Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях текстильного и ткацкого производства. Производство пряжи из шерсти в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе. | Тип 1 урока: Урок усвоения новых знаний | Тип 2 урока: Комбинированный урок |
Цель урока | Способствовать формированию и развитию умений и навыков определять вид тканей по их свойствам, правильного ухода за тканями из волокон животного происхождения. |
Задачи урока: | Образовательные: Создать условия для ознакомления учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучения происхождения шерстяных и шелковых волокон, этапов первичной обработки шерсти и шелка, изучения свойств шерстяных и шелковых тканей. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов. Создать условия для исследования свойств волокон животного происхождения органолептическим методом. |
Развивающие: Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы). |
Воспитательные: способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, способствовать формированию эстетических взглядов. |
Планируемые результаты | Предметные | Знать: - волокна животного происхождения, прядильное, ткацкое, отделочное производства. Уметь: - определять свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе |
Личностные | Самоконтроль. Самоопределение. Смыслообразование. Нравственно – этическое оценивание. |
Метапредметные | Коммуникативные | Коррекция высказанных мнений. Определение целей. Осознанно и произвольно строить высказывания. Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Контроль, оценка действий и коррекция их и высказанных мнений. Договариваются и приходят к общему мнению. Обмениваются мнениями по изученному материалу, делиться впечатлениями. |
Регулятивные | Целепологание, планирование, прогнозирование. Контроль . Коррекция. Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов, прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи. Контроль и коррекция. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Познавательные | Формирование познавательной цели, Формулирование проблемы. .Работа с разными источниками. Анализ с целью выделения признаков. Формулирование проблемы. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий. Установления причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Понимать на слух ответы учащихся. |
Межпредметные связи | История, информатика и ИКТ, русский язык и литература. |
Ресурсы урока | Презентация «Швейное материаловедение», Схема «Классификация текстильных волокон», «Своя игра», КОЗ с тестами по теме «Материаловедение», тексты для КОЗ по истории появления шерсти и шелка, анаграммы, опорная схема «Классификация текстильных волокон» |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
УМК | Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.- М.: ДРОФА, 2014. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, _____ мин | Девочки, обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждой из вас есть листочек. Я прошу вас подойти и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. (приклеивают на дерево). Те, кто выбрал зелёный листочек – ожидают успех от занятия, красный лист – желание общаться, жёлтый лист – проявлять активность, оранжевый – будут настойчивы. И помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Теперь мы можем приступить к работе! | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, ____мин | Расшифруйте анаграммы. ( по группам, кто быстрее и правильно, получает 3 балла) Анаграмма - загадка с перестановкой букв в слове для образования другого слова. Учащимся класса раздаются карточки – задания, которые они должны расшифровать и поставить слова в логическом порядке. Какой раздел мы начинаем изучать? Что мы уже изучили в 5 классе из раздела «Материаловедение»? Пригодятся ли нам в жизни эти знания и где? Давайте вспомним классификацию текстильных волокон. Растительные волокна и их свойства мы изучили. Какие волокна мы будем изучать в этом году? | Учащиеся расшифровывают анаграммы, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и задачи урока, записывают схему «Классификация текстильных волокон» | «Анаграммы» кТнаь оВолнко лХпоко ёЛн рПжяа риалотеведеМатение Презентация «Классификация текстильных волокон» Опорная схема «Классификация текстильных волокон» | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
4 | Актуализация знаний, _____ мин | Сегодня на уроке вы познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения со свойствами шерстяных и шелковых тканей. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Сегодня мы продолжим изучение раздела "Материаловедение". В этом году мы будем работать с тканями из шерстяных и шёлковых волокон. Для этого у нас открываются 2 лаборатории по исследованию текстильных волокон. В течение всего занятия будем следить за результативностью работы их научных сотрудников. Но прежде чем перейти к исследованиям, давайте вспомним, что нам известно по теме "Материаловедение". Для этого проведем соревновательную игру. | «Своя игра» Каждая лаборатория по очереди выбирает вопрос, за правильный ответ получает в свой актив балл. | "Своя игра". Презентация (5 слайд) | Предметные: закрепление знаний о производстве нитей из волокон растительного происхождения. | Метапредметные: способность к рассуждениям. Личностные: умение ясно излагать свои мысли. |
5 | Первичное усвоение новых знаний, _____ мин | Загадка: он ни ночью и ни днем без работы не сидит и из тутовых листочков золотую нить сучит. Кто это? (тутовый шелкопряд) Учитель. А теперь переходим к нашим исследованиям. Из темы занятия видно, что мы будем работать с натуральными волокнами животного происхождения - шерстью и шёлком. | Лабораториям дается задание изучить историю происхождения волокон. Учащиеся выполняют компетентностно-ориентирован-ное задание по теме урока. Затем заслушиваются отчеты о проделанной работе. | Компетентностно-ориентированное задание (далее КОЗ) «Происхождение шерсти и шелка» | Предметные: формирование понятий :ткачество, материаловедение; овладение способами определять свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. | Метапредметные: умение выстраивать технологическую цепочку. Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи. |
6 | Первичная проверка понимания, _____ мин | Сейчас свой отчет о проделанной работе представит нам лаборатория по исследованию шерсти, а затем лаборатория по исследованию шелка. | Учащиеся отвечают на вопросы тестов КОЗ | | Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. |
7 | Первичное закрепление, _____ мин | Практическая работа № 1. "Исследование волокнистого состава тканей" | Учащиеся выполняют практическую работу | Практическая работа № 1. "Исследование волокнистого состава тканей" Оборудование и материалы: образцы тканей, лупа, пинцет, толстая игла, спички. Порядок выполнения работы: 1) рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого - матовая; 2) сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани; 3) другую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва; 4) рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон; 5) Обобщите полученные данные. Определите по таблице вид ткани каждого образца. | Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений | |
12 | Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция, _____ мин | Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь их определять. Вопрос. От чего зависят свойства тканей? Вопрос. Давайте вспомним, на какие группы делятся свойства тканей? Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся еще с 5 новыми свойствами ткани. Драпируемость - это способность ткани образовывать мягкие складки. (Демонстрация). Хорошей драпируемостью обладают ткани из длинных и тонких волокон. Износостойкость - устойчивость ткани к воздействию света, тепла. Пылеемкость - способность ткани воспринимать пыль и другие загрязнения. Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух. Намокаемость - способность ткани впитывать воду. (Демонстрация). | Учащиеся отвечают на вопросы учителя (От волокнистого состава, вида переплетения, особенности отделки). (Физико-механические, гигиенические, технологические). | | Предметные: определение свойств ткани, самостоятельное вы-полнение учащимися заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации | Метапредметные: умение сравнивать , делать выводы. Личностные: воспитывать аккуратность, умение работать в парах. |
13 | Обобщение и систематизация знаний, _____ мин | Задание «Слова потерялись» ( по группам) Учащимся класса раздаются карточки-задания с недописанными словами. Им необходимо дописать слова полностью. После выполнения задания проводится проверка. Ребята, назовите мне те слова, которые у вас получились после выполнения данной работы. Ответ: Гигроскопичность, драпируемость, теплозащитность, воздухопроницаемость. А что эти слова могут характеризовать? Ответ: Свойства волокон.(презентация) 4. Задание «Заполнить таблицу» Работая с текстом учебника стр 38, заполните таблицу 3 5. Анализ заполнения таблицы. 6. Работа по определению свойств натуральных волокон. Что такое гигроскопичность? Ответ: Гигроскопичность – способность волокна хорошо впитывать влагу и быстро высыхать. Что такое теплозащитные свойства? Ответ: Теплозащитные свойства - способность волокон сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани. Как натуральное волокно шерсти и шелка пропускает воздух? Ответ: Натуральное волокно шерсти и шелка могут хорошо пропускать воздух. | Отвечают на вопросы, работают с карточками, заполняют таблицу. | | Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. |
14 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, _____ мин | Предлагает разноуровневое д/з, проводит инструктаж по его выполнению. | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Составить и оформить коллекцию тканей и других текстильных изделий. Темы коллекций могут быть разнообразными: “Разновидности тканей по волокну”, “Разновидности тканей по назначению”, “Разновидности тканей по способу отделки” и т. д. - Подготовить интересные сообщения по данной теме. Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях | Мотивация на выполнение домашнего задания, определенного педагогом. Самоопределение в со-держании, способах и сроках выполнения домашнего задания на основе информации, полученной в результате самоконтроля и самооценки | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
15 | Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин | Далее обучающимся предлагается оценить свою деятельность на уроке. Далее обучающимся выставляются оценки за работу на уроке, при этом учитываются: - качество и объём выполненной практической работы. Выставляет оценки за урок. Учитель благодарит учащихся за плодотворную работу. | Учащиеся выполняют задание рефлексии. | Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок прошёл плодотворно, и вы остались довольны – прикрепите к дереву красные яблоки, если урок прошёл хорошо, но мог быть и лучше – прикрепите жёлтые яблоки, если урок не отличается от прежних уроков, и ни чего нового не принёс – зелёные яблоки | Предметные: формирование интереса к предмету «Технология», получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности. | Метапредметные: умение анализировать и делать выводы. Личностные: Умение адекватно оценивать свою работу. |