kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, шёлк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке дети знакомятся с натуральными волокнами животного происхождения, свойствами шерстянных и шелковых тканей. На этом уроке дети учаться развивать волокна животного происхождения по составу, развивают логическое мышление,внимательность. Воспитывают эстетический вкус, навыки аккуратности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, шёлк" »

Урок-путешествие "По тканевому морю» Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения шерсть, шёлк".

Цель урока: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, свойствами шерстяных и шелковых тканей.


Задачи:

Обучающая :

Знать: способы получения натуральных волокон

животного происхождения, свойства шерсти и шелка, способы ухода за шерстью и шелком.

Уметь: различать волокна животного происхождения по составу.

Развивающая: развивать логическое мышление, внимательность.

Воспитывающая: воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности.

Оборудование и материалы: коллекция образцов ткани, рабочая тетрадь, кусочки шерстяной и шелковой тканей, клей, ножницы, линейка, презентация к уроку, спички, пинцет.

Опорные понятия: руно, шерсть, шелк, гигроскопичность, теплозащитность, воздухопроницаемость, драпируемость.

Педагогические технологии: - игровая,

- групповая,

- информационно-коммуникационная

Тип урока: комбинированный.

Время проведения: 45 минут.

Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); Практические (упражнения по закреплению знаний, практическая работа ), самостоятельная работа.

Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, выполнение и анализ практической работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- приветствие

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

Учитель: Здравствуйте! Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас любит путешествовать.

На каких видах транспорта можно путешествовать?

Сегодня же я предлагаю отправиться в путешествие по морю.

Но, к сожалению море, по которому мы будем путешествовать, нет на карте, но пусть оно будет нашей мечтой, выдумкой, фантазией.

А называется оно ТКАНЕВОЕ МОРЕ. Слайд 2

Давайте на миг представим, что мы на палубе корабля, с вашего разрешения я буду капитаном корабля, вы – юнгами.

Девизом путешествия возьмем такие слова:

Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.

(Ф.Сеф.)

Итак, отдать швартовы! Слайд 3

Впереди вас ждут новые открытия, поэтому неизвестные факты вы должны записать в “бортовом журнале”, то есть в лабораторном листе.

II. Повторение пройденного материала.

Чтобы наше путешествие было успешным, мы не сели на мель и не разбились о скалы нам необходимо закрепить знания, полученные в 5 классе.

1 задание «Своя игра» Слайд 4

  1. задание нам необходимо повторить классификацию волокон. Слайд 14

III Изучение нового материала.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения; со свойствами шерстяных и шелковых тканей.( Объявить цель урока) Слайд 15

Записать в тетрадь: число, тему.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах. Слайд 16

Впереди я вижу остров, он называется “ Шерстяным”, да не раз я бывала на нем.

Вот мы подошли к острову, давайте погуляем по нему и ближе познакомимся с производством шерстяной ткани.

Скажите, пожалуйста, а что такое шерсть?

- Шерсть – это волосяной покров животных. Он состоит из длинных прямых или волнистых волосков и тонких коротких, более мягких и извитых. Первые представляют собой волос и шерсть, вторые - пух. Это виды шерстяных во­локон. Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие и извитые.Слайд 17

Учитель А какие животные дают нам шерсть? Слайд 18

- овцы, верблюд, ангорская коза, альпака, лама.

Учитель А какое из этих животных дает основную массу шерсти?

- Овцы.

Учитель Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях и эта масса составляет 95 -  97%.

Учитель Девочки получили опережающее задание, они нам сейчас расскажут об истории шерсти и щёлка

Немного истории

Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений на Пиренейском полуострове. Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи. Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью

В Казахстане то же развито овцеводство. В Петропавловске имеется

Учитель Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки. Слайд 19

(Показываю коллекции).Слайд 20,21

Давайте запомним и запишем в “бортовом журнале”какими свойствами обладает шерсть Слайд 22

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Впереди я вижу остров, он называется “ Шелковым” Слайд 23

Вот мы подошли к острову, давайте погуляем по нему и ближе познакомимся с производством шелковой ткани.

А что такое шелк?

Ответ: Тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда. Слайд 24,25.

Немного истории

Впервые секрет изготовления шёлка был открыт  в Китае пять тысяч лет назад. Древняя легенда гласит, что однажды Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной  тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.

Давайте запомним и запишем в “бортовом журнале” что такое шелк? Слайд 24,25.

Первичная обработка шёлка . Слайд 26

Давайте запомним и запишем в “бортовом журнале”какими свойствами обладает шёлк. Слайд 27

(Показываю коллекции). Слайд 28, 29.

Снова на корабль и в путь. Наше путешествие скоро подойдёт к концу, вы узнали, как получают ткани, чтобы шить красивые изделия.


IV Лабораторно-практическая работа.

Работа проходит в парах. Исследование ведётся по лабораторно-практической карте. Каждой паре выдаётся исследуемый материал (образцы тканей).

Задача лаборантам: определить шерстяную шелковою ткань

Прежде ,чем перейти к лабораторно- практической работе давайте повторим как нужно обращаться с огнём




ЛАБОРАТОРНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КАРТА.


образца

ПРИЗНАКИ

ТКАНЬ

По внешнему

виду нити.

На ощупь.

По результату горения.

1









2









3









4











ХОД РАБОТЫ:

1. Извлеките из каждого образца по одной нити, рассмотрите её и определите её характерные признаки:

а) тонкая и прямая; б) не равномерная толщина по всей длине;

в) имеет извитость и ворсинки; г) равномерная толщина по всей длине.

2. Определите на ощупь, какая ткань:

а) мягкая и гладкая; б) грубая, неоднородная;

в) толстая и объёмная; г) в меру мягкая и гладкая.

3. Извлеките из каждого образца по одной нити и подожгите её, определите характер горения:

а) волокно спекается, образуя чёрный, жёсткий комочек, который легко

растирается пальцами, В процессе горения ощущается запах жжёного пера.

б) волокно горит, как бумага и рассыпается в пепел.

в) волокно спекается , образуя чёрный, жёсткий комочек, который легко растирается пальцами, горит без запаха.

Проанализируйте полученные данные и определите № образца той ткани, которую вам надо найти.


IV. Составь слово. Слайд 31

VI. Закрепление изученного материала.

- Хочу вас порадовать, через несколько минут будем дома.

Что нового и интересного узнали на уроке?

-Мы узнали все о натуральных волокнах животного происхождения , теперь вы легко справитесь с подбором ткани для фартука юбки, блузки или платья.

Рефлексия. Закрепление изученного материала.(6мин)

Работа по карточкам.

- Какие волокна относятся к натуральным?( шерсть, шелк, хлопок, лен)

- Перечислите животных из шерсти которых можно получить волокно? (верблюд, лама, кролик, овца, козы)

- Волокна животных- это

- Как называют сплошной пласт при стрижке овец ?

- Отрицательное свойство шерстяных тканей.


- Как горит чистошерстяное волокно?(медленно, образовывая колечки, с запахоп паленого волоса)

- Что называют натуральным шёлком?(нити которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда)

- Назовите четыре стадии развития шелкопряда.(яйцо, гусеница, куколка, бабочка)

- Какова цель первичной обработки шёлка? (получение шёлка-сырца)

-Какие свойства тканей относятся к основным?( механические, гигиенические, технологические)

- Я некоторых юнг перевожу в матросы, то есть ставлю за работу оценку “пять”

VI. Домашнее задание: Слайд 33

Составить и оформить коллекцию тканей и других текстильных изделий.

Подготовить интересные сообщения по данной теме.

Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях









































Северо- Казахстанская область

Жамбылский район

КГУ «Архангельская средняя школа»








Конспект

открытого урока по технологии «Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, шёлк»







класс: 6

разработала: учитель технологии

Потыльчак Людмила Эдмундовна







2014-2015 учебный год

Немного истории

Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений на Пиренейском полуострове. Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи. Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки. Слайд 19





















Немного истории

Впервые секрет изготовления шёлка был открыт  в Китае пять тысяч лет назад. Древняя легенда гласит, что однажды Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной  тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.






















Гигроскопичность – способность волокна хорошо впитывать влагу и быстро высыхать.

Что такое теплозащитные свойства?

Ответ: Теплозащитные свойства - способность волокон сохра­нять тепло человеческого тела; зависит от со­става, толщины и вида отделки ткани.



































«Да» или «Нет»


  1. № вопроса

    «да» или «нет»

    1.


    2.


    3.


    4.


    5.


    6.


    7.


    8.


    9.


    Для шелковых тканей сырьем являются стебли растений?

  2. Лен получают из шерсти животных?

  3. Шелкопряд – это бабочка?

  4. Свойство ткани впитывать влагу – гигроскопичность?

  5. Шерсть – волосяной покров животных?

  6. Шерсть – волокно растительного происхождения?

  7. Способность пропускать влагу – воздухопроницаемость?

  8. Натуральный шелк хорошо впитывает влагу?

  9. Зимнюю одежду лучше всего шить из шелка?
















Механические свойства-

ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛА К ВОЗДЕЙСТВИЮ НА НЕГО РАЗЛИЧНЫХ ВНЕШНИХ СИЛ


Прочность – устойчивость ткани к трению, стирке, воздействию солнца, света, растяжению. (растянуть ткань)


  • Сминаемость – образование складок, заминов при сидении и носке изделия. (смять ткань)


  • Драпируемость – способность ткани образовывать фалды,складки.


( собрать на нить)

Гигиенические (физические)-свойства тканей ,направленные на сохранение здоровья человека


  • Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.(намочить)


  • Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло.


Пылеёмкость – способность ткани удерживать пыль


Технологические- это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия


  • Скольжение-это подвижность одного слоя ткани относительно другого (демонстация)

  • Осыпаемость- это выпадение нитей по открытым срезам ткани.( демонстация образца)

  • Усадка- это уменьшение размеров под действием влаги.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, шёлк"

Автор: Потыльчак Людмила Эдмундовна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "«Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей».Конспект урока ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(137) "natural-nyie-volokna-zhivotnogho-proiskhozhdieniia-svoistva-shiolkovykh-i-shierstianykh-tkaniei-konspiekt-uroka-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113657"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410812475"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Натуральные волокна животного происхождения» "
    ["seo_title"] => string(52) "natural-nyie-volokna-zhivotnogho-proiskhozhdieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "166693"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422981579"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок технологии по теме "Текстильные волокна животного происхождения (шерсть, шелк)". 6-й класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_tekhnologii_po_teme_tekstilnye_volokna_zhivotnogo_proiskhozhdeniia_sherst_s"
    ["file_id"] => string(6) "483417"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541294045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства