Введение
Квартира, в которой мы живём, работаем и отдыхаем, должна быть удобной, уютной и, конечно красивой. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства. Для этого можно многое сделать своими руками.
Цель проекта: теоретически обосновать, описать, и разработать технологию выполнения картины в технике лоскутного шитья
Задачи:
Проанализировать специальную, справочную, искусствоведческую литературу по проблеме исследования;
Описать конструкцию и особенности выполнения картины;
Выполнить картину.
Главное в этом проекте то, что изделие можно сделать самостоятельно. При выборе данного проекта были учтены следующие моменты:
В процессе изготовления этой картины используются приобретенные знания, умения и навыки в области технологии;
Изготовив такую картину, можно внести личный вклад в оформление квартиры, сделав приятный подарок родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Челябинской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4 города Златоуст
Творческий проект
на тему: «Лоскутное шитье»
Выполнила:
Ученица 8 «Б» класса
Бондарева В. Е.
Проверила:
Учитель технологий
Мануйлова Ю.С.
Златоуст, 2013
Введение
Квартира, в которой мы живём, работаем и отдыхаем, должна быть удобной, уютной и, конечно красивой. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства. Для этого можно многое сделать своими руками.
Цель проекта: теоретически обосновать, описать, и разработать технологию выполнения картины в технике лоскутного шитья
Задачи:
Проанализировать специальную, справочную, искусствоведческую литературу по проблеме исследования;
Описать конструкцию и особенности выполнения картины;
Выполнить картину.
Главное в этом проекте то, что изделие можно сделать самостоятельно. При выборе данного проекта были учтены следующие моменты:
В процессе изготовления этой картины используются приобретенные знания, умения и навыки в области технологии;
Изготовив такую картину, можно внести личный вклад в оформление квартиры, сделав приятный подарок родителям.
Глава 1. Конструкция изделия
1.1 История и современность
Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции - мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой или лоскутной мозаикой. Шить из лоскутков стали во второй половине XIX века, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи. К сожалению, лоскутная техника как вид декоративно-прикладного искусства не вошла в перечень народных промыслов, поддерживаемых государством, и уже в 1920-х годах русское лоскутное одеяло стало больше утилитарным, чем художественным предметом. Мастерицы шили одеяла из старых изношенных тканей без особого подбора лоскутков по цвету и форме. Лоскутная мозаика, аппликация и стежка независимо друг от друга существовали почти у всех народов. Самая древняя аппликация, датируемая 980 годом до н. э., была найдена в Египте. Фрагменты стеганых изделий обнаружили при раскопках скифских курганов. В Европе стежка появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. Вплоть до XVIