Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Инзер
МР Белорецкий район РБ
Открытый урок
Тема: "Вышивание лентами"
учитель технологии
Салаватова Зухра Халяфовна
Тема: «Вышивание лентами»
Цель урока:
1. Формировать приемы вышивки лентами объемных элементов розы.
2. Сформировать знания по ручной вышивке на уровне применения в разных композициях.
3. Формировать умение самостоятельно работать, пользуясь инструкционной картой.
4. Вызвать интерес к культуре и искусству.
5. Улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся.
Инструменты, материалы и оборудование:
пяльцы, иглы, ножницы, карандаш, канва, нити мулине, ленты, шаблон, инструкционная карта.
Ход урока
I.Организационная часть:
-Проверка готовности детей к уроку (материалы, инструменты).
-Сообщение темы урока
II.Вступительное слово учителя:
Сегодня вы научитесь украшать свою одежду оригинальным способом: вышивкой лентой…
- кто помнит, что такое вышивка?
- когда возникла вышивка?
- чем можно вышивать?
Историческая справка:
Вышивка – это древнейший вид декоративно-прикладного искусства ( слайд 1) Вышивают на разных тканях различными нитями, бисером, блестками и лентами.( слайд 2,3,4,5)
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей(слайд 6) Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда.(слайд 7,8) Но только в 14 веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Король Франции Людовик 14 украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.
Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка лентами, которая очень быстро распространилась по всему миру.
Расцвет этого искусства в России пришелся на конец 19 столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.
И в наше время это искусство вновь блистает всеми своими гранями. Ведь шить лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных затрат. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: вы в одежде с такой вышивкой будете неотразимы, и вас ждет успех.
III. Практическая работа:
- Сегодня мы научимся вышивать один из элементов украшения: розу «паутинка», который является центральной частью композиции на вашем изделии, назначение которого вы определите в конце урока. Для работы нам нужны инструменты и материалы: шаблон, карандаш, инструкционная карта, ножницы, иглы, канва или ткань, лента, пяльцы, мулине ( слайд 9)
- Работа будет состоять из нескольких этапов:
1.Начертите на ткани окружность по шаблону, и отметьте центр. Представив, что окружность – часовой циферблат, обозначьте внешний край точками «12», «2», «5», «7» и «10» часов. Запяльте ткань в пяльцы.
2.Используйте короткую иглу с маленьким ушком. Выведите нитку мулине в три сложения в тон ленты на лицевую сторону в точке «12» часов. Проведите иглу на изнаночную сторону через центр.
3.Подтяните нитку. Выполните прямые стежки к центру от точек «5» и «7» часов.
4.Выполните прямые стежки от точек «10» и «2» часа аналогичным образом. Закрепите нитку на изнаночной стороне и оставьте её, заколов иглу в углу ткани. От этой подготовительной работы зависит прочность розочки.
5.Лепестки вышивают длинной иглой с большим ушком. Выведите темную ленту на лицевую сторону между стежками вплотную к центру, не затягивая конец ленты примерно на 2 см.
6.Выполняйте переплетение лентой по кругу над и под стежками, пока не закончите 1-й круг.
7.Туго подтяните ленту, придерживая стежки.
8.Выполните еще 1 – 2 круга переплетения над и под стежками аналогичным образом. Проведите ленту на изнаночную сторону и закрепите ниткой косыми стежками через край, не пришивая к ткани.
9.Выведите ленту более светлого тона на лицевую сторону рядом с концом предыдущей ленты.
- Выполняйте переплетение над и под стежками, скручивая ленту и слегка ослабляя ее натяжение.
- Продолжайте переплетение, пока полностью не закроете стежки основы. Проведите иглу на изнаночную сторону за следующим стежком основы.
- Подтяните ленту. Закрепите ниткой все концы лент. Роза закончена.(слайд 10-17)
- Обратите внимание, что все этапы работы отражены в инструкционной карте, которая лежит перед вами.
- Ваша работа состоит из трех частей:
1. работа с шаблоном
2. работа с нитками мулине
3. работа с лентами
-Прежде, чем вы приступите к самостоятельному выполнению надо повторить правила безопасной работы с ручной иглой, ножницами ( слайд 18)
1. иглы и булавки надо вкалывать только в игольницу.
2. класть ножницы справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
3. передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Ш. Итог урока.
Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность заполнения окружности.
Подумайте: где можно использовать изученный элемент? (демонстрация нескольких изделий)
Слайд 9
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слаид 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайди 16
Слайд 17
Слайд 18