План -конспект урока по технологии "Профессия и здоровье"
План -конспект урока по технологии "Профессия и здоровье"
План – конспект урока по технологии в 10 классе по теме:
«Профессия и здоровье »
Цель урока: помочь сделать предварительный профессиональный выбор, учитывая ресурсы собственного здоровья.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать сознательному выбору дальнейшей формы обучения и профессиис учётом предъявляемых требований к состоянию здоровья,
готовности к профессиональному самоопределению.
2. Развивающие:
- Развитие у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания,
- развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути с учётом сохранения своего здоровья, и помочь им в применении этих знаний на практике,
- предоставить десятиклассникам возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний.
3.Воспитательные:
Воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий с учётом сохранения своего здоровья.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
- свой уровень готовности к профессиональному самоопределению;
- требование конкретной профессии к состоянию здоровья работника.
- правила пользования диагностическими методиками;
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями современного рынка труда;
-анализировать свои интересы и склонности,
- осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению;
- корректировать профнамерения с учётом своего здоровья.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- метод проектов. (Под методом проектов понимается организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов).
- проблемный метод: перед учеником поставлена проблема – выбор будущей профессии сс учётом сохранения своего здоровья.
- исследовательский метод: данному уроку предшествовала огромная работа: разноплановые анкетирования, в форме дом.задания, поиск информации о учебных заведениях, где можно получить дальнейшее образование с учетом отклонения здоровья, подготовка по желанию устного сообщения на 5-10 минут по теме данного урока.
- метод применения интерактивных средств обучения
Оснащение урока: магнит доска, карточки - опросники, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, проекты учащихся по теме урока, презентация PowerPoint.
Надписи на доске:
-Эпиграф английский публицист Дж. Рескина.
-Тема:«Профессия и здоровье.»
-Схема: типы заболеваний и примеры профессий.
Литература:
-Учебник «технология «Профессиональный успех»» под редакцией
С. Н. Чистяковой М.,2010г.
-Материалы из книги Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника, Г.В. Резапкина, Москва, "Генезис", 2007, 140 с.)
Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока по технологии "Профессия и здоровье"»
Муниципальная Общеобразовательное Учреждение
средняя общеобразовательная школа
№1 п. Нарышкино Урицкого района Орловской области
Конспект урока по технологии
для 10 класса
Автор: Гасилина Елена Михайловна
учитель технологии
2015 год
План – конспект урока по технологии в 10 классе по теме:
«Профессия и здоровье »
Цель урока: помочь сделать предварительный профессиональный выбор, учитывая ресурсы собственного здоровья.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать сознательному выбору дальнейшей формы обучения и профессиис учётом предъявляемых требований к состоянию здоровья,
готовности к профессиональному самоопределению.
2. Развивающие:
- Развитие у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания,
- развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути с учётом сохранения своего здоровья, и помочь им в применении этих знаний на практике,
- предоставить десятиклассникам возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний.
3.Воспитательные:
Воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий с учётом сохранения своего здоровья.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
- свой уровень готовности к профессиональному самоопределению;
- требование конкретной профессии к состоянию здоровья работника.
- правила пользования диагностическими методиками;
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями современного рынка труда;
-анализировать свои интересы и склонности,
- осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению;
- корректировать профнамерения с учётом своего здоровья.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- метод проектов. (Под методом проектов понимается организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов).
- проблемный метод: перед учеником поставлена проблема – выбор будущей профессии сс учётом сохранения своего здоровья.
- исследовательский метод: данному уроку предшествовала огромная работа: разноплановые анкетирования, в форме дом.задания, поиск информации о учебных заведениях, где можно получить дальнейшее образование с учетом отклонения здоровья, подготовка по желанию устного сообщения на 5-10 минут по теме данного урока.
- метод применения интерактивных средств обучения
Оснащение урока: магнит доска, карточки - опросники, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, проекты учащихся по теме урока, презентация PowerPoint.
Надписи на доске:
-Эпиграф английский публицист Дж. Рескина.
-Тема:«Профессия и здоровье.»
-Схема: типы заболеваний и примеры профессий.
Литература:
-Учебник «технология «Профессиональный успех»» под редакцией
С. Н. Чистяковой М.,2010г.
-Материалы из книги Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника, Г.В. Резапкина, Москва, "Генезис", 2007, 140 с.)
Сегодня эпиграфом нашего урока сегодня будут слова Дж. Рескина (слайд №2):
Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимо три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех. Я думаю, что сегодня с урока вы уйдете не только с хорошими оценками, но и пополните свой запас новыми знаниями. И, чтобы начать урок с хорошим настроением давайте улыбнемся друг другу
Подготовка учащихся к активной и сознательной работе:
-целевая установка (Притча о «душе»)( минуты)
Народная притча гласит:
После смерти души нескольких людей попали в Рай. В этом месте все их желания мгновенно исполнялись. Стоило им о чем-нибудь подумать, чего-то захотеть - и в тот же миг желаемое появлялось перед ними. Вот это жизнь!!! То, на что многие люди на земле тратили годы, а некоторые даже всю жизнь - здесь случалось в мгновение ока. Стоило только захотеть. Они чувствовали себя Богами и были безмерно счастливы.
Так продолжалось какое-то время, их желания становились все изощреннее, но тем не менее исполнялись с той же точностью и в то же мгновение. Они попробовали все, что можно было вообразить и даже, то, чего вообразить нельзя - все, даже самые смутные желания, мгновенно исполнялись. И вот настал день, когда их разум не смог придумать ничего нового. Ощущение пустоты, вселенской скуки поселилось внутри. И взмолились они: «О, Господи, покажи нам Землю». И раздвинулись облака и увидели они Землю. А на Земле миллиарды людей придумывали себе ничтожные и великие цели, чего-то желали, тратя на осуществление своих желаний всю свою короткую жизнь. Посмотрев на все это и от души, посмеявшись, они снова стали жить беззаботно и счастливо.
Но прошло всего три дня, и все это им ужасно наскучило. И взмолились они тогда: «О, Господи, мы хотим снова посмотреть на Землю». И вновь раздвинулись облака, и Земля предстала перед ними. Но на этот раз вид человеческого муравейника не помог, и они в ужасе подумали о Вечности, которая словно гигантская пропасть чернела впереди. Тогда взмолились они: «О, Господи, покажи нам Ад».
-Как вы думаете, в чем смысл данной притчи? ( ответы детей)
Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для человека, как избыток или дефицит сна и пищи.
Формулировка целей урока (целеполагание) - обучающие формулируют тему занятия самостоятельно, (минуты)
- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем уроке? ( ответы детей)
Тема сегодняшнего урока « Профессия и здоровье» (слайд №3). Сделайте записи в тетради
- Как вы думаете в каких взаимосвязях могут находиться эти два понятия? (слайд №4)
«влиянии профессии на здоровье человека ,влияние здоровья на выбор профессии»-(запись на доске )
Объяснение нового материала: (минут)
Начнем с первой: о влиянии профессии на здоровье человека.
Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост числа психосоматических заболеваний у взрослого населения: расстройства сердечнососудистой системы, поражения желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально-обусловлены.
Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно эти требования можно разделить на группы (делаем запись в тетрадь):
-интеллектуальные (слайд №8):------ свойства мышления, внимания и памяти.
Попробуйте вспомнить цвет первого слайда нашей презентации?
-двигательные (слайд №5): ----- координация движений, сила и мышечная выносливость;
Перед вами на столах лежат 2-а листа бумаги, попробуйте смять их на вытянутых руках, одновременно, не помогая другой рукой.
В древние времена проверяли зрение по «Методике двойной звезды» Ночью в ясную погоду надо найти Большую медведицу , и присмотреться к ручку ковша- вторая звезда от начала является двойной. Это и был показатель хорошего зрения в те времена. Попробуйте и вы проверить свое зрение таким образом А на следующем уроке расскажите что у вас получилось
Не соблюдение норм к этим требованиям часто приводят к хроническим заболеваниям, которые, чаще всего усугубляются условиями труда, к которым относятся бытовые условия, тяжелые и вредные условия труда и одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов(сырое холодное темное помещение неудобная мебель сидячая работа
Этап первичного закрепления знания:
–работа у доски с магнитной схемой. ( мин)
-Приложение №1.
Сейчас мы выполним практическую работу (слайд №9), в которой проверим свои знания об условиях работы некоторых профессий и соотнесем их с типами профессиональных заболеваний, которые можно приобрести в ходе профессиональной деятельности (детям раздаются бланки для выполнения работына местах один человек работает у дсоки).
Время на выполнение работы-5 минут.
Обсуждение домашнего задания (мин)
- презентация творческих проектов.
Проверка домашнего задания.
К сегодняшнему уроку Лаврушина Екатерина подготовила презентацию по теме
Девочки какой вывод можно сделать, просмотрев эту презентацию ( ответы детей)
Если человек не может отказаться от своей мечты, то в его силах развить необходимые качества которые нужны ему для достижения этой мечты.
4. продолжение объяснение нового материала:
Поэтому мы подошли ко второй составляющей нашего урока: о влияние здоровья на выбор профессии.
На ваших столах лежат буклеты с рекламой учебных заведений. Просмотрите их и найдите соответствующую информацию, которая непосредственно относится к теме нашего урока. Сделайте вывод о значимости владения информацией при выборе учебного заведения в зависимости от состояния здоровья . Большинство учебных заведений в разделе « Перечень необходимых документов» указывает на необходимость предоставления справки о состоянии здоровья № 086У.
Некоторые профессии (особенно военные, учреждения МЧС, ФСБ, и других федеральных служб) требуют специального отбора. А кто из вас знает что такое профотбор? ( Ответы детей ) Давайте запишем это определение
Профотбор – определение годности кандидата по состоянию здоровья на основе социально-психологического и психофизиологического и психо-физиологического изучения личности кандидата
Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострения имеющихся хронических заболеваний и возникновения новых.
О наличии и видах заболеваний в 10 -х классах нам расскажет медсестра нашей школы Бондарева Ирина Леонидовна (дает анализ заболеваний по итогам медицинского осмотра, отраженных в виде графика на слайде №18).
Итак, мы получили общую информацию о состоянии нашего здоровья, из которой видно, что уже сейчас у нас присутствует различные заболевания. Зная состояние своего здоровья можно сделать правильный выбор профессии, которая не станет причиной появления хронических заболеваний.
Девочки а вы не задумывались о выборе своей профессии по состоянию здоровья? ( ответы детей)
Многие ученые отмечают связь между здоровьем человека и его привычками. Вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в вашем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавиться от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха. Поэтому дома вам необходимо ознакомиться подробнее с медицинскими противопоказаниями по основным профессиям необходимо проработать 3-5 профессии. В этом вам поможет сайт
Подводя итог урока, хотелось бы закончить его арабской пословицей
« У кого есть здоровье, есть и надежда а у кого есть надежда – есть все»
На этом наш урок закончен До свидания
Практическая работа.
Из перечня профессий выберите и впишите в бланк по две профессии по шести предложенным типам заболеваний, которые могут быть приобретены в ходе профессиональной деятельности .
Проверить свое здоровье можно прямо сейчас с помощью методики
Методика « Моё здоровье»
Я вам прочитаю предложения а вы поставьте плюс, если вы с ним согласны, и минус – если не согласны.
У меня редко бывают головные боли после напряженной работы.
Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
Невыполненные задания или неудачи в учебе не волнуют меня.
Я не волнуюсь перед экзаменом.
Обычно я сдаю экзамен в числе первых и, не раздумывая, беру билет.
Мне не требуется время на дополнительное задание.
Насмешки одноклассников не портят мне настроение.
Меня не беспокоят сны на тему предстоящих экзаменов.
В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.
Я всегда делаю то, что планирую.
Мне трудно сосредоточить внимание на уроке.
Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.
Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
Если я не успеваю усвоить учебный материал, я чувствую себя неуверенно.
Я болезненно реагирую на критические замечания.
Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
Меня беспокоит мое положение в классе.
Мне не хватает силы воли.
Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете.
Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.
Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
Меня смущает необходимость отвечать перед всем классом.
Меня тревожат возможные неудачи в учебе.
От волнения я могу заикаться.
Мое состояние во многом зависит от успеваемости.
Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.
Обработка результатов. Сложите число положительных ответов на утверждения 1-10 и отрицательных на 20-30. Чем больше баллов, тем меньше у вас оснований для беспокойства о своем здоровье.
Материалы из книги Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника, Г.В. Резапкина, Москва, "Генезис", 2007, 140 с.)
Схема самоанализа урока
Класс. 10-е
Тема урока. «Профессия и здоровье »
Я считаю, что комбинированный тип занятия соответствует данной теме. В соответствии с современными требованиями проведения занятий по технологии 30% времени отведено на теорию и 70% на практическую работу.ип урока: комбинированный.
Общий поведенческий характер класса - активный.
Общий эмоциональный настрой - активность, дружелюбие, способность работать в парах, индивидуально, коллективно.
Данный урок по теме «Выявление противопоказаний к профессии по состоянию здоровья.» тесно связан с предыдущими уроками.
В ходе урока были учтены возможности данного класса.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Цель урока: помочь сделать предварительный профессиональный выбор, учитывая ресурсы собственного здоровья.
Задачи:
1.Образовательные:
Способствовать сознательному выбору дальнейшей формы обучения и профессиис учётом предъявляемых требований к состоянию здоровья,
готовности к профессиональному самоопределению.
2. Развивающие:
- Развитие у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания,
- развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути с учётом сохранения своего здоровья, и помочь им в применении этих знаний на практике,
- предоставить десятиклассникам возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний.
3.Воспитательные:
Воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий с учётом сохранения своего здоровья.
В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.
Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, метод проектов , исследовательский метод, здоровье сберегающие технологии.
метод применения интерактивных средств обучения презентация PowerPoint
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.
По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.
Этапы урока:
1.Организационно психологический момент:
-приветствие,
-определить посещаемость
-контроль готовности уч-ся к уроку
2. Подготовка учащихся к активной и сознательной работе:
-целевая установка (Притча о «душе»)
Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся.
3.Формулировка целей урока (целеполагание) - обучающие формулируют тему занятия самостоятельно
4.Объяснение нового материала:
На 3 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки
4.1.Этап первичного закрепления знания:
–работа у доски с магнитной схемой.
-Приложение №1.
5.Обсуждение домашнего задания (мин)
- презентация творческих проектов
6.Подведение итогов: рефлексия пословица»
На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.
Цели занятия достигнуты, время распределено рационально, занятие проведено по плану.