Этап, время | Ход урока, деятельность учителя | Деятельность учащегося | Планируемые результаты этапа | Учебно-метод. обеспечение Гиперссылка на ресурс ЭОР |
познавательная | коммуникативная | регулятивная |
действия | формируемые способы деятельности | действия | формируемые способы деятельности | действия | формируемые способы деятельности |
I. Организационный этап 2 мин. | Подготовка учащихся к работе (приветствие, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку). Организация внимания и внимания учеников, психологический настрой учащихся на проведение урока. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся. | | Формулирование познавательной проблемы урока. | Сотруд-ничество с учителем и одноклассниками. | Форми-рование межлич-ностных отноше-ний. | Готовятся к уроку. | Самоор-ганизация | Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, Личностные: Формирование личной ответ- ственности. Предметные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | |
II. Актуализация знаний 2 мин. | Воспроизведение и коррекция опорных знании. Учитель: Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, социальной, творческой, экономической. На уроках технологии мы подробно с вами познакомились с этим процессом. Вопрос: Что это такое – проект? Предварительный ответ: Проект – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, выполненное под руководством учителя. Вопрос: А какие виды проектов вам известны? ПО: Виды проектов: творческий, исследовательский, практико-ориентированный, информационный и др. Вопрос: С какой целью разрабатывают проект? ПО: Цель любого проекта – создание нового, эффективного, конкурентоспособного и экологичного изделия или продукта, отвечающего потребностям человека. Вопрос? Скажите, а почему проектную деятельность называют творческой? ПО: Творчество – это деятельность, которая порождает нечто новое, неповторимое, оригинальное и уникальное. Вывод: Да, девочки, проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Давайте вспомним с вами последовательность проектирования. Слайд …. Распределите, пожалуйста, в правильном порядке последовательность выполнения проекта. Последовательность выполнения проекта: Поисковый этап Технологический этап Придумать конструкцию Разработать последовательность изготовления Подобрать материалы и инструменты Изготовить изделие, соблюдая правила ТБ Аналитический этап Вопрос: А в какой форме может быть выполнен проект по технологии? ПО: Форма проектов по технологии: Швейное изделие Поделка Выставка Эскиз Учитель: Выполнение проекта предусматривает изготовление нового конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей. | Системати-зируют информа-цию, дают определе-ние понятиям; применяют знания, полученные на предыду-щих уроках | - Поиск и выделе-ние необхо-димой информации. -Структу-рирова-ние знаний. | Сотруд-ничество с учителем, форми-руют собствен-ное мнение, устанав-ливают и сравни-вают разные точки зрения, прини-мают решения. | -Умение с доста-точной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли. -Плани-рование учебного сотрудничества с учителем и сверст-никами. | Самосто-ятельная работа учащих-ся, оценка. | - Целепо-лагание, Планиро-вание. | Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Личностные: Развитие мотивации, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей. Предметные: Владение базовым понятийным аппаратом, | Технология.Обслуживающий труд: 8 кл: учебник для уч-ся общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентанта-Граф, 2009. |
III. Изучение нового матери-ала 7 мин. | Поэтому давайте сформулируем проблему для нашего проекта на уроке. Проблему может ученик сам себе выбрать или проблему может поставить перед учащимися руководитель. Так вот сегодня как руководитель нашего коллективного проекта проблему поставлю перед вами я. Проблема: рынок сегодня насыщен различными швейными изделиями. Однако эти изделия зачастую безлики и однообразны. Необходимо придумать такое новое изделие, которое бы смогло не только подчеркнуть вашу индивидуальность, но и пользовалось бы спросом у потребителей. В последние годы модные дизайнеры увлеклись этносом, и все чаще и чаще в коллекциях известных кутюрье можно встретить национальные мотивы. Русский стиль в одежде давно уже привлекает внимание мировых домов моды своей яркостью, самобытностью и незабываемым колоритом. И все чаще мотивы русского-народного творчества можно вcтретить на подиумах. Если вам по вкусу колорит славянского народа, вы можете привнести толику «русского духа» в свой повседневный наряд. Вы можете ограничиться деталями в славянском стиле, или же с ног до головы облачиться в близкий душе образ. И я предлагаю вам сегодня внести изюминку в ваше изделие – это разработать изделие с элементами русского народного декора. У меня возникла ИДЕЯ – это изделие, на основе, которого мы будем сегодня творить наше волшебство – станет – русская ДУШЕГРЕЯ, мы будем с вами разрабатывать душегрею. Вы только вслушайтесь в музыку этого слова. Душегре́я (её также называли и душегрейка, шугай, кацавейка) — теплая легкая женская одежда. Чаще всего без рукавов и воротника. Носили на бретельках. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке. Душегреи являлись парадной одеждой крестьянок и часто шились из парчи или бархата. Отделывались позументом, жемчугом, вышивкой шёлком ярких цветов. Позумент (галун) – золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка. Вопрос: Скажите, а как бы назвали эту одежду современным языком? ПО: полупальто, пиджак, жакет и т. д. Вопрос: Для чего служит отделка? ПО: Отделка служит для украшения внешнего вида фартука. Вопрос: Да, отделка с давних времен служит дополнением и украшением внешнего вида изделия. Обратите внимание какая отделка используется в данном случае? ПО: различная техника и различные отделочные материалы – оборки, воланы, вышивка, гипюр, шитьё, кружева, ленты, тесьма, сутаж, аппликацию, батик и др. Вопрос: Сравните, пожалуйста, какие характерные черты вы видите на слайде между двумя моделями – душегреей из народного костюма и современным изделием, которое очень нам напоминает душегрею? ПО: крой, длина изделия, отделка, застёжка спереди. Вопрос: А вот это изделие вам что напоминает? ПО: жилетку Конечно, оказывается душегрея – это прообраз современно жилетки. Вот такой парад моделей можно разработать на основе русской народной душегреи. Для вас я подготовила разные варианты, как одеться в русском стиле. Молодежный образ с элементами русского декора. Русский стиль в одежде привлечет к вам внимание гарантированно! Выбор за вами ;) | -Высказы-вают свое мнение, слушают мнение других ребят. -Соглаша-ются или не соглашаются с предла-гаемыми ответами. -Записы-вают, каждый ответ в свои рабочие тетради. | Система-тизация, анализ, обобще-ние, структу-рирова-ние знаний. | Сотруд-ничество с учителем, форми-руют собствен-ное мнение, устанав-ливают и сравни-вают разные точки зрения, прини-мают решения. | -Умение с доста-точной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли. -Плани-рование учебного сотрудничества с учителем и сверст-никами. | Целепо-лагание как поста-новка учебной задачи. | - Целепо-лагание, Планиро-вание. | Метапредметные: умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Личностные: развитие мотивации, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей Предметные: Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни | |
IV. Вводный инструк-таж 2 мин. | Мы с вами рассмотрели несколько видов современной одежды. Теперь вам необходимо в каждой творческой группе разработать свой вариант изделия – выполнить эскиз, продумать ткань и подобрать отделку из предложенных здесь отделочных материалов! Но помните о чём я вам говорила на уроках, что отделка не должна быть излишней. Цель отделки: подчеркнуть особенность, внести скажем изюминку в ваше изделие. Вы самостоятельно выбираете материал для отделки своей душегреи, придумываете узор, и способы отделки, которые приемлемы для вашей модели. Эскиз душегреи с отделкой зарисуйте на альбомный лист и подготовьте описание модели по плану: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Задание: разработать плечевое изделие на основе русской народной душегреи. Выполнить эскиз изделия, подобрать к нему отделку и подготовить рассказ-защиту по плану: Название изделия Для кого оно предназначено Для чего предназначено Из чего изготавливается Какие особенности – отделка, крой, ткань и т. д. Все эскизы представляются и утверждаются Малым художественным советом, в котором присутствуют только специалисты, дизайнеры, конструкторы, художники-модельеры. И не все эскизы получают путёвку в дальнейшую жизнь, бывает, что менее удачные идеи так и остаются на стадии эскизов. | - Учащиеся совершенствуют умение извлекать необходи-мую инфор-мацию, отбирать, сопостав-лять, делать выводы. - Использу-ется элемент технологии дифферен-циации по степени самостоя-тельности работы учащихся. | Мобилизация тео-ретичес-ких знаний, включе-ние в экспери-менталь-ную, исследо-вательс-кую, поиско-вую деятель-ность. Формиро-вание научных взглядов. | Сотруд-ничество с учителем, форми-руют собствен-ное мнение, устанав-ливают и сравни-вают разные точки зрения, прини-мают решения. | -Умение с доста-точной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли. -Плани-рование учебного сотрудничества с учителем и сверст-никами. | Обучаю-щиеся планирут практи-ческую работу. | Целепо-лагание как поста-новка учебной задачи, планиро-вание. | Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Личностные: форм-е осознанного, уважительного и доброжела-тельного отношения к другому чел., его мнению; готовности и способности вести диалог с др. людьми и достигать в нём взаимопонимания; Предметные: совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности |
V. Практи-ческая работа 10 мин. | Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, эскизируют, подбирают отделку к своему проектному изделию, а также выбирают форму представления-защиты своей модели. Заполняют листы своей предстоящей деятельности. | Построение логической цепи рассужде-ний, анализ, синтез. | Развитие познава-тельного интереса к окружа-ющей жизни | Сотруд-ничество в коман-де, фор-мирова-ние соб-ственного мнения, принятие решений. | -Плани-рование учебного сотрудничества с учителем и сверст-никами. | Включе-ние учащихся в разнообразные виды коллективной работы | Самостоятельная работа уч-ся, оценка. | Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Личностные: форм-е коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Предметные: совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности |
VI. Защита ученика-ми своей проект-ной модели – «банк творчес-ких проетов» 7 мин. | Учитель: Оценивать сегодня ваши творческие идеи будет наш Малый художественный совет в лице наших гостей. В конце всей защиты гостям можно проголосовать только за две понравившиеся идеи. Таким образом, мы посмотрим, какие же идеи смогут попасть на следующий этап разработки! Учащиеся в течение трёх минут представляют свои модели, рассказывают и показывают, что они разработали. Затем каждый вариант крепится на доске магнитом. Вывод: всем участницам нашего проекта спасибо. Молодцы, все достойно справились с заданием. И давайте же посмотрим как проголосовало наше жюри! Посмотрите, оказывается все варианты наше доброжелательное жюри очень высоко оценило. Таким образом все изделия допущены к разработке! | Обобщение, аналогия, сравнение, установле-ние причинно-следствен-ных связей; постановка и формули-рование проблемы. | Анализ характер-ных ошибок и их причин. | Сотруд-ничество в коман-де. | Плани-рование учебного сотрудничества с учителем и сверст-никами. | Учащиеся представляют свои варианты решения творческого зада-ния, срав-нивают, защища-ют свои идеи. | Овладе-ние мето-дами проект-ной деятель-ности. | Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении проблем на основе личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Предметные: овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий. |
VII. Итоги урока 4 мин. | Учитель: Итак, те эскизы моделей, которые утвердили, разрабатывают уже конструкторы и технологи. Изготавливают по ним швейное изделие в одном экземпляре и представляют их уже на моделях на подиуме во время показа мод. Там эти изделия оценивает и утверждает Большой художественный совет, который состоит не только из специалистов моды, но и из обычных людей из общественности. Вот так рождается высокая мода. И мы с вами прикоснулись к этому таинственному и завораживающему миру Моды. «Дом русской одежды Валентины Аверьяновой» получил национальную премию в области авторской моды в номинации «Авторская коллекция в традиционном народном стиле». Богато украшенные боярские костюмы поразили даже самых искушенных ценителей моды. Председатель жюри конкурса Вячеслав Зайцев отметил: «Я очень рад, что в России существуют люди, сохраняющие и трепетно передающие традиции русского стиля новому поколению». Жюри отметило высокий уровень мастерства художников и исполнителей, и особенно командный дух и сплоченность участников показа «Дома русской одежды» и организаторов. | Обобщение, аналогия, сравнение, установле-ние причинно-следствен-ных связей; постановка и формули-рование проблемы. | Анализ характер-ных ошибок и их причин. | Сотруд-ничество с учителем и одноклассниками. | Форми-рование межлич-ностных отноше-ний. | Подведение итогов работы. | Овладе-ние мето-дами проект-ной деятель-ности. | Метапредметные: владение основами осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Личностные: форм-е целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира Предметные: формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач. |
VIII. Рефлек-сия 1 мин. | Понравился ли урок? Девочки, перед вами лежат небольшие карточки с эскизом душегреи, отметьте, пожалуйста ваше отношение к уроку в виде смайлика – понравилось ли вам сегодня на уроке разрабатывать новые модели в роли дизайнеров одежды. И в завершение девочки подготовили несколько интересных афоризмов о творчестве. Вот некоторые из них. – Просмотр отделочных работ на готовых изделиях и обмен впечатлениями. | Системати-зируют информа-цию, дают определе-ние понятиям; применяют знания, полученные на уроке. | - Поиск и выделе-ние необхо-димой информации. -Структу-рирова-ние знаний. | Сотруд-ничество с учителем и одноклассниками. | Форми-рование межлич-ностных отноше-ний. | | Овладе-ние мето-дами проект-ной деятель-ности. | Метапредметные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений. Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Предметные: формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач |
IX. Домаш-нее задание 1 мин. | Учитель предлагает обучающимся закончить свой проект по технологии и подготовить защиту своей творческой работы. | Выработка умений по самостоятельному оформле-нию пояснительной записки проектной деятельнос-ти. | Анализ характер-ных ошибок и их причин. | Сотруд-ничество со сверстни-ками. | Форми-рование межлич-ностных отноше-ний. | Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование. | Овладе-ние мето-дами проект-ной деятель-ности. | Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Личностные: развитие творческой деятельности эстетического характера. Предметные: формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач |