесивно оценочный этап.
Закрепле-ние прой-денного материала
Осмысление резуль-тата деятельности
Аналитический: индивидуальная рефлексия
Фронтальная и групповая
Рефлексия эмоционального состояния и отношения к уроку.
(Приложение 4. Анкета по итогам урока.)
Оценивают работу на уроке, своё эмоциональное состояние и отношение к уроку.
Л: умение провести самооценку.
М: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.
Итог урока
Домашнее задание.
Аналитический, словесный.
Фронтальная и групповая
Делаются необходимые замечания, оценка работы учащихся на уроке.
Д/з: §14; подготовить сообщения
«Хлопок», «Лён».
Записывают д/з, оценку за урок.
Л: умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1. Определения:Швейное материаловедение – наука изучающая состав и свойства текстильных материалов,
Текстильное волокно – элементарная частица, из которой можно изготавливать пряжу и нити для производства
текстильных материалов.
2. Классификации текстильных волокон (учебник стр. 41).
Текстильные волокна
Натуральные
Химические
растительного происхождения
животного
происхождения
Лён Шерсть
Хлопок Шёлк
3. Льняное волокно.
Сырьем для получения льняных тканей является льняное волокно, получаемое из стеблей льна.
Культивируемый лён — однолетнее травянистое растение из семейства льновых, средняя высота стебля 60—100 см, а диаметр поперечного сечения 0,8—1,4 мм.
Различают лён-долгунец (прядильный лён), выращиваемый для получения волокна, лён-кудряш (масличный лён) и лён-межеумок, используемые преимущественно для получения семян, из которых вырабатывают масло и жмых.
Из чёсаного льна вырабатывается более тонкая, лучшая по качеству льняная пряжа, а из очёса — короткого волокна и луба — более грубая, оческовая пряжа.
Из льняной пряжи вырабатывают бельевые полотна, простыни, полотенца, столовое белье, летние костюмные ткани, брезенты, парусины, пожарные рукава, шнуры, обувные нитки и др. Из оческовой пряжи получают более грубые ткани — мешочные, холсты, полотна.
Получаемую костру (отходы) применяют как топливо. Из костры изготавливают плиты, используемые для стенных перегородок, настила под паркет, в мебельном производстве.
Льняные ткани имеют гладкую поверхность, особый матовый блеск, хорошо впитывают влагу, масло, очень прочные, быстро высыхают. Хорошо поддерживают теплорегуляцию тела и лучше всего подходят для изготовления одежды.
Из-за наличия в льняной ткани растительного клея она прочнее и жестче хлопчатобумажной, но больше мнется, при стирке дает усадку.
Хлопковое волокно.
Хлопчатник - однолетнее растение древовидной формы. Растёт кустом, плоды - коробочки, содержащие семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называют хлопком или "белое золото". Длина волокон от 6-52мм. Природный цвет волокон белый, кремовый, бежевый. Это солнцелюбивое растение. Выращивают хлопок в Узбекистане, Туркмении, Киргизии.
Хлопчатобумажные ткани обладают лёгкостью, прочностью, мягкостью. Они красивы, удобны в носке, создают ощущение тепла, гигроскопичны, хорошо пропускают воздух, легко стираются, чистятся, гладятся.
4. Старинные способы изготовления пряжи и ткани.
Сложно судить о времени зарождения искусства и ремесел, корни которых теряются в глубине тысячелетий, а материальные следы (дерево, волокнистые материалы) непрочны и недолговечны.
Основным стимулом появления одежды у человека считают необходимость защиты тела от неблагоприятных воздействий среды.
Необходимой предпосылкой для ткачества является наличие сырья. На этапе плетения это были полоски кожи животных, трава, тростник, лианы, молодые побеги кустов и деревьев. Первые виды плетеной одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими изделиями. Считают, что ткачество предшествовало прядению, так как в виде плетения оно существовало еще до того, как человек открыл прядильную способность волокон некоторых растений, среди которых были дикорастущая крапива, «окультуренные» лен и конопля. Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до нашей эры. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5—6 тыс. лет до н. э. Известно, что ткачи древности владели техникой прядения, которая позволяла делать столь прозрачную и легкую льняную ткань, что через пять ее слоев просвечивало тело, а сам наряд проходил сквозь колечко.
На Руси ко льну относились с уважением и трепетом, лен ценили за обережные и очистительные свойства. Одежда изо льна считалась ритуально чистой и охраняла тело человека, который ее носит. Прядение и ткачество на Руси было одним из основных видов старинных русских женских ремесел. До изобретения механических ткацких станков производство ткани было кустарным. Ткали на ручных ткацких станках обычно женщины. Мастерицы, умевшие выткать красивую узорную ткань, были всегда в почете и зачастую освобождались от повседневных обязанностей. В старину на севере Руси изготовляли, в основном, льняную, конопляную и шерстяную ткани. Ткань различалась как по качеству, так по цвету и фактуре.
Процесс приготовления нитей из растительного волокна был очень трудоемок. Осенью, когда приходила пора уборки, лен теребили и оставляли на пару недель в поле, чтобы волокна размягчились. Лен периодически проверяли, иначе он мог сгнить. Потом лен сушили и мяли в специальных деревянных мялках, последовательно продавливая пучок льна по всей длине, при этом твердая составляющая, кострика, отделялась. Затем лен трепали, держа пучок льна в одной руке и ударяя сверху вниз деревянным трепалом, отделяя от льняного волокна оставшуюся кострику. После этого лен чесали щетью, при этом короткие волокна, так называемая верховина или очёс, отделялись от основной кудели. Эти волокна не выбрасывались, они годились для изготовления грубых тканей или веревок.
В некоторых местностях для чесания льна применяли деревянные чесала наподобие гребней, с помощью которых, держа пучок льна в руке или на столе, прочесывали волокна.
После вычесывания льняная кудель была готова к производству пряжи.
Для производства пряжи использовались деревянные прялки. Прялки очень часто украшали резьбой и росписью.
Волокно для пряжи закреплялось на лопаске прялки с помощью веревки. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой работала с куделью, а правой с веретеном.
Нить из кудели получали путем скручивания волокон с помощью деревянного веретена, к верхнему концу которого крепился конец скручиваемой нити. Веретено закручивали рукой как волчок, затем готовую нить наматывали на среднюю часть веретена. На нижней части веретена зачастую делали утолщение в виде шара или диска для придания веретену устойчивости при вращении и большей силы скручивания. Затем закрепляли нить на верхнем конце веретена и крутили дальше. Пряха левой рукой подкручивала начало нити, стараясь забрать из кудели как можно ровнее, от этого зависело качество нити. Чтобы нить было удобнее скручивать, пряха часто смачивала пальцы слюной.
Потом нити сматывали на тюрик, так называется деревянная катушка. В таком виде ткацкую нить было удобно использовать в дальнейшем.
Для производства ткани использовали деревянные ручные ткацкие станки, выполненные вручную кустарным способом. Самыми распространенными были горизонтальные ткацкие станки. Главным достоинством горизонтальных станков является возможность ткать полотно практически бесконечной длины, наращивая основу. Ткачиха выполняет работу, сидя на скамье или табурете, причем все действия она может выполнять, практически не сходя с места, что очень удобно.
В терминологии названий составных частей деревянного ткацкого станка просматривается прямая функциональность. Например: навивать -навой; пришивать(передний край полотна) - пришвица; делать туго, притужать -притужальники; рамка, в которую вставляется бердо, чтобы прибивать уточную нить - набилка.
На станках с двумя нитеницами (двухремизный станок) ткались простые ткани типа полотна. Оно использовалось для обыденных рубашек, сарафанов, полотенец, постельного белья.
На двухремизных станках выполнялись браное ткачество и пестрядь. Это уже узорная многоцветная ткань.
5. Современное ткацкое производство: этапы изготовления ткани.
ТКАЦКОЕ производство - совокупность технологических процессов, необходимых для выработки текстительных тканей из пряжи. Ткацкое производство включает подготовительные операции (служат для создания паковок нитей основы и утка, пригодных для работы на ткацких станках), изготовление ткани на ткацких станках и заключительные операции (чистка, стрижка, складывание тканей и т. д.).
Ткань, сошедшая с ткацкого станка, называется суровой.
Если ее опустить в отбеливатель — получается белёная ткань, покрасить в один цвет —гладкокрашеная, нанести какой-нибудь рисунок — набивная. Можно сделать ворс из петелек или кончиков нитей, вот вам и ворсовая (махровая) ткань. Существует множество разновидностей тканей. Они используются не только в быту, но и в технике.
Основные этапы получения льняных тканей:
1. Сбор и получение льняной соломы
2. Вымочка льняной соломы
3. Производство первичной обработки
4. Сушка
5. Мятье
6. Трепание
7. Прядильные производства: получение пряжи
8. Ткацкое производство: получение ткани
9. Отделочное производство: отбеливание, окраска
6. Строение ткани – долевые нити (основа) и поперечные нити (уток) - их характеристика, различия.
Долевые нити (основа) – натянуты вдоль ткацкого станка, гладкие, тонкие, прочные.
Нити утка проходят поперёк ткани, переплетаясь с нитями основы, они менее прочные. Пушистые.
7.Ткацкое переплетение – рисунок, который образуют нити основы и утка, переплетаясь между собой.
Самые распространенные переплетения – полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.
Раппорт – повторяющаяся во всех направлениях часть рисунка.
8. Признаки определения направления нитей основы и утка.
* По кромке: нить основы проходит вдоль кромки. (Нить утка - перпендикулярно кромке).
* По растяжению: нить основы растягивается меньше, чем нить утка.
* По виду и по прочности: Нити основы гладкие, прочные, нити утка – пушистые и менее прочные.
* По звуку: при резком растяжении ткани по нити основы звук более отчетливый, по нитям утка – приглушенный.
Признаки определения лицевой стороны ткани.
По яркости рисунка: у набивных тканей на лицевой стороне рисунок более яркий.
По мелким дефектам ткани: на лицевой стороне дефектов меньше.
По ткацкому рисунку: у саржевого переплетения диагональный рубчик идет из левого нижнего угла в правый верхний; у сатинового и атласного переплетения лицевая сторона гладкая, блестящая.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Сарафанчик» З.Александрова.
Сшили Тане сарафанчик –
Нет такого у подруг:
Ярко-желтый одуванчик,
Колокольчики вокруг.
Чтобы ситец сделать Тане,
Много было всем хлопот.
Далеко в Узбекистане
Хлопок на поле растет.
Там жара как будто в печке,
На песке лежит верблюд,
В поле смуглые узбечки
С ребятишками идут.
Дед в узорной тюбетейке,
Внучка с косами до пят.
Поле это не из лейки –
Из арыка напоят.
Зацветут кусты весною,
Но цветы не стоит рвать:
Ведь в коробочках под зноем
Будет хлопок созревать.
Вот коробочки раскрылись,
Хлопок выглянул на свет –
Как барашек белый вылез,
В шубу теплую одет.
Весь народ пришел с мешками
Спелый хлопок собирать.
Брать его двумя руками
Ребятишек учит мать.
Но машина в поле белом
Всех проворней, всех быстрей
Собирает хлопок спелый –
Не угонишься за ней!
По степям, лесам зеленым
Поезда идут вперед.
Хлопка полные вагоны
Машинист в Москву везет.
Прямо к фабрике по ветке,
Паровоз, беги, свисти!
Много в новой пятилетке
Надо хлопка привезти!
Много надо сделать тканей,
Ярких, как весенний сад,—
Для тебя, для нашей Тани,
И для всех других ребят.
Сарафанчик Тане снится,
А работа началась.
На машинах мастерицы
Начинают хлопок прясть.
Нитки смотаны мотками,
Быстро бегает челнок,
У ткачихи под руками
Ткань течёт, как ручеёк.
Вот весёлый пёстрый ситец
Повезли скорей на склад.
В магазины приходите,
Покупайте для ребят!
Ярко-жёлтый одуванчик,
Колокольчики вокруг...
Сшили Тане сарафанчик,
Сшили платья для подруг
(З. Александрова)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Лабораторная работа 1: «Определение лицевой и изнаночной сторон в тканях».
Потребуется: 4 образца ткани: набивная, гладкокрашеная, саржевого и атласного переплетения.
Необходимо определить лицевую сторону каждого образца. Оформить результаты исследования. Разрезать образцы ткани пополам и приклеить их в таблицу, подписать образцы.
Вводный инструктаж. Объявить тему, цель и задачи работы. Объяснить порядок выполнения, используя учебник.
Критерии оценки: работа выполнена аккуратно, эстетично; хорошо подобрана цветовая гамма тканей; правильно различают лицевую и изнаночную стороны тканей.
№ образца, вид ткани
Лицевая сторона ткани
Изнаночная сторона ткани
1 - набивная ткань
2 - гладкокрашеная
3 – саржевое переплетение
4 – атласное переплетение.
Текущий инструктаж. Следить за правильностью выполнения работы и по мере необходимости проводить индивидуальный инструктаж.
Лабораторная работа 2: «Определение направления долевой нити в ткани».
Вводный инструктаж. Объявить тему, цель и задачи работы. Объяснить порядок выполнения, используя учебник. Критерии оценки: работа выполнена правильно, аккуратно. Определено направление долевой нити и сделаны верные выводы о степени её растяжения, прочности и расположения относительно кромки.
Потребуется: 2 квадратных образца ткани (с кромкой и без кромки), толстая игла, лупа, карандаш.
1) На образце с кромкой нарисовать карандашом линию, указывающую направление долевой нити.
2) Растянуть этот же образец сначала вдоль, а затем поперёк. Определить в каком направлении ткань растягивается меньше. Нарисовать вторую линию, указывающую это направление. Сделать вывод.
3) Растянуть второй образец ткани сначала вдоль, а затем поперёк резко, до хлопка. Определить, в каком случае получился громкий звук. Нарисовать линию, указывающую это направление.
4) Из второго образца с помощью иглы выдернуть нить, идущую вдоль лини. Рассмотреть её в лупу, разорвать. Выдернуть нить, идущую поперёк линии, также рассмотреть её в лупу и разорвать. Какая из нитей более гладкая и прочная? Сделать вывод.Результаты исследования записать в таблицу.
нить
относительно кромки
по степени растяжения
по звуку
по толщине и прочности
основа
вдоль
мало растягивается
звук громкий, звонкий
тонкая, гладкая,
прочная
уток
поперёк
растягивается больше
звук тихий, глухой
толстая, пушистая,
не прочная
Текущий инструктаж. Следить за правильностью выполнения работы и по мере необходимости проводить индивидуальный инструктаж.
