- Проведем отборочный тур. Отгадайте загадки. 1-я загадка для третьей желтого, 2-я загадка – для зеленым а 3-я – для красного стола, где будет сложное задание.
Загадки:
1. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (О: ножницы). желтый
2. Всех на свете обшивает; что сошьет не надевает. (О: иголка).зеленый
3. Маленького роста я,
Тоненькая, острая,
На конце головочка,
Но это не иголочка. (О: портновская булавка). Красный
Учитель:
- Вы прошли отборочный тур. Займите свои дорожки. А сейчас вы ответите на первый вопрос. Начнем с 3-ей « желтой» дорожки, затем задам вопрос для 2-ой, «зеленой» дорожки, а потом и для 3-ей, «красной». Если ребята не смогут ответить на вопрос, то подключается весь класс.
III. Актуализация знаний.
Вопросы.
III «желтая» стол:
1. Эти предметы употребляются в сказках. Ими пользовались «Три девицы под окном» из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», они упоминаются в сказке о спящей принцессе. Назови их. (О: веретено и прялка).
2. Из всех предметов для шитья этот самый древний. В разное время его делали из рыбьей кости, шипов растений, золота, серебра, бронзы, а сейчас его изготавливают из стали. Он почти не изменился с древнейших времен. О каком предмете идет речь? (О: игла).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
правила безопасной работы при работе с иглами, булавками, ножницами;
Ученик должен уметь:
вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на длинном конце нитки, правильно держать иголку, пользоваться наперстком;
выполнять прямые стежки и строчки: сметочную, копировальную, строчку для образования сборки.
Формирование УУД.
Познавательные: давать определения основным понятиям.
Регулятивные: самостоятельно анализировать достижение цели на основе критериев, выдвинутых учителем.
Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные: умение применить свои знания на практике.
Обеспечение урока:
Наглядные пособия: образцы ручных швов.
Рабочие коробки с инструментами для шитья.
Лоскутки ткани размером 10 * 15см.
Методы обучения:
рассказ учителя, показ приемов работы;
работа учениц под руководством учителя;
индивидуальная работа учителя с учениками.
Ход урока
Организационный момент:
приветствие;
учет присутствующих;
проверка готовности к уроку;
Мотивация.
Учитель:
Чтобы вы лучше представили, чем мы сегодня будем заниматься, мы немного поиграем. Наша игра называется «Умники-разумники».
Условия игры: у нас 3 стола Нужно , ответив на все вопросы.
Кто пойдет по первой , отвечает на один вопрос, но сложный.
Кто пойдет по второй , отвечает на два вопроса.
Кто пойдет по третьей дорожке отвечает на 3 вопроса, но они более легкие.
Ребята правильно отвечающие на вопросы правильно получаю наклейку с инструментами
Учитель:
- Проведем отборочный тур. Отгадайте загадки. 1-я загадка для третьей желтого , 2-я загадка – для зеленым а 3-я – для красного стола, где будет сложное задание.
Загадки:
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (О: ножницы). желтый
Всех на свете обшивает; что сошьет не надевает. (О: иголка).зеленый
Маленького роста я,
Тоненькая, острая,
На конце головочка,
Но это не иголочка. (О: портновская булавка). Красный
Учитель:
- Вы прошли отборочный тур. Займите свои дорожки. А сейчас вы ответите на первый вопрос. Начнем с 3-ей « желтой» дорожки, затем задам вопрос для 2-ой, «зеленой» дорожки, а потом и для 3-ей, «красной». Если ребята не смогут ответить на вопрос, то подключается весь класс.
III. Актуализация знаний.
Вопросы.
III «желтая» стол:
Эти предметы употребляются в сказках. Ими пользовались «Три девицы под окном» из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», они упоминаются в сказке о спящей принцессе. Назови их. (О: веретено и прялка).
Из всех предметов для шитья этот самый древний. В разное время его делали из рыбьей кости, шипов растений, золота, серебра, бронзы, а сейчас его изготавливают из стали. Он почти не изменился с древнейших времен. О каком предмете идет речь? (О: игла).
Штырняева Л,А,
Этот инструмент появился 3,5 тысячи лет тому назад и состоял из 2-х ножей, соединенных ручкой. О нем складывали загадки:
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет. (О: ножницы).
Вопросы для второй (»зеленой»):
Веришь ли ты, что в 15 веке булавки были такой ценностью, что набор булавок считался достойным подарком. (О: верю).
В 17 веке в Амстердаме жил золотых дел мастер Николя Беншотэн. Он полюбил молодую швею, которая целыми днями сидела с иглой в руках и вышивала по шелку узоры невиданной красоты. Пальцы девушки были исколоты тонкой иглой. Однажды ей в подарок принесли маленькую золотую. Что подарил Николя своей любимой? (О: наперсток).
Вопросы для первой «красной» :
Начало этому ремеслу положило простое плетение, освоенное человеком еще в эпоху каменного века. Из стеблей растений делали веревки, плели корзины, затем изготавливали одежду, даже одеяла. Как называется это ремесло? (О: ткачество).
Учитель:
- Итак, мы вспомнили удивительные предметы, которые помогают человеку в жизни сотни и даже тысячи лет. Это игла, ножницы, булавки, ткань. Скажите, представители которой профессии постоянно используют эти предметы? Где они работают? (О: портной, швея, на фабрике или в ателье).
- А теперь и мы с вами попробуем овладеть основами этого древнего искусства.
- Запишите в тетрадь тему урока:
РУЧНЫЕ ШВЫ.
Тема написана на доске. Спасибо за участие викторине умники и умницы
IV. Изучение нового материала. Просмотр презентации
Работа с наглядным материалом. Объяснение учителя.
- Возьмите первый образец. Посмотрите на место соединения наших лоскутков. Их соединяет ШОВ.
ШОВ – это место соединения деталей с помощью ниток на швейной машине или вручную. Шов образуетсяСТРОЧКОЙ. Строчка – это ряд повторяющихся стежков. СТЕЖОК – переплетение ниток между двумя проколами иглы, а расстояние между 2-мя проколами иглы называется ДЛИНОЙ СТЕЖКА. Расстояние от края детали до строчки называют ШИРИНОЙ ШВА.
Штырняева Л.А.
Учитель:
- Стежки бывают ручные и машинные. Некоторые стежки соединяют детали изделия, их называютсоединительными, а некоторые стежки помогают украсить изделие (фартук, косынку, блузу, сарафан), их называют отделочными.
Но сначала вспомним правила безопасности при шитье:
Пользоваться игольницей.
Не брать иглы и булавки в рот.
Не вкалывать их в занавески, одежду и мебель.
Не пользоваться ржавыми иглами.
Ножницы передавать лезвиями вперед
Ножницы лежат на столе справа от работающего, лезвия их должны быть сомкнуты.
Практическая часть урока.
Учитель:
.
Инструкция №1. Образец «Петельный шов ».
Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, длина которой равна длине вашей руки от кисти до локтя, завяжите на длинном конце нитки узелок. Нитка должна отличаться от цвета ткани. Помните, что эта строчка временная.
Инструкция №2. Образец «Игла в перед».
Возьмите 2 лоскутка, сложите их лицевыми сторонами внутрь.
Прошейте игла в перед по намеченным линиям, соблюдая ТУ: ширина шва -1; высота – 0,7 – 1 см.
Раздвиньте и разрежьте нижнюю строчку между слоями ткани. Вторую строчку оставьте без изменения.
Прикрепите образец в тетрадь. Подпишите: «Прямой стежок.
VI Рефлексия.
Итоги урока.
Учитель:
- Вы неплохо потрудились.
- А сейчас мы вспомним, что узнали и чему научились сегодня на уроке.
Вопросы классу:
Чему мы научились сегодня на уроке?
Объясните, что такое шов, строчка, стежок?
С каким еще термином ручных работ мы познакомились сегодня? (О: «сметать»)
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: принести рабочую коробку, лоскутки для шитья и тетрадь.