Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 36»
Преподавание технологии
Тема урока:
«Моделирование юбки».
Лепахина Наталья Эдуардовна
16.09.1957
МБОУ «Гимназия № 36»
Учитель технологии
Педагогический стаж - 38 лет
Высшая категория
Контактный тел.: 56-64-72, +79051560312
«_09.01.2019_»_________________
ИВАНОВО – 2019
Пояснительная записка
Моделирование одежды – это сложный, трудоемкий процесс, требующий специальных знаний, творческой фантазии, художественного вкуса
При изучении моделирования, учащиеся получают познавательные сведения об истории развития одежды, её классификации, об особенностях разработки моделей в соответствии с назначением изделия, сезоном, фигурой человека, для которого она предназначается. Учащиеся изучают требования, которые предъявляются к одежде разного назначения. На основе выполненных базовых конструкций швейных изделий они учатся применять элементы моделирования в соответствии с выбранным фасоном.
Моделирование одежды основано на трех основных принципах:
Соответствие одежды внешнему и внутреннему облику человека.
Соответствие одежды её назначению.
Соответствие используемого материала форме, назначению одежды.
Занятия по изучению моделирования одежды носят творческий характер и тесно связаны с изобразительным искусством. Так, учащиеся знакомятся с работой художника-модельера, учатся подбирать ткань к разработанной модели, определять наиболее целесообразные средства художественного оформления швейных изделий, решать вопросы соподчинения различных частей одежды.
Проведение занятий по изучению моделирования одежды может проходить следующим образом:
Учитель на выкройке основы М 1:4 показывает, как выполнить моделирование того или иного фасона изделия. Учащиеся переделывают эту же работу на основе М 1:4 в своих рабочих тетрадях, оформляют свою работу таким же образом, как это предоставлено в пособии учителя.
Достоинство этой методики в том, что учащиеся легко усваивают материал; в классе создается единый рабочий ритм; учитель может контролировать работу всего класса.
Недостатком методики является отсутствие самостоятельности учащихся при выполнении задания.
Учитель проводит инструктаж по работе с помощью инструкционных карт. При выполнении работы учитель рекомендует учащимся обращаться к динамическим пособиям.
В конце занятий учитель вызывает к доске учащихся из различных групп, дает им аналогичные задания, на выполнение которых отводится определенное время. В случае затруднения разрешается обратиться к членам своей группы.
Достоинство такой методики в том, что учитель активизирует всех учащихся. У них развивает чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
Недостаток этой методики в том, что на подготовку и проведение занятий на хорошем рабочем ритме учителем затрачивается много времени.
Учитель раздает учащимся карточки-задания, в них нарисованы фасоны изделий, которые предстоит моделировать. Дается описание последовательности выполнения работы и задаются вопросы, на которые в ходе выполнения работы необходимо найти ответы. Вопросы ставятся в такой форме, чтобы у учащихся сформировать понятие о моделировании. Способы моделирования необходимо предлагать с учетом индивидуальных способностей учащихся. Объединять учащихся в группы необходимо с учетом степени их подготовленности.
Индивидуальная форма организации занятий заключается в том, что учащиеся 6-ых классов моделируют изделия для себя. Их внимания обращается на главное в
решении задач моделирования изделия: определение силуэта, пространственные
композиции, решение форм отдельных частей изделия, выбор ткани, цветового решения и средств художественного оформления, использование различных способов моделирования.
Достоинство этой методики в том, что она позволяет развить у учащихся самостоятельность, творческий подход к решению поставленных перед ними задач.
Большое значение на занятиях по моделированию швейных изделий имеет умелое сочетание учителем различных форм и методов обучения, использование наглядных и технических средств обучения. Наглядность выступает не просто в роли иллюстрации, а сама служит источником знаний.
Одним из средств наглядности является обучение на основе КТ, что создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей, мышления, оптимизирует познавательный процесс.
С помощью различных программ можно превратить компьютер в рабочий стол модельера-конструктора. На различных дисках, появляющихся последнее время в продаже собрана большая информация по различным моментам программы предмета «Технология» раздела «Конструирование и моделирования». Что дает нам возможность создавать настоящие шедевры своими руками.
• Выбор модели для фигуры
• Магазин тканей
• Построение выкроек
• Моделирование
• Мастер классы
С помощью этих программ появилась возможность попробовать и реализовать любую фантазию.
Представленная разработка урока «Моделирование юбки. Разработка выбранного фасона» на конкурс опробована в течение 8-ми лет на параллели учащихся 6-ых классов.
Тема очень актуальная, так как главная цель предмета «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики и экономического кризиса. На уроке используются различные формы и методы обучения, компьютерные демонстрации и компьютерное тестирование.
Уроки воспринимаются учащимися очень серьезно и с большим интересом.
Преподавание технологии.
Раздел программы: Конструирование и моделирование одежды
Тема урока: «Моделирование юбки».
Цели и задачи урока:
Предметные
1.Систематизировать и закрепить знания сущности процесса моделирования, видов и этапов моделирования и практических умений по техническому моделированию юбки.
2.Усвоить учащимися понятия технического моделирования. определения технологических схем по внешнему виду.
3.Формировать знания по совершенствованию умений по актуализации полученных ранее знаний, внимания, памяти, речи, функций целеполагания, технического, пространственного, логического, аналитического мышления, творческой самостоятельности, самооценки, самоанализа, самоконтроля и взаимоконтроля.
4. Обобщить знания о профессиях, связанных с проектированием швейных изделий.
Планируемые результаты:
Занятие направлено на развитие у учащихся универсальных учебных действий: Личностные УУД
-установление учащимися значения результатов своей деятельности
-выделение морально-этического содержания событий и действий
-личностное, жизненное и профессиональное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
-построение образа «Я»
Регулятивные УУД
-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
-умение планировать собственную деятельность, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок
-волевая само регуляция
Познавательные УУД
-структурирование знаний
-выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи
-анализ объекта с выделением существенных признаков
-синтез составления целого из частей, в том числе с воспоминанием недостающих компонентов
--постановка логической цепи рассуждения
-решение проблемных ситуаций
-рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность
- выбор оснований и критериев для сравнения
-обобщение знаний о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере
Коммуникативные УУД
-умение аргументировать свои мнения в группах, отстаивать свою позицию, корректно возражать
-умение понятно, кратко, точно, корректно излагать свои мысли
-умение работать в малой группе
-участвовать в коллективном обсуждении проблем
- умение комментировать высказывание собеседников
-взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками
Информационные УУД
-умение осуществлять поиск информации с использованием учебных ресурсов и Интернет
-умение представлять информацию графическими средствам
Тип урока: контрольно-обобщающий урок (предметный урок с частично выраженной мета предметной составляющей)
Вид урока: проблемный.
Оборудование: учебник, доска, магнитная доска, компьютер, экран, проектор, планшеты с терминами, плакаты: «чертеж прямой юбки», «Разработка моделей юбок», компьютерная презентация, рабочая тетрадь, клей, ножницы, масштабная линейка, шаблоны, журналы мод, наглядные пособия (образцы моделей юбок различных фасонов), инструкционные карты: «Схемы технического моделирования», «Разработка выбранного фасона юбки», планшеты: «Виды деятельности», «Моделирование юбки».
Методы обучения:
Информационно-рецептивные: беседа, демонстрация изучаемых объектов и других средств наглядности, опрос, работа с инструкционными картами, схемами, образцами, инструктаж, наблюдение, выводы.
Репродуктивный: воспроизведение информации, выполнение задания.
Частично-поисковый: решение познавательных проблемных задач.
План урока.
№ | Этапы | Время (мин) |
1. | Теоретическая часть урока. | |
1.1. | Организационные моменты | 2 |
1.2. | Целепологание и мотивация | 7 |
1.3. | Актуализация опорных знаний. | 10 |
1.3.1. | Моделирование | |
1.3.2. | Описание модели юбки | |
1.4. | Работа по теме урока «Моделирование юбки. Разработка выбранного фасона» | 12 |
1.5. | Закрепление изученного | 7 |
1.6. | Физкультминутка | 1 |
2. | Практическая часть урока | 45 |
2.1. | Разработка выбранного фасона юбки | |
2.2. | Отработка обще трудовых умений | |
3. | Заключительная часть урока | 6 |
Конспект хода урока.
Номер слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Теоретическая часть урока 1.1. Организационный момент. Проверка явки, готовность учащихся к уроку | Готовятся к уроку, доклады старосты, дежурного |
Слайд 1 | 1.2. Целеполагание и мотивация Постановка проблемы урока: Слово учителя: На предыдущих занятиях мы с вами определили круг проблем, связанных с изучением очень интересного раздела предмета «Технология» - «проектирование», сформулировали задачи и разобрали ряд направлений: Современная мода Потребительский спрос Свойства ткани Конструирование юбок Моделирование юбок (основные моменты) Дома вы выработали идеи к своему творческому проекту «Юбка» (девиз проекта – «Нет ничего невозможного») и сегодня на уроке попробуете их воплотить. (название темы, термины, макеты, появляются на доске после ответов учащихся) | Вспоминают и воспроизводят информацию, дополняют и корректируют ответы, высказывают суждения, делают умозаключения. |
Слайд 2 | Демонстрируются образцы изделий моделей юбок различных фасонов (используются средства ИКТ- диск, специальное издание «Юбки» из серии Кройка и шитье. Можно использовать коллекции мод юбок из журнала мод) Задания и вопросы учащимся: Рассмотрите внимательно представленные образцы моделей юбок и ответьте на вопросы: - Нравится ли вам представленные образцы юбок? - Чем они отличаются друг от друга? - Давайте остановимся на одной из образцов моделей юбок, и ВСЕ сошьем подобное!? - Вы хотите выбрать модель юбки по своему усмотрению? - Что для этого надо знать, какую тему вспомнить? - Сформулируйте сами тему и цели нашего урока (тему записывает на доске) | Исследуют образцы моделей юбок (анализ, сравнение). Высказывают суждения. Формулируют выводы. Осознают и формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
| Актуализация опорных знаний Моделирование Задания и вопросы учащимся: | Вспоминают и воспроизводят ранее изученную информацию. Слушают, наблюдают, отвечают на поставленные вопросы. Предлагают различные варианты ответов. |
Слайд 3 | - Какие ассоциации у вас возникают от ключевого слова «МОДЕЛИРОВАНИЕ»? При ответе используйте буквы этого слова. | Предполагаемые ответы: - Моделирование: модель, одежда, оборка, дизайнер, разрезы, овал, волан, выточка, выкройка, лекало, основа и т.д. |
Слайд 4 | - Имена каких художников-модельеров вам известны? - Кого из названных ведущих мировых создателей моды мы можем выделить и почему? | Имена модельеров: Кристиан Диор, Пьер Карден, Джанни Версаче, Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Наталья Плеханова Вячеслав Зайцев – наш соотечественник. До настоящего времени поддерживает связь, оказывает помощь и является куратором факультета «Дизайна и культурного сервиса» ИГТА. Корректируют ответы друг друга. |
Слайд 5 | Проверочная работа в виде тестов. | Выполняют тест |
Слайд 6 | Проверка тестов | Самоконтроль, взаимоконтроль. |
Слайд 7 | Рассмотреть схему «Моделирование юбки», восстановить алгоритм действий. | Пользуясь схемой, восстанавливают алгоритм действий. |
Слайд 8 | Организация комментируемого пробного показа этапов технического моделирования на макетах деталей одной из моделей юбок (магнитная доска). В результате действий на доске появляется схема будущей практической работы. | Один ученик выполняет действия, комментируя их, остальные наблюдают, корректируют их в случае необходимости (внимание, память, речь) |
Слайд 9 | Описание модели юбки. | Решают познавательные задачи (анализ, сравнение, выводы) |
Слайд 10 | Работа по теме урока. «Моделирование юбки». Задания и вопросы учащимся: - Из представленных видов деятельности, изображенных схематично, выберите тот вид деятельности, которым мы будем сегодня заниматься? ○ Назовите его (их)? ○ Назовите профессии. ○Какие высшие учебные заведения в городе Иваново готовят специалистов данной профессии? | Работа в группах. Предполагаемые ответы: Виды деятельности •художественное моделирование? •Техническое моделирование Профессии •художник-модельер? •инженер-конструктор ВУЗы •Ивановская государственная текстильная академия (ИГТА) |
Слайд 11 | Исследуйте варианты заданий образцы моделей юбок из предложенной коллекции | Каждой группе учащихся предлагается определённый вариант задания, соответствующий уровню их подготовке. Варианты задания: Предлагается 1. Модель юбки (из коллекции) Исследуют: - описание моделей юбок - схемы технического моделирования |
Слайд 12 | схемы технического моделирования | 2. Схема технического моделирования: Исследуют: - модели юбок (из коллекции) - описание моделей юбок |
Слайд 13 | описание моделей юбок | 3. Описание модели юбки Исследуют: - модели юбок (из коллекции) - схемы технического моделирования |
| Найдите (в зависимости от варианта задания) соответствующие: - описание предложенной вам модели - схему технического моделирования - модель юбки (из коллекции) - описание модели юбки - модель юбки (из коллекции) - схему технического моделирования | Решают проблемные задачи. Формулируют учебные гипотезы. Делают выводы. Обосновывают свои решения и действия (анализ, сравнение) |
Слайд 14 | Закрепление изученного Организация работы в микрогруппах с технологическими картами: Разработка выбранного фасона юбок | Анализируют, осмысливают информацию, выделяют главное, усваивают алгоритм действий. |
Слайд 15 | Моделирование юбки Обсуждение порядка предстоящей практической работы. Подведение итогов. |
Слайд 16 | Задание учащимся: Выделите сами критерии качества выполненной работы. | Предлагают различные варианты, вместе принимают решения. Предполагаемые ответы: Соответствие модели юбки ее назначению. Соответствие используемого материала форме и назначению модели Правильность выполнения практической работы (соответствие формы деталей выкройки выбранной модели) Аккуратность |
Слайд 17 | Физкультминутка (используются средства ИКТ) | Выполняют предполагаемые действия |
Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 | Практическая часть урока Моделирование юбки. (М 1:4 и М 1:1) Организация самостоятельной работы с использованием инструкционных карт: •разработка выбранного фасона юбки •моделирование юбок Организация беседы с учащимися Проведение индивидуального инструктажа на рабочих местах Наблюдение за работой учащихся, оказание им помощи в выявлении и исправлении ошибок Отработка обще трудовых умений Организация рабочего места. Соблюдение правил техники безопасности с ножницами и клеем. Бережное отношение к материалам, оборудованию и инструментам. Организация целевых обходов рабочих мест, наблюдение за работой учащихся, беседы с ними. | Вспоминают, сопоставляют собственные действия с указанными в инструкционных картах. Выполняют практическую работу (один из вариантов выполняемых практических работ), обосновывают свои действия (самоконтроль, само коррекция, самоанализ, аргументация своих действий). Воспроизводят информацию, аргументируют свои действия (самоконтроль, взаимоконтроль, само коррекция) |
| Заключительная часть урока Организация фронтальной работы по обсуждению итогов урока. Привлечение учащихся к оценке результативности урока и к оценке выполненных работ - Усвоение теоретического материала - Освоение практических действий - Качество выполненных работ Вопросы и задания к учащимся: - Какие цели стояли перед нами? - Все ли цели удалось выполнить? - Какие встретились трудности? - Над чем предстоит еще работать? - Оцените выполненные вами работы по заданным критериям. - Где вы можете применить полученные знания и умения? Домашнее задание: Принести ткань для изделия, портновский мел, булавки. Организация уборки мастерской | Анализирую информацию, сравнивают высказывают суждения, умозаключения, делают выводы, оценивают качество и правильность выполнения работ по заданным критериям (самоанализ, самоконтроль). Записывают в дневники |
11