Заключительный инструктаж. Объявить об окончании лабораторной работы, привести в порядок рабочее место. Предложить учащимся сформулировать сделанные ими выводы. Сдать тетрадь на проверку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Анкета по итогам урока
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1.работала
работа
1. поняла материал
2. скучно
2. помогала другим
2.22 отд
2. узнала больше, чем знала
3.безразлично
3.отдыхала
3. не поняла
Наименование предмета - КУРС ТЕХНОЛОГИИ - 5 класс
Учитель технологии МБОУ СОШ №129 - Фомина Елена Васильевна
Номинация – «Социальная значимость и практическая ценность»
Методическая разработка составлена на основе Программы
курса «Технология. Трудовое обучение», рекомендованной Департаментом
общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2011
Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.
Учебник: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н..В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2013. –208 с.: ил.
Раздел: Создание изделий из текстильных материалов.
Тема урока: Технология изготовления ткани.
Самара, 2015
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
по теме: «Технология изготовления ткани»
Цели урока:
Образовательные:
Ознакомить с производством:
Натуральных волокон растительного происхождения;
прядильное, ткацкое, отделочное производства.
Обучающие:
определять опытным путём структуру тканей. Раппорт;
определять опытным путём направление уточной и долевой нити;
определять опытным путём лицевую и изнаночную стороны ткани.
Воспитательные:
Воспитыватькультуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Воспитывать уважение и интерес к профессиям ткач и оператор прядильного производства.
Задачи:
- обучающие: сформировать понятия - волокна растительного происхождения (хлопок, лён),
прядений, пряжа (волокно, нити),
долевые нити (основы), поперечные нити (уток), кромка;
распознавать направление уточной и долевой нити. Определять опытным путём структуру тканей. Раппорт;
лицевую и изнаночную стороны ткани;
выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани.
- воспитательные: научить ясно и точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, воспитание трудолюбия и аккуратности.
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, в парах и индивидуальная работа.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
• предметные УУД:
-умеют обрабатывать ткань ручным инструментом;
-умеют выполнять обработку простых изделий из ткани;
• познавательными УУД:
- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Изучить технологию производства ткани, строение ткани. Научить определять в ткани направление долевой нити, лицевую сторону ткани.
Понимание, узнавание, запоминание.
Регулятивные
Освоить теоретические знания, уметь находить, анализировать и выбирать главное, делать правильные выводы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Самостоятельное выполнение действий по алгоритму. Самоконтроль.
Познавательные
Познакомить с классификацией текстильных волокон, с понятиями основная нить (долевая), уток (поперечная нить), кромка.
Преобразовать информацию из одной формы в другую.
Выполнение действий по алгоритму или под руководством учителя.
Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; доносить свою позицию до других.
Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Личностные
Формирования уважительного отношения к труду, умение проводить самооценку, организовать взаимопроверку и взаимопомощь в группе.
Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.
ПЕРЕЧЕНЬ ресурсов
№
Название ресурса
Время просмотра (мин)
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
1
Народная пословица: «Какое волокно – такое полотно. Какова пряха – такова и рубаха» Изделия из тканей.
1
И
Слайд презентации
2
Волокна растительного происхождения
3
И
Слайд презентации
3
Ручное прядение
1
И
Слайд презентации
4
Производство ровницы
1
И
ВИДЕО
5
Прядильные станки
1
И
ВИДЕО
6
Современный ткацкий станок
1
И
ВИДЕО
7
Структура тканей
1
И
Слайд презентации
8
Ткацкий рисунок, раппорт
1
И
Слайд презентации
9
Отделочное производство
1
И
ВИДЕО
10
Ткацкий рисунок, раппорт
5
П
И
Слайд презентации
11
Определение лицевой и изнаночной сторон в тканях
5
П
И
Слайд презентации
12.
Свойства долевой нити. Определение направления долевой нити в ткани
5
П
И
Слайд презентации
И – информационные ресурсы
П – практические ресурсы
Сценарий урока по теме: «Технология изготовления ткани»
Постановка учебных задач. Мотивация к учебной деятельности
На двери кабинета вывеска: «Выставочный зал», « Мир тканей»
Встречаю учениц перед входом в аудиторию.
- Добро пожаловать на нашу выставку! Предлагаю совершить экскурсию по залу «Мир тканей».
Я ваш экскурсовод - Елена Васильевна. Наша экскурсия длится 40 минут. За это время вы ознакомитесь с экспозициями зала. Прошу следовать за мной.
Проходим в класс.
- Прошу обратить внимание на экспозиции. Учащиеся проходят по залу, знакомятся с экспозицией.
Учебники, словари, инструкционные карты. Образцы натуральных тканей и волокон для исследований. Электронный микроскоп.
Совместное исследование проблемы.
Актуализация знаний. Формулирование темы урока
Вы ознакомились с экспозициями выставки.
- Как высчитаете, что является основной темой нашей экскурсии?
- Прошу пройти в наш кинотеатр.
- Обратите внимание на экран.
На экране 1-2-3 слайды презентации: Изделия из тканей.
4 слайд - Народная пословица: «Какое волокно – такое полотно. Какова пряха – такова и рубаха»
- Сколько разных вещей из тканей окружает нас! Сложно представить себе нашу жизнь без вещей, сделанных из тканей. На нашей выставке представлены всевозможные образцы. Они разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие...
Но раз их называют одним именем — ткани, значит, их, что - то объединяет?
Да, они изготовлены из материала натурального происхождения.
- Что служит сырьём для производства тканей?
Вы совершенно правы. Все ткани сотканы из нитей, а нити изготовлены из волокон.
Наша сегодняшняя экскурсия носит исследовательский характер.
- Попробуйте, сформулировать тему и цель нашего исследования.
- Выскажите предположения, из чего и как можно получить ткань?
Технология производства тканей производится в три этапа:
Первый этап – получение волокна.
5 слайд. Классификация волокон:
- Какие волокна на нашей выставке показались знакомыми?
- Как их можно классифицировать?
III. Моделирование и мотивация (встреча с проблемой). Изучение нового.
6 слайд – Современное устройство для получения волокна.
Показ видео сюжета. Получение ровницы.
7 слайд – Прядение.
Обратите ваше внимание на этот экспонат. Ваши предположения, что это?
Именно так выглядит прялка.
- Что такое прядение?
- Как происходит создание пряжи из волокон? Показ ручного способа создание пряжи из волокон.
- Вы имеете возможность посмотреть, как работает современное прядильное устройство.
Просмотр видео сюжета.
- А знаете ли вы, кто управляет станками?
ПРОФЕССИЯ - оператор прядильного производства.
Он знает свойства волокон и пряжи, управляет прядильным оборудованием.
Второй этап – производство полотна ткани.
8 слайд – Ткацкое производство.
.
- Обратите ваше внимание на слайд. Что за конструкция изображена и для чего она предназначена?
- Вы совершенно правы – это ткацкий станок. Именно на нём происходит рождение полотна.
9 слайд – Ткацкий станок.
Кто знает, как работает станок? Предварительное задание для учащихся. (Сообщение)
Все ткани изготавливают из нитей и пряжи, переплетённых между собой в определённом порядке.
Одни нити идут вдоль ткани, их называют ОСНОВОЙ, другие поперек их называют УТКОМ. Ткань образуется в результате переплетения нитей:
долевых (нитей основы) и поперечных (нитей утка).
Нити основы – прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.
Нити утка менее прочные, более толстые, короткие, при растяжении увеличивают свою длину.
Кромка проходит по краям вдоль ткани и предохраняет ткань от осыпания.
Ширина ткани – расстояние от кромки до кромки.
- Предлагаю посмотреть видео сюжет с текстильной фабрики.
Знакомство с профессией - ТКАЧ
- Ткани производят на ткацком станке на ткацких фабриках.
Как называются профессии людей участвующих в производстве тканей?
Ткач – следит за технологическим процессом ткачества и осуществляет контроль качества.
10 слайд – Определение структуры тканей. Раппорт. Самое простое переплетение нитей – полотняное, в котором нити переплетаются через одну.
Новое понятие - Раппорт – повторяющийся рисунок переплетения нитей в ткани.
Третий этап - отделка.
10 слайд - Отделочное производство:
- Ткань, снятая со станка грубая и жёсткая – суровая.
Суровая ткань проходит ряд отделочных работ:
Отбеливание;
Крашение;
Печатание.
- Предлагаю посмотреть ещё один видео сюжет: Отделочное производство.
- Вы, наверняка, обратили внимание на то, что мы сегодня говорим лишь об одном из видов волокон. Предполагаемый ответ - натуральные волокна.
Но представьте себе, все экспонаты выставки изготовлены из натуральных тканей. Какой вывод можно сделать?
- Вы совершенно правы из натуральных волокон изготовляется несколько разных видов ткани.
- Как вы думаете, от чего зависит структура ткани? Вы правы, всё зависит от способов переплетения нитей при получении ткани и от способа отделки.
11 слайд – Признаки определения долевой нити в ткани
Показ, по каким признакам определяют направление долевой и уточной нити в ткани.
- Как вы считаете для чего необходимо знать и уметь определять направление долевой и уточной нити в ткани?
- Верно. Эти знания необходимы при конструировании и раскрое швейных изделий.
13слайд - Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
Исследование.
У ткани две стороны: лицевая и изнаночная. Как определяются стороны?
Физкультминутка. Музыкальная пауза для разминочных движений.
- Вы, наверное, немного устали? Могу вам предложить несколько упражнений для отдыха под музыку.
Упражнения на растяжку мышц спины, шеи и поперечно - полосатых мышц. Упражнения выполняются под спокойную музыку.
1. Из положения, сидя на стуле, наклоны вправо, влево, назад, вперёд (несколько раз в медленном темпе, дыхание ровное);
2. Из положения, стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты туловища вправо, влево, назад, вперёд (несколько раз в медленном темпе, дыхание ровное);
3. Вращения и поднятие плеч вправо, влево, назад, вперёд (несколько раз в медленном темпе, дыхание ровное);
4. Вращения и наклоны головы вправо, влево, назад, вперёд (несколько раз в медленном темпе, дыхание ровное).
Конструирование нового способа действий.
- Предлагаю вам поиграть в игру: «Найди нужное понятие».
Правила: Необходимо разделиться на 2 команды. Для каждой команды на столе приготовлены таблички. На табличках напечатаны крупным шрифтом понятия связанные с темой нашей экскурсии. На других – значение этих понятий.
- Внимание задание: за 2 минуты вы подбираете пару табличек. (Склеить полоски). Побеждает команда, набравшая большее количество табличек с правильными ответами.
- Стоп игра. Зачитываем результат подбора. Вы очень хорошо справились с заданием, нашли все таблички. Почему на столах остались ещё таблички. Верно, эти понятия не подходят к теме.
- А сейчас мы отправляемся в экспериментальную лабораторию, чтобы провести исследования практическим путём и записать их в таблицы.
Вы можете воспользоваться специальной учебной литературой, словарём и электронными приборами.
Новые понятия запишите в тетрадь. Проверьте друг друга, уточните неправильную информацию.
Также вам предлагается определить опытным путём структуру тканей. Раппорт. С помощью электронного микроскопа рассмотреть образцы тканей выделить раппорт, сделать снимок и подписать его, определив название тканей по структуре, сравнивая с данными наглядного пособия.
Наглядное пособие: фотографии с изображением ткацкого переплетения: полотно, саржа, сатин, атлас + образец синтетического нетканого материала.
Лабораторная работа № 9, алгоритм ваших исследовательских действий по определению направления долевой нити и нити утка.
Лабораторная работа № 10, алгоритм ваших исследовательских действий по определению лицевой и изнаночной стороной тканей.
- Результаты исследований занести в таблицу (раздаточный материал)
- Чтобы продуктивнее организовать учебное исследование, распределитесь в группе так, чтобы все пособия использовались целесообразно. Два – три человека работают с микроскопом. Два – три человека работают с учебником и тетрадью. Затем через некоторое время меняются местами.
Во время работы не забывайте проверять, контролировать свою работу (самоконтроль) и работу группы.
Переход этапу решения проблемы. Лабораторно - практическая работа.
Работа в парах и группах.
Лабораторная работа № 9 «Определения направления долевой нити и нити утка. Определять опытным путём структуру тканей. Раппорт».
Лабораторная работа № 10 «Определение лицевой и изнаночной сторон тканей».
Запись в тетрадь темы исследований. Запись новых понятий.
Результаты исследований занести в таблицу (раздаточный материал)
Подведение итога: Оценка деятельности на уроке.
- Сегодня на выставке присутствует представитель журнала «Мир тканей».
Кристина делает опрос посетителей. Вы можете принять непосредственное участие в диалоге.
1. Было ли вам интересно?
2. Какие новые знания вы приобрели?
3. Как и чему вы научились?
4. Где могут пригодиться полученные сведения?
5. Что вас удивило?
VII. Рефлексивно - оценочный этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- К сожалению, экскурсия подходит к концу. Мы будем рады видеть вас на следующей экспозиции «Свойства текстильных материалов»
А сейчас просим вас оставить свои отзывы, комментарии и пожелания в нашей гостевой книге.
Значки обозначают:
Красный значок – мне очень понравилось;
Зелёный значок – не достаточно информации;
Синий значок – не интересно.
VII. Домашние задание:
-До свидания.Мы будем рады видеть вас на следующей экспозиции «Свойства текстильных материалов». Вы можете подготовиться заранее. Подготовьте сообщение на одну из следующих тем: «Хлопок», «Лён».
Дать понятие о проектировании личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных материалов. Ознакомить с технологией изготовления ткани. Научить определять в ткани долевые нити и лицевую сторону.
Развивающая
Развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно следственные связи. Продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.
Воспитательная.
Формировать личностные и познавательные УУД. Воспитание гармонично развитого человека.
Задачи обучения.
1.Дать краткий обзор содержания раздела « Создание изделий из текстильных материалов». Представить для ознакомления швейные изделия из банка творческих проектов учащихся 5 классов.
2.Озакомить со старинными способами получения пряжи, нитей, ткани.
3.Раскрыть понятия долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка.
4.Ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой.
5.Ознакамить с видами переплетений нитей в ткани (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное), научить определять на схеме раппорт ткацкого рисунка.
6.Проинформировать о профессиях оператор прядильного производства и ткач.
7. Научить определять в ткани направление долевой нити.
8.Научить определять лицевую сторону ткани.
Дидактические средства бучения:
учебник технологии (14),Рабочая тетрадь, ПК, проектор, эскизы моделей швейных изделий, модель ткацкого станка, макеты ткацких переплетений, коллекция натуральных волокон и тканей растительного происхождения, коллекция тканей с демонстрацией лицевой и изнаночной сторон.
Тип урока: Урок открытия «нового» знания.
Форма урока: Урок-исследование
Опорные понятия и термины: пряжа, нити, ткань.
Новые понятия: долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка, переплетения нитей в ткани (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное), оператор прядильного производства и ткач.
Методы и приемы обучения: беседа, анализ, самостоятельная работа, лабораторные исследования
Формы контроля: Проверка правильности и качества выполнения лабораторных работ и заданий в рабочей тетради. Оценивать работу по критериям суммируя баллы.
Технологическая карта урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Результат взаимодействия.
Организационный.
Приветствует учащихся, настраивает на предстоящую деятельность.
Приветствуют учителя.
Создание комфортной обстановки на уроке.
Включение в деловой ритм
Постановка цели и задачи
Создаёт положительную мотивацию для изучения новой темы.
Запуск творческого проекта по теме «Создание изделий из текстильных материалов».
Мы начинаем изучение раздела «Создание изделий из текстильных материалов». Нам предстоит выполнить творческий проект. Для выполнения проекта нам предстоит ознакомиться с производством и свойствам текстильных материалов, научиться делать выкройки, кроить, шить и не только вручную, но и швейной машине.
Вы знакомы с такими понятиями: - швейное изделие - одежда. Какие функции выполняет одежда?
Давайте познакомимся с классификацией одежды.
Демонстрация презентации «Классификация одежды»
Давайте посмотрим какие изделия могут стать творческим проектом в 5 классе.
Демонстрация эскизов моделей швейных изделий.
Одно из условий создания хорошей модели одежды – правильный подбор ткани. Чтобы правильно подобрать ткань, нужно знать виды тканей, их свойства, технологию производства.
В 5 классе мы ознакомимся с получением хлопчатобумажных и льняных тканей и их свойствами.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Смотрят презентацию.
Делают запись в тетради.
Формирование устойчивой мотивации к обучению и познанию.
Положительная мотивация для изучения новой темы.
Актуализация знаний.
Обобщение ранее полученной информации
Подготовка к активному сознательному усвоению материала.
Планирование деятельности по открытию новых знаний.
Что мы уже знаем по нашей проблеме?
Вопросы учителя: - Какие изделия из тканей вы изготавливали в начальных классах?
- Что служит сырьем для производства тканей?
- Из каких растений получают волокна для изготовления тканей?
- Какие из них растут в нашем регионе?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Готовность к усвоению нового материала.
«Открытие» учащимися новых знаний
Сегодня на уроке я помогу вам познакомиться с, казалось бы, простыми на первый взгляд понятиями - производство из волокон пряжи и из пряжи текстильных материалов. Но нельзя недооценивать значимость этих знаний.
Рассмотрим классификацию текстильных волокон (рис.41 из учебника).
Растения- поставщики волокон для текстильного производства.
Демонстрация коллекций «Хлопок», «Лен». Отличительные особенности волокон: семенные, лубяные, длина, мягкость, толщина, гладкость, извитость. этих волокон? Рассмотрите внимательно и постарайтесь запомнить эти особенности.
Рассказ о современном прядильном производстве. Ознакомить со стадиями обработки волокон с демонстрацией образцов. Ознакомить с профессией оператор прядильного производства.
Ознакомить с производством ткани (в старину, современное производство)
На макете ткацкого станка и на схеме показать, как получают ткани простейшего полотняного переплетения.
Показать нити основы-долевые нити, дать им характеристику. Затем показать нити утка (поперечные). Объяснить различие. Показать не осыпающиеся края ткани – кромки.Обратить внимание на расположение кромки относительно нитей основы.
В процессе ткачества нити могут переплетаться по-разному. От этого зависит рисунок ткацкогопереплетения. Демонстрация макетов ткацких переплетений: полотняного, саржевого, сатинового, атласного.
Рассмотрим рис. 43 в учебнике. Делаем вывод: Число нитей основы, после которого начинают повторяться в прежнем порядке все предыдущие переплетения основных нитей, называется основным раппортом. Аналогично определённый раппорт для уточных нитей называется уточным раппортом. Прямоугольник, составленный из основных и уточных нитей, число которых равно соответствующим раппорт, называется раппортом переплетения ткани.
Ткань, снятая со станка называется суровая.
Чтобы стать красивой, привлекательной, она проходит дальнейшую обработку: отбеливание,крашение. Демонстрация образцов отбеленной ткани, гладкокрашеной. Показать набивную, пестротканую ткани, рассказать о их производстве.
Слушают учителя.
Исследуют волокна.
Находят отличительные особенности.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
Систематизировать свои знания по данной теме.
Выделять главные признаки
Сформировать устойчивую мотивацию к обучению и познанию
Усвоение знаний и применение их в разнообразных ситуациях.
Первичная проверка понимания
Открыть рабочие тетради и выполнить задание №13 (1,2)
Оцениваться работа в баллах: 1 - 1балл
2 – 4 балла
Проверка работ. Коррекция. Оценка.
Выполняют задания в рабочей тетради
Выполнять задания в рабочей тетради Развивать умение анализировать информацию.
Первичная проверка понимания новых знаний
Первичное закрепление с элементами контроля
Цель лабораторной работы № 6, которую вам предстоит сделать- научиться определять направление долевой нити в ткани. При раскрое и пошиве нам очень важно знать, как в ткани проходит долевая нить. И эту задачу нам надо решить. Мы уже знаем, как определить направление долевой нити, если на образце есть кромка. Подскажите мне.
А когда нет кромки, то задача усложняется. Сейчас мы проведем небольшое исследование, которое поможет решить поставленную нами цель.
Можно определять направление долевой нити в ткани по степени растяжения. Рассмотрим образец на ткацком станке. Проанализируем – какие нити имеют возможность больше растягиваться?
Значит, по степени растяжения мы можем определить, как в образце располагаются нити основы и утка.
Важно! Растягивать ткань нужно по направлению нитей.
Можно определить по звуку, резко растягивая ткань по направлению нитей.
Продемонстрировать.
Можно определить по виду нитей. Мы определили нити предыдущими способами, а теперь рассмотрите нити и сделайте вывод: какие нити гладкие и прочные, а какие пушистые и не прочные.
Выводы своих исследований запишите в рабочей тетради. Задание № 13 (3) Лабораторная работа № б.
Оценивается работа в баллах: пункт 1 – 1б
2 – 1б
3 – 3б
Текущий инструктаж.
Проследить за правильностью выполнения работы. По мере необходимости проводить индивидуальный или общий инструктаж.
Заключительный инструктаж.
Объявление об окончании лабораторной работы.
Предложить учащимся сформулировать сделанные ими во время работы выводы.
Цель лабораторной работы №7 – научиться определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
Как вы думаете, это важно знать при изготовлении изделий из текстильных материалов? Внимательно рассмотрите образцы. Исследуйте стороны ткани. Сделайте вывод. Приступайте к работе.
Инструкция к этой работе в учебнике.
Критерии оценки: Определены и приклеены верно- 1б за каждый образец, Аккуратность -1б.
В ходе выполнения лабораторной работы обучающиеся оформляют «Коллекцию 1» из приложения рабочей тетради.
Текущий инструктаж.
Проследить за правильностью выполнения работы. По мере необходимости проводить индивидуальный или общий инструктаж.
Заключительный инструктаж.
Объявление об окончании лабораторной работы.
Привести в порядок рабочее место.
Учащиеся слушают.
Ученик отвечает.
Учащиеся высказывают свои мнения.
Делают вывод.
Учащиеся наблюдают, анализируют.
Учащиеся проводят исследования, используя полученные знания Записывают выводы в таблице.
Учащиеся формулируют сделанные ими во время работы выводы.
Учащиеся приводят свои аргументы.
Учащиеся выполняют лабораторную работу, оформляют «Коллекцию 1» из приложения рабочей тетради.
Учащиеся показывают рабочие тетради учителю с оформленной коллекцией.
Осознание личной ответственности за проделанную работу.
Познавательная инициатива на задания учителя.
Выделять главные признаки, понятия.
Выполнять задания в рабочей тетради.
Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также выявление недостатков в знаниях, установление причин выявленных недостатков.
Рефлексия
Организует повторение нового материала.
А я даже не предполагал, что…. есть разные переплетения нитей в ткани,
…Существует столько способов определения направления долевой нити в ткани.
… Существует столько способов определения лицевой стороны ткани.
В конце урока проверяет правильность и качество выполнения лабораторных работ. Оценивает практические работы по критериям.
Анализ возможных ошибок. Коррекция.
Дать качественную оценку работы класса.
Обсуждают результаты занятия, ценности проведённых лабораторных работ.
Систематизировать свои знания по данной теме.
Анализировать, исправлять ошибки.
Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Выполнить задание «Используй компьютер» из учебника.
Записывают домашнее задание в дневник.
Осознание личной ответственности за проделанную работу.
Обеспечение понимания детьми цели и содержания выполнения домашнего задания
Класс:5
Раздел: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»
Тема урока: «Производство текстильных материалов из волокон
растительного происхождения»
Цели урока:
Предметные цели:
Способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении текстильных волокон, вида переплетения нитей, направления долевой нити в тканях.
Способствовать запоминанию классификации текстильных волокон, основной терминологии технологических процессов производства тканей.
Способствовать формированию представления о производстве тканей из волокон растительного происхождения.
Способствовать осознанию существенных признаков понятий темы, технологических процессов прядения, ткачества и отделки тканей.
Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
Способствовать пониманию зависимости между свойствами волокон и областью применением тканей из этих волокон, между особенностями технологического процесса производства тканей и способами определения долевой нити.
Личностные цели:
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения вида).
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Метапредметные цели:
Способствовать формированию и развитию , трудовых, эстетических качеств личности.
Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
Профориентационные цели:
Сформировать представление о профессии ткач, оператор прядильного производства.
организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании
эвристическая беседа, организация упражнений(Приложение 9)
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
активизация имевшихся ранее знаний
активное погружение в тему
Формируемые способы деятельности:
умение слушать в соответствии с целевой установкой
принимать и сохранять учебную цель и задачу
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Познаватель-ные УУД
Осуществляемые действия
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
слушают вопросы учителя
отвечают на вопросы учителя
осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Формируемые способы деятельности:
формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
формирование умения находить ответы на вопросы
Коммуни-кативные УУД
Осуществляемые действия:
участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
Формируемые способы деятельности:
формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности
Практический этап
IV. Изложения нового знания
Цель этапа:
организовать подводящий или побуждающий диалог
организовать фиксацию преодоления затруднения
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся (Приложение 10), организация самостоятельного изучения материала (Приложение 11),
заслушивание сообщений учащихся (Приложение 12)
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом информационной карты
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
формирование умения слушать и понимать других
формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
формирование умения работать в парах
Познаватель-ные УУД
Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
развитие умения получать информацию из текста и строитьсообщения
развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
V.Физкультминутка
Приложение №13
VI. Изложения нового знания
Цель этапа:
организовать подводящий или побуждающий диалог
организовать фиксацию преодоления затруднения
объяснение учителя с опорой на личный опыт учащихся (Приложение 14)
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе информации полученной при просмотре видеоролика
формирование умения слушать и понимать других
формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
формирование умения работать в парах
Познаватель-ные УУД
Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
развитие умения получать информацию из видеофрагмента и строитьсообщения
развитие умения строить простые рассуждения
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
слушание собеседника
участие в коллективном обсуждении
Формируемые способы деятельности:
- построение понятных для собеседника высказываний
VI. Первичное закрепление знаний учащихся
Цель этапа:
организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально)
использование приёмов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала (Приложение 15)
выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
формирование осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
VII. Изложение нового знания
Цель этапа:
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
организовать фиксацию преодоления затруднения
объяснение учителя с опорой на знания учащихся
(Приложение 16)
организация самостоятельного изучения материала (Приложение 17)
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
Познаватель-ные УУД
Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
развитие умения проводить сравнение изученных объектов по выделенным основаниям
развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
умение структурировать знания
выбор наиболее эффективных способов решения задач
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений
выдвижение гипотез; их обоснование
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
формирование осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
VII. Лабораторную работа «Определение направления долевой нити в ткани» самопроверкой по эталону и проверкой учителем
Цель этапа:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке
проверить умения работать учащихся по алгоритму
организовать самостоятельную работу учащихся
организовать самопроверку самостоятельной работы
организовать по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок
организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы
7.1. Вводный инструктаж учителя:
сообщение учащимся названия практической работы;
разъяснение учащимся задач практической работы;
ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;
ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ИК) (Приложение № 1 )
предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);
инструктаж по технике безопасности (Приложение №18).
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
7.3. Текущий инструктаж учителя(проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
7.3.1. Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
7.3.2. Усвоение новых знаний:
проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащихся;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
Формируемые способы деятельности:
применение на практике полученных знаний и последующее повторение
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
самоконтроль выполнения задания
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Формируемые способы деятельности:
умение структурировать знания
выбор наиболее эффективных способов решения задач
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений
- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Рефлексивно-оценочный этап
VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа:
включить новый способ действий в систему знаний учащихся
тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации
инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
задание учащимся на подготовку к следующему уроку (Приложение № 6)
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
отработка материала по теме «Производство текстильных волокон»
творческая переработка изученной информации
поиск информации в традиционных источниках ( в словарях, книгах)
поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)
поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)
переработка (на основе анализа, на основе синтеза)
Формируемые способы деятельности:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
поиск и выделение информации
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств
IX. Уборка рабочих мест
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока (Приложение 18)
объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
оценка и самооценка учебной деятельности
обобщение и систематизация знаний
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Формируемые способы деятельности:
формирование умений полно и точно выражать свои мысли
Приложение №1
Инструкционная карта
Лабораторная работа
«Определение направления долевой нити в тканях»
Материалы и инструменты: два образца ткани ( с кромкой и без кромки),
толстая игла, лупа, портновский мел.
Последовательность выполнения работы:
На образце с кромкой нарисуй мелом линию, указывающую направление долевой нити.
Растяни тот же образец сначала вдоль, а затем поперёк. Определи , в каком случае ткань растягивалась меньше, и нарисуй мелом вторую линию , указывающую это направление. Сделай вывод.
Растяни другой образец сначала вдоль, а затем поперёк . Определи в каком случае ткань растягивалась меньше, и нарисуй мелом линию, указывающее это направление.
Растяни тот же образец сначала вдоль, а затем поперёк резко до хлопка. Определи, в каком случае получился громкий звук, и нарисуй мелом линию, указывающее это направление.
Из второго образца с помощью иглы выдерни нить, идущую вдоль меловой линии. Рассмотри её в лупу, разорви. Выдерни ещё одну нить, идущую поперёк меловой линии, рассмотри её в лупу, разорви. Какая из нитей более гладкая и прочная. Сделай вывод.
Результаты оформи в рабочей тетради.
Спасибо за работу!
Приложение №2
Информационная карта №1
Свойства волокон растительного происхождения
Свойства хлопка
Хлопчатник – это однолетнее кустарниковое растение высотой около метра. Его плоды – коробочки, которые многочисленные семена, покрытые длинными волокнами. Эти волокна называют хлопком. Волокна хлопка имеют различную длину – от 6 до 52мм. Природный цвет волокон хлопка – белый или кремовый, но встречаются и бежевые, зелёные и другие цвета.
Хлопок быстро впитывает влагу и быстро высыхает. Под действием солнечных лучей постепенно теряет свою прочность. На ощупь волокна мягкие, тепловатые, горят как бумага. Ткани, вырабатываемые из хлопка называются хлопчатобумажными( сатин, ситец, бязь, фланель, вельвет и т.д.) .Они прочны, гигиеничны, легкие. Легко стираются и
утюжатся.
Свойства льна
Лён – однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Льняное волокно находится в стебле растения, поэтому называется лубяным. Длина волокон равна 35-90 мм. Цвет волокон льна от светло-серого до темно-серого. Лён обладает характерным блеском, так как его волокна имеют гладкую поверхность. Способность впитывать влагу у льна, стойкость к свету выше, чем у хлопка. На ощупь волокна льна всегда прохладные и жёсткие. Горит лён также как и хлопок. Льняные волокна используют для производства льняных тканей. Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, прочны, сильно сминаются, но хорошо утюжатся, легко отстирываются.
Приложение №3
Информационная карта №2( 1 уровня)
Ткань получается при переплетении нитей на ткацком станке. Вдоль станка сильно натянуты прочные и гладкие долевые нити (основа). На специальное устройство – челнок, намотана менее прочная и пушистая ткань (уток). Во время работы станка нити основы раздвигаются, между ними образуется пространство , через которую челнок протягивает уточную нить. Эта нить переплетает нити основы в поперечном направлении, а затем уплотняется.
К краю полотна нити основы располагаются чаще, а нить утка огибает крайнюю нить основы .Поэтому края переплетения получаются более плотными, эта часть называется кромкой.
Информационная карта №2
Ткань получается при переплетении нитей на ткацком станке. Вдоль станка сильно натянуты прочные и гладкие долевые нити (основа). На специальное устройство – челнок, намотана менее прочная и пушистая ткань (уток). Во время работы станка нити основы раздвигаются, между ними образуется пространство , через которую челнок протягивает уточную нить. Эта нить переплетает нити основы в поперечном направлении, а затем уплотняется. К краю полотна нити основы располагаются чаще, а нить утка огибает крайнюю нить основы . Поэтому края переплетения получаются более плотными, эта часть называется кромкой.
Приложение №5
Карта контроля для учителя
Тема урока: « Производство текстильных материалов
из волокон растительного происхождения»
№ задания
Задание
№1
Задание
№2
Задание
№3
Задание
№4
Задание
№5
Задание
№6
Задание
№7
Итоговая оценка
ФИ ученика
Приложение № 7
Карточка – задание 1 уровня
Тема : «Производство тканей из волокон растительного происхождения»
Задание:
С помощью изложенного в информационных картах материала попробуйте выделить способы определения долевой нити
Карточка – задание 2 уровня
Тема : «Производство тканей из волокон растительного происхождения»
Задание:
С помощью изложенного в информационных картах материала, объясните, как по нижеуказанным способам можно определить направление долевой нити.
Способы определения направления долевой нити:
- по кромке
- по растяжению
- по виду и прочности
- по звуку
Карточка – задание 3 уровня
Тема : «Производство тканей из волокон растительного происхождения»
Задание:
С помощью изложенного в информационных картах материала попробуйте выделить способы определения долевой нити и объяснить, как по этим признакам определить направление долевой нити
Приложение №8
Доведение до учащихся плана урока
Человек существует на планете земля несколько тысячелетий. За это время он совершил множество открытий: от первого каменного топора до современных нанотехнологий.
Давайте подумаем, а чем в первую очередь ему пришлось заниматься ?
- обеспечивать себя питанием
- строить жилище
- шить одежду
Как вы думаете, какие вопросы встали перед человеком, когда он решил сшить себе одежду?
Из чего?
Как?
А если бы мы сейчас перенеслись в те времена, сумели бы мы изготовить себе ткань для одежды?
На какие вопросы мы должны сегодня на уроке найти ответы?
- Из чего делают ткани?
- Каким образом их изготавливают?
Тема нашего урока « Производство текстильных материалов»
Приложение №9
Эвристическая беседа, организация упражнений
Анализ любого изделия начинается с рассмотрения следующей логической цепочки.
Сырьё
Изделие
Материал
Попробуем её заполнить на примере такого изделия как, тетрадь
Бумага
Тетрадь
Дерево
Предлагаю выполнить следующее упражнение (работа в парах).
Задание: Составьте логическую цепочку изготовления юбка на основе алгоритма: изделие-материал-сырье.
Ответ учащихся: (изделие) Фартук – (материал) ТКАНЬ – (сырье) ?
Проблема: Неизвестно сырье, из которого изготовлены ткани.
- Как можно решить данную проблему? (Версии учащихся)
Для этого можно рассмотреть строение ткани.
Перед вами лежат образцы тканей, из которых можно сшить фартук.
Задание: Рассмотрите строение ткани через лупу и составьте логическую цепочку.
Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОСКИ (сырье)
- Что это за “тонкие волоски” и откуда они берутся и как из них получается ткань?
Приложение 10
Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся
Изучение классификации волокон с опорой на имеющиеся знания
Волокно - это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.
Вы уже знаете, что есть волокна , которые нам даёт природа. Как они называются? (натуральными)
А что же является сырьём для этих волокон?
Первоначально люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. С начало это были волокна дикорастущих растений , потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник.
На какие две группы по происхождению их можно разделить? (растительного и животного происхождения)
А какие ещё бывают волокна? Их называют - химические. Вы знаете , из чего их делают? (из древесины, каменного угля, нефти)
Заполнение схемы квалификации волокон в рабочих тетрадях.
Приложение № 11
Организация самостоятельного изучения материала
-Как вы думаете, любое волокно подойдёт для производства ткани для фартука?
-А вы знаете , какое волокно нужно взять?
- Что нужно знать, чтобы правильно выбрать волокна? (свойства волокон)
- Для изготовления фартука больше всего подходят ткани из волокон растительного происхождения. А почему именно они?
Сейчас мы познакомимся со свойствами волокон растительного происхождения, а именно со свойствами волокон хлопка и льна и постараемся ответить на этот вопрос?
Я предлагаю вам , поработав в парах с информационной картами заполнить в предложенной таблице строки 1-7. (Более сильным учащимся предлагается предложить варианты применения тканей из данных волокон, заполнить и 8 строку).
№
Волокно/свойство
Хлопок
Лён
1
Длина
2
Цвет
3
На ощупь
4
Стойкость к свету
5
Способность поглощать влагу
6
Горение
7
Название тканей
8
Применение ткани
- Выполнение работы учащимися.
- Текущий инструктаж
- Фронтальная проверка. Обсуждение результатов работы: озвучивание таблицы, исправление ошибок, заполнение всеми учащимися 8 строки.
Приложение 12
Сообщения учащихся
Историческая справка о производстве хлопчатника.
Хлопок – выходец из Египта. Мумия, которою нашли археологи, относящаяся к 2500 г до нашей эры была обернута в хлопковую ткань. Название хлопок имеет арабское происхождение.
В Средней Азии хлопчатник также возделывался с древности. Здесь много солнца, а «дитя солнца», как называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло.
Бухарские купцы вместе с шелками везли хлопчатобумажные ткани в Царство Московское. Среди привозных тканей нередко упоминается бязь, которая в переводе означает хлопок.
В России в ХVI веке окрашивали готовые миткали. Собственного прядения в России не было долго, и пряжу возили из Астрахани и Бухары. Только в 1787 году купец Иван Каретников пустил фабрику по выработке миткалей и набивных ситцев. Основанная с высочайшего позволения Екатерины 11 текстильная мануфактура во Владимирской губернии была прототипом будущих фабрик Иваново - Вознесенска. Сегодня в Ивановской области работает крупнейшее предприятие, которое выпускает прекрасные ткани.
Историческая справка об использовании льна.
Уже 10 тысяч лет люди выращивают лен на полях. Впервые это стали делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много – растить лен сложно. А жаль. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов. А какие хорошие ткани получаются изо льна! Даже космонавты, отправляясь, в полет надевают льняное белье.
В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую прозрачную ткань. Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть через перстень. При этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари и жрецы. Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева – блады. Еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нити, а на ткани – то ромашка, то ветки рябины, то петухи.
Чтение рассказа Н.К. Ушинского « Как в поле рубашка выросла»
Приложение №13
Физкультминутка
Исходное положение – ноги на ширине плеч.
Декламировать стихотворение, выполняя движения.
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь.
Приложение №14
Объяснение учителя с опорой на личный опыт учащихся
Производства пряжи из волокон хлопка.
А знаете, у каждого из вас дома есть образец хлопкового волокна? Кто подскажет - что это? (это вата)
Попробуйте сделать из неё нить. Как вы это делали? (соединяли волокна и скручивали). Вот так по вечерам с помощью прялки и веретена пряли наши прабабушки пряжу.
Длинная нить, выработанная из коротких волокон путём их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток и других текстильных волокон называется пряжа. Процесс получения пряжи – прядение.
Как этот процесс организован на производстве мы узнаем, просмотрев мультфильм «Ситцевая фабрика»
На основе просмотренного давайте вместе заполним схему прядильного производства.
Контролирует этот процесс на производстве – оператор прядильного производства. Познакомимся с профессией оператор прядильного производства, прочитав информацию, изложенную в учебнике.
Нити есть. А как из них получить ткань?
Давайте пофантазируем о том, как люди научись ткать ткани.
Возможно, наблюдая, за тем как птицы вьют свои гнёзда, они научились плести, а затем, совершенствуя своё мастерство, изобрели процесс ткачества.
Продолжаем просмотр мультфильма.
Вы увидели, как получается ткань, расскажите, что запомнили.
( работа по схеме получения ткани ткацком станке)
Рассказ учителя на основе уточнение ответов учащихся .
Ткань получается при переплетении нитей на ткацком станке. Вдоль станка сильно натянуты прочные и гладкие долевые нити (основа). На специальное устройство – челнок, намотана менее прочная и пушистая ткань (уток). Во время работы станка нити основы раздвигаются, между ними образуется пространство , через которую челнок протягивает уточную нить. Эта нить переплетает нити основы в поперечном направлении, а затем уплотняется. Есть станки, в которых нить утка прокладывается без помощи челнока, а с помощью струёй воздуха или воды.
К краю полотна нити основы располагаются чаще, а нить утка огибает крайнюю нить основы . Поэтому края переплетения получаются более плотными, эта часть называется кромкой. За работой ткацких станков следит ткач. Познакомимся с профессией ткач, прочитав информацию, изложенную в учебнике.
Приложение № 15
Первичное закрепление
Учащимся предлагается выполнить задание №5 в рабочих тетрадях.
Заполните пропуски в тексте, используя предложенные ниже слова.
Ткань получается при _______________нитей на ткацком станке. Вдоль станка сильно натянуты______________ и гладкие долевые нити (_________). На специальное устройство – челнок, намотана менее прочная и ____________нить (уток). Во время работы станка нити основы раздвигаются, между ними образуется пространство , через которую ___________протягивает уточную нить. Эта нить переплетает нити основы в _________________направлении, а затем уплотняется. К краю полотна нити основы располагаются _________, а нить утка огибает крайнюю нить основы . Поэтому края переплетения получаются более плотными, эта часть называется кромкой.
1). Переплетаясь между собой нити основы и утка, образуют ткацкий рисунок. Самые распространённые переплетения - полотняное, саржевое, сатиновое, атласное. Внимательно рассматривая схему ткацкого переплетения можно найти его повторяющуюся часть – раппорт (определение записываем в рабочую тетрадь).
а) б) в)
полотняное саржевое сатиновое
Задание №6:
Пользуясь рисунком 43 учебника, подпишите в рабочей тетради виды переплетения и выделите раппорт.
Взаимопроверка, проверка учителем.
2).Ткань, снятая с ткацкого станка называется суровой. Она жёсткая, некрасивая, плохо впитывает воду. Поэтому она проходит ряд отделочных процессов:
- отбеливание – отбелённая ткань
- крашение – гладкоокрашенная ткань
- печатание – набивная ткань
Если нити были окрашены до ткачества, то ткань называется пестротканой. Заполнение схемы отделочного производства в рабочей тетради.
Приложение № 17
Организация самостоятельного изучения нового материала
При изготовлении изделий важно уметь определять направление долевой нити. Долевую нить можно определить по звуку: при резком растяжении (хлопке) ткани по долевым нитям звук будет более отчётливый, по поперечным – приглушённым. Почему?
Так как нити основы (долевые) более натянуты, чем нити утка.
Перед вами лежат информационные карты (ИК).
С помощью их попробуйте сформулировать способы определения направления долевой нити.
Работа в группах.
Задание:
1 группе (ИК -2-2) - объяснить, как по этим признакам определить направление долевой нити
- по кромке
- по растяжению
- по виду и прочности
- по звуку
2 группе (ИК -2-2) - выделить способы определения долевой нити и объяснить, как по этим признакам определить направление долевой нити
3 группе (ИК –2-1) – выделить способы определения долевой нити.
Заслушивание результатов работы учащихся. Обобщение.
Самооценивание результатов работы.
Приложение № 6
Домашнее задание:
1 уровня – прочитать п.14 учебника, ответить на вопросы к параграфу
- выучить определения в рабочей тетради
2 уровня - прочитать п.14 учебника, ответить на вопросы к параграфу
- выучить определения в рабочей тетради
- узнать с помощью словарей, сети Интернет , что означают понятия:
веретено, прялка, светец, мочесник.
3 уровня - прочитать п.14 учебника, ответить на вопросы к параграфу
- выучить определения в рабочей тетради
- подготовить профессиограммы профессий ткач и оператор
прядильного производства по предложенному плану.
План профессиограммы:
- необходимые знания
- необходимые умения
- требования к личностным качествам
- ограничения по состоянию здоровья
- где получают профессию
4 уровня - прочитать п.14 учебника, ответить на вопросы
- выучить определения в рабочей тетради
- составить викторину по вопросам изученной темы
.
Приложение №18
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РУЧНЫХ РАБОТАХ
Опасности в работе: повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз.
Что нужно сделать до начала работы: посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
Что нужно делать во время работы: быть внимательной к работе; надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец; вкалывать иглы и булавки только в игольницу; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
Что нужно сделать по окончании работы: посчитать количество игл и булавок в игольнице; убрать рабочее место.