Тема урока: Объемная вышивка бисером
Цель урока:
- знакомство с различными приемами вышивания бисером, научить приемам объемного вышивания бисером;
- воспитывать уважение к труду и людям труда, к традициям наших предков и историческим ценностям;
- развивать эстетический вкус, память, внимание, воображение, мышление;
- развивать интерес к различным видам рукоделия, умения и навыки при вышивании бисером.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, деятельно-творческий, создание ситуации выбора, создание ситуации успеха.
Формы и способы организации обучения: рассказ, показ, самостоятельная практическая работа.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
- приветствие;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- количество присутствующих учащихся.
2.Сообщение познавательных сведений - доклад ученицы на тему «Из истории бисероплетения»
Бисероплетение - один из популярнейших видов рукоделия. История бисероплетения уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с появлением технологии изготовления стекла. Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, после распада Римской империи приютившая на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы, но после падения Византии с XIII в. стекольная промышленность Венеции вступает в полосу своего интенсивного развития. Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV—XVII вв., а в XVIII в. наступает период упадка из-за конкуренции с другими странами Европы.
На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.
В 1291 г. с целью предохранения Венеции от пожаров Дожи издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Мурано- название, объединяющее пять островов, главный из которых расположен на расстоянии 1.5 км от Венеции. Перемещение стеклодувных мастерских на остров облегчило властителям сбор налогов и позволило артельщикам держать в тайне технологию производства стекла. С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. А в 1316 г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев и их дети признавались патрициями. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В 1445 г. острову было предоставлено право содержать в Венеции своего посла.
Однако наделение стеклодувов особыми привилегиями не предотвратило появление перебежчиков, создававших свои мастерские во многих городах Италии. В XV в. такие мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии в 1490 г. сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нем требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц и только после его смерти освобождали родных. Эта зверская расправа над мастерами-стеклоделами продолжалась до XVIII в.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI— XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию.
3. Виды бисерного искусства
Существует множество видов бисерного искусства, вот основные из них:
НИЗАНИЕ – все изделия в технике низания представляют собой разнообразные сетки с ячейками различной величины. изделие выполняется с использованием одного рабочего конца или двумя рабочими концами.
ТКАЧЕСТВО – позволяет получить плотное бисерное полотно без просветов.
ВЫШИВАНИЕ – любимый вид наших прабабушек, бабушек и мам, которое воспевается в стихах поэтов.
Александр Романов
Из ковшика в сенцах лицо я умою
Возьму полотенце у мамы льняное
Возьму полотенце старинной работы
А вот утереться все медлю чего-то
Я знаю, я помню отчетливо смалу
Как мама с любовью его вышивала
Грустили и пели у ней в поединке
На полюшке белом крученые нитки
То крестиком – ловко, то нежно овалом
И пряха молодка на льне оживала
В настоящее время бисерная вышивка переживает свой расцвет. Это красиво, модно, современно. Вышивкой из бисера украшают не только платья, кофточки, но и обувь, сумки и многое другое. Основой для вышивки служат холст, лен, бархат, атлас, шерсть. Сукно. Нитки следует брать армированные, чтобы бусинки их не перетирали. Нитки подбирают в тон ткани. Вышивают бусинками, бисером, стеклярусом, пайетками.
БУСИНКА - один шарик, одно звено.
БИСЕР - мелкие, круглые или многогранные бусинки с отверстиями для продевания нитки.
СТЕКЛЯРУС - разноцветные тонкие, стеклянные или фарфоровые трубочки разной длины.
ПАЙЕТКИ – плоские, разноцветные металлические кружочки ил фигурки, гладкие или гофрированные, круглые или многогранные.
Для работы следует подбирать бисер и стеклярус одного размера с большими отверстиями. Существует множество приемов вышивки бисером, но все они основаны на ручных стежках и строчках
(ДАЛЕЕ МОЖНО ПОКАЗЫВАТЬ СХЕМЫ, А УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ ОТВЕТИТЬ НА КАКОМ РУЧНОМ СТЕЖКЕ ИЛИ СТРОЧКЕ ОСНОВАНА ЭТА ВЫШИВКА).
«Вприкреп» - нитку с бусинками закрепить на ткани и уложить ее вдоль линии рисунка. Другой рабочей нитью пришить ее мелкими поперечными стежками
«Иголка вперед» - на каждый стежок с лицевой стороны нанизывается бусинка или трубочка стекляруса. Линия получается пунктирная.
«За иголку» - на каждом стежке с лицевой стороны располагается одна бусинка. Линия получается сплошная.
«Арочный шов» - на каждый стежок с лицевой стороны нанизывается несколько бусинок, но только одна из них прикрепляется к ткани.
«Ленивый стежок» - для вышивки небольших элементов можно набирать сразу по несколько бисеринок, делая большой стежок.
«Шитье по счету» - применяется для вышивки узоров крестом, где каждая бисеринка соответствует крестику на узоре. Бусинки нашивают на ткань косыми стежками полукрест.
4. Объемная вышивка бисером. (доклад ученицы)
Раньше каждая уважающая женщина должна была уметь вышивать. Потом это занятие потеряло свою популярность — женщины получили возможность строить карьеру, и им стало не до рукоделия. Но сейчас вышивка снова становится распространенным хобби. Появляются новые техники — например, объемная вышивка.
Объемная вышивка была известна давно, но автор современной техники объемной вышивки — Хелен Пирс. Она вышивает цветы и растения, которые выглядят совсем как живые именно благодаря объему. Хелен — прекрасный пример женщины, которых американцы называют “self-made women”. Она не просто разработала уникальную технику вышивки — она постоянно совершенствуется и учится новому. И учит других — Хелен преподает в учебных заведениях Австралии и Англии. Кроме этого, она выпустила несколько книг, успевает рисовать, работать в ателье и вышивать бисером свадебные и вечерние платья.
Объемная вышивка совсем не сложна, и научиться ей довольно просто, даже если раньше вы почти не занимались вышивкой. Немного потренировавшись, вы сможете создавать прекрасные работы, способные соперничать с вышивками признанных мастеров. Объемная вышивка многофункциональна. Освоив эту технику, вы сможете создавать объемные картины, декорировать одеяла и подушки, украшать одежду и предметы интерьера. Объем и структуру вышивке придают различные материалы. Элементы объемной вышивки либо вышиваются прямо на ткани, либо прикрепляются к ней. При желании объемную вышивку можно сочетать с вышивкой лентами и бисером.
5. Практическая работа:
Выполнение панно в технике объемной вышивки
(работа рассчитана на несколько уроков)
- Повторить правила ТБ при работе с ручными швейными инструментами.
- Повторить правила ТБ при работе с бисером.
Материалы:
1. Нитки (супер прочные)
2. Бисер (ярко-фиолетовый и тёмно-сиреневый)
3. Картон (формат зависит от рамки)
4. Ткань льняная (формат зависит от рамки)
5. Клей для ткани
6. Пастель (сиреневая)
7. Пластика зеленого цвета
8. Краски акриловые
9. Лак для пластики
10. Бабочка из ткани
11. Фетр (сиреневый или голубой)
12. Лист (искусственный или нет)
Технология выполнения панно
1.Рисуем карандашом на фетре очертания гроздей сирени.
2.Вырезаем и наносим границы свето-тени.
3.Начинаем вышивать гроздь бисерными петельками (петельки из 7-9 бисерин), лучше ложить стежки хаотично, эффект интересней.
4.Постепенно заполняем темную часть. Вышивается в этой технике очень быстро.
5.Делаем ещё две грозди. Но можно и всего одну гроздь сделать, только побольше размером. Обшиваем их бисером.
6.Примеряем элементы и рисуем карандашом веточки.
7.Веточки можно сделать из шелковых ленточек шириной 3 мм.
8. Листочки можно вышить бисером любым способом, но не объемным.
9. Заготовить бабочку (мы сплели из бисера).
10. Оформить работу.
5. Подведение итогов.
Выставка работ – работа может выполняться индивидуально и группами.
6. Выставление оценок.
Вы украшать желаете себя
За тем прохладные поля свои любя
Вы рвете розы в них, вы рвете в них лилии
Кладете их на грудь и вяжете круг шеи
Такой убор дает вам нежная весна!
Но чем вы краситесь в другие времена
Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют!
Без оных, что бы вам в нарядах помогло!
Когда бы бисеру вам не дало Стекло
Так в бисере, стекло подобясь жемчугу
Любимо по всему земному ходит кругу!