На данном уроке дети знакомятся с натуральными волокнами животного происхождения, свойствами шерстянных и шелковых тканей. На этом уроке дети учаться развивать волокна животного происхождения по составу, развивают логическое мышление,внимательность. Воспитывают эстетический вкус, навыки аккуратности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); Практические (упражнения по закреплению знаний, практическая работа ), самостоятельная работа.
Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, выполнение и анализ практической работы.
Ход урока
Организационный момент.
- приветствие
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
Учитель: Здравствуйте! Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас любит путешествовать.
На каких видах транспорта можно путешествовать?
Сегодня же я предлагаю отправиться в путешествие по морю.
Но, к сожалению море, по которому мы будем путешествовать, нет на карте, но пусть оно будет нашей мечтой, выдумкой, фантазией.
А называется оно ТКАНЕВОЕ МОРЕ. Слайд 2
Давайте на миг представим, что мы на палубе корабля, с вашего разрешения я буду капитаном корабля, вы – юнгами.
Девизом путешествия возьмем такие слова:
Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает.
(Ф.Сеф.)
Итак, отдать швартовы! Слайд 3
Впереди вас ждут новые открытия, поэтому неизвестные факты вы должны записать в “бортовом журнале”, то есть в лабораторном листе.
II. Повторение пройденного материала.
Чтобы наше путешествие было успешным, мы не сели на мель и не разбились о скалы нам необходимо закрепить знания, полученные в 5 классе.
1 задание «Своя игра» Слайд 4
задание нам необходимо повторить классификацию волокон. Слайд 14
III Изучение нового материала.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения; со свойствами шерстяных и шелковых тканей.( Объявить цель урока) Слайд 15
Записать в тетрадь: число, тему.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. Слайд 16
Впереди я вижу остров, он называется “ Шерстяным”, да не раз я бывала на нем.
Вот мы подошли к острову, давайте погуляем по нему и ближе познакомимся с производством шерстяной ткани.
Скажите, пожалуйста, а что такое шерсть?
- Шерсть – это волосяной покров животных. Он состоит из длинных прямых или волнистых волосков и тонких коротких, более мягких и извитых. Первые представляют собой волос и шерсть, вторые - пух. Это виды шерстяных волокон.Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие и извитые.Слайд 17
Учитель А какие животные дают нам шерсть? Слайд 18
- овцы, верблюд, ангорская коза, альпака, лама.
Учитель А какое из этих животных дает основную массу шерсти?
- Овцы.
Учитель Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях и эта масса составляет 95 - 97%.
Учитель Девочки получили опережающее задание, они нам сейчас расскажут об истории шерсти и щёлка
Немного истории
Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений на Пиренейском полуострове. Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи. Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью
В Казахстане то же развито овцеводство. В Петропавловске имеется
Учитель Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки. Слайд 19
(Показываю коллекции).Слайд 20,21
Давайте запомним и запишем в “бортовом журнале”какими свойствами обладает шерсть Слайд 22
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Впереди я вижу остров, он называется “ Шелковым” Слайд 23
Вот мы подошли к острову, давайте погуляем по нему и ближе познакомимся с производством шелковой ткани.
А что такое шелк?
Ответ: Тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда. Слайд 24,25.
Немного истории
Впервые секрет изготовления шёлка был открыт в Китае пять тысяч лет назад. Древняя легенда гласит, что однажды Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.
Давайте запомним и запишем в “бортовом журнале” что такое шелк? Слайд 24,25.
Первичная обработка шёлка . Слайд 26
Давайте запомним и запишем в “бортовом журнале”какими свойствами обладает шёлк. Слайд 27
(Показываю коллекции). Слайд 28, 29.
Снова на корабль и в путь. Наше путешествие скоро подойдёт к концу, вы узнали, как получают ткани, чтобы шить красивые изделия.
IV Лабораторно-практическая работа.
Работа проходит в парах. Исследование ведётся по лабораторно-практической карте. Каждой паре выдаётся исследуемый материал (образцы тканей).
Задача лаборантам: определить шерстяную шелковою ткань
Прежде ,чем перейти к лабораторно- практической работе давайте повторим как нужно обращаться с огнём
ЛАБОРАТОРНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КАРТА.
№
образца
ПРИЗНАКИ
ТКАНЬ
По внешнему
виду нити.
На ощупь.
По результату горения.
1
2
3
4
ХОД РАБОТЫ:
1. Извлеките из каждого образца по одной нити, рассмотрите её и определите её характерные признаки:
а) тонкая и прямая; б) не равномерная толщина по всей длине;
в) имеет извитость и ворсинки; г) равномерная толщина по всей длине.
2. Определите на ощупь, какая ткань:
а) мягкая и гладкая; б) грубая, неоднородная;
в) толстая и объёмная; г) в меру мягкая и гладкая.
3. Извлеките из каждого образца по одной нити и подожгите её, определите характер горения:
а) волокно спекается, образуя чёрный, жёсткий комочек, который легко
растирается пальцами, В процессе горения ощущается запах жжёного пера.
б) волокно горит, как бумага и рассыпается в пепел.
в) волокно спекается , образуя чёрный, жёсткий комочек, который легко растирается пальцами, горит без запаха.
Проанализируйте полученные данные и определите № образца той ткани, которую вам надо найти.
IV. Составь слово. Слайд 31
VI. Закрепление изученного материала.
- Хочу вас порадовать, через несколько минут будем дома.
Что нового и интересного узнали на уроке?
-Мы узнали все о натуральных волокнах животного происхождения , теперь вы легко справитесь с подбором ткани для фартука юбки, блузки или платья.
- Какие волокна относятся к натуральным?( шерсть, шелк, хлопок, лен)
- Перечислите животных из шерсти которых можно получить волокно? (верблюд, лама, кролик, овца, козы)
- Волокна животных- это
- Как называют сплошной пласт при стрижке овец ?
- Отрицательное свойство шерстяных тканей.
- Как горит чистошерстяное волокно?(медленно, образовывая колечки, с запахоп паленого волоса)
- Что называют натуральным шёлком?(нитикоторые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда)
- Назовите четыре стадии развития шелкопряда.(яйцо, гусеница, куколка, бабочка)
- Какова цель первичной обработки шёлка? (получение шёлка-сырца)
-Какие свойства тканей относятся к основным?( механические, гигиенические, технологические)
- Я некоторых юнг перевожу в матросы, то есть ставлю за работу оценку “пять”
VI. Домашнее задание: Слайд 33
Составить и оформить коллекцию тканей и других текстильных изделий.
Подготовить интересные сообщения по данной теме.
Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях
Северо- Казахстанская область
Жамбылский район
КГУ «Архангельская средняя школа»
Конспект
открытого урока по технологии «Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, шёлк»
класс: 6
разработала: учитель технологии
Потыльчак Людмила Эдмундовна
2014-2015 учебный год
Немного истории
Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений на Пиренейском полуострове. Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи. Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью
Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки. Слайд 19
Немного истории
Впервые секрет изготовления шёлка был открыт в Китае пять тысяч лет назад. Древняя легенда гласит, что однажды Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.
Гигроскопичность – способность волокна хорошо впитывать влагу и быстро высыхать.
Что такое теплозащитные свойства?
Ответ: Теплозащитные свойства - способность волокон сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.
«Да» или «Нет»
№ вопроса
«да» или «нет»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Для шелковых тканей сырьем являются стебли растений?