Цели урока: Познакомить учащихся с процессом производства тканей, историей ткачества. Научить учащихся определять направление нити основы по различным признакам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока и конспект "Производство ткани"»
Класс: 5
Тема программы: Материаловедение.
Тема урока: Производство ткани.
Цели урока:
Познакомить учащихся с процессом производства тканей, историей ткачества. Научить учащихся определять направление нити основы по различным признакам.
Развивать у учащихся логическое мышление, сравнивать наблюдаемые явления, делать выводы. Развивать умение определять направление нити основы по различным признакам.
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду и мастерству через использование исторического материала.
Оборудование:
Экран, компьютер
Образцы тканей
Коллекция волокон
Наглядные пособия " Хлопок", " Лен"
Пряжа
Иглы швейные
Картонные рамки ( 8 на 8 см)
План урока:
Вступительная речь
Повторение сведений о хлопке.
Повторение сведений о льне.
Повторение о процессе прядения.
Практическая работа (изготовление образца ткани).
Знакомство с работой ткацкого станка
Лабораторно- практическая работа " Определение в ткани направления нити основы"
Итоги урока.
Ход урока
Организационный момент
Рапорт дежурного;
Проверка готовности учащихся к уроку.
Вводный инструктаж
Вступительная речь учителя:
Немного из истории: Единственной одеждой первобытного человека были звериные шкуры. Однако уже около 10 тыс. лет назад люди догадались и научились изготавливать ткани и одежду из нитей. А поняв преимущества тканей перед другими материалами, люди стали использовать их не только для изготовления одежды, но и для других целей. Для каких например?
Чудесен и разнообразен мир тканей, они окружают нас повсюду: дома, на работе, на отдыхе, на улице (шторы, постельное белье, столовое белье, обивка мебели, зонты, игрушки, палатки и туристическое снаряжение, обивка мебели и т.д.)
Сегодня вам предстоит на уроке узнать, как изготавливали ткани наши предки и как изготавливают их сейчас.
Тема урока: " Производство ткани"
Сегодня вы познакомитесь с процессом производства ткани. На практических занятиях научитесь определять направления нити основы и научитесь изготавливать ткань.
Вы уже знаете, что нити и пряжу получают из волокон. Давайте вспомним, что же такое волокно?
Ученики: Волокно - тончайшая нить, которая используется для изготовления пряжи, ниток, ткани.
Учитель: Совершенно верно. Ребята, наш урок пройдет в форме путешествия из страны Волока в страну Тканей. Для путешествия необходимо взять с собой знания, уверенность в себе и хорошее настроение. Путешествовать будем двумя командами, которым предстоит добыть ключи от главных ворот страны Тканей.
Итак, отправляемся в путь. Какие текстильные волокна вы знаете?
Ученики: хлопок и лен
Учитель: К какому виду они относятся?
Ученики: к натуральным волокнам.
Учитель: К какой группе они относятся?
Ученики: к волокнам растительного происхождению.
Учитель: А теперь внимание на экран. Каждой команде составить рассказ по предложенному плану.
Команда 1. Рассказать о хлопке.
Из какого растения получают хлопковое волокно?
Дать характеристику волокну ( мягкость, цвет)
Какая часть растения используется для производства хлопкового волокна? (за правильный ответ команда получает ключ)
Команда 2. Рассказать о льне.
Из какого растения получают льняное волокно?
Дать характеристику волокну ( мягкость, цвет)
Какая часть растения используется для производства льняного волокна? (за правильный ответ- ключ)
Учитель: Чтобы попасть из долины Волокон в город Пряжа, надо преодолеть речку. Для этого необходим мостик. Мостик - ключевое слово, обозначающее процесс получения пряжи из волокон. (за правильный ответ команда получает ключ)
Ученики: Процесс получения пряжи из волокна называется прядение.
Учитель: Помните, у А. С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане …»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А в «Сказке о рыбаке и рыбке»:
Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Долгими осенними и зимними вечерами в каждой избе пряли пряжу. А для этого использовали прялки. А как же из пряжи получить ткань? Оказывается это можно сделать, если натянуть на рамку нити параллельно друг другу. Такие нити образуют основу ткани. Поэтому они так и называются - основа. Основа - это нить проходящая вдоль ткани.
Но натянутые параллельно нити еще не являются тканью. Что же нужно сделать дальше? Достаточно ли нитей основы, чтобы получить ткань? Необходима еще одна нить, которая переплетает нить основу в поперечном направлении. Так мы сможем получить полотно. Вторая, поперечная нить в ткани называется - уток. Уток переплетает основу по - разному. Например, переплетая 1 через 1 , получаем переплетение, которое называют полотняное.Ребята, а что произойдет если нить утка переплетать 1 через 2.
Ученики: Другой вид переплетения.
Учитель: Верно. Глядя на готовые ткани, мы не задумываемся о том, как они были изготовлены. А ведь часто бывает нужно знать, в каком направлении проходит в ткани нить основы и уток. От этого зависят многие свойства тканей.
Характеристика тканей.
Хлопчатобумажные ткани – Тканей, содержащих 100% хлопка, выпускается очень мало. Чаще всего х/б волокна смешивают с вискозными и синтетическими волокнами. В эту группу тканей входят в основном ткани бытового назначения. Эти ткани обладают значительной прочностью, мягкостью, легкостью, имеют хорошие гигиенические свойства. Хлопчатобумажные ткани легко впитывают влагу и быстро высыхают, хорошо пропускают воздух, легко стираются, чистятся, утюжатся, выдерживают температуру.
Льняные ткани – обладают высокой прочностью и малой растяжимостью, жестки на ощупь, быстро и сильно сминаются, но хорошо разглаживаются утюгом. Они отличаются высокими гигиеническими свойствами, хорошо впитывают и отдают влагу, быстро и хорошо отстирываются, что делает их особенно пригодными для летней одежды, постельных и столовых изделий, нательного белья. Использование в льняных тканях химических волокон позволяет снизить их усадку, уменьшить сминаемость.
Текущий инструктаж.Практическая работа
(Для всех учащихся изготовить образец ткани, используя рамку из картона и пряжу.)
Учитель: Мы очень близко подошли к стране Тканей. Но на нашем пути опять препятствие - овраг. Чтобы преодолеть его, нужен мост. Чтобы построить мостик, необходимо ключевое слово, обозначающее процесс производства тканей. Это слово Ткачество. Ткачество - процесс производства тканей из пряжи путем переплетения нитей основы и утка. Конечно, чтобы изготовить настоящее полотно, требовалось более сложное устройство, чем картонная рамка и игла с ниткой. И называлось оно Ткацкий станок. А теперь вы самостоятельно сделайте простое переплетение нитей. Последовательность работы смотрите на карточках заданиях. (Приложение 1)
(Учащиеся самостоятельно выполняют переплетение нитей. Учитель Выборочно показывает выполненные практические работы, на которых характеризуется ошибки, рассказывает как их избежать, исправить на правильно выбранных образцах, просит сравнить учащихся несколько работ, обнаружить недостатки, делает необходимые замечания, проверяет выполненные работы) (Приложение 2)
Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь посмотрите видеофрагмент «Работа современного станка».
(Показ видеофрагмента «Работа современного станка»)
Учитель: Ребята, направление нити основы можно определить по следующим признакам:
нить основы совпадает с направлением кромки;
нить основы менее растяжима, более прочная;
в тканях в полоску направление полосы совпадает с направлением нити основы;
в ворсовых тканях направление ворса совпадает с направлением нити основы.
При растяжении нить основы издает звонкий звук.
А теперь попробуйте самостоятельно определить направление нити основы в предложенных образцах.
Лабораторно- практическая работа "Определение в ткани направления нити основы"
(Учащиеся определяют направление нити основы в лоскутках ткани)
Учитель: Все ключи собраны, значит мы можем войти в город Тканей. В этой стране вам предстоит узнать еще много нового и интересного. А теперь сделайте вывод, для чего нам нужны знания основ материаловедения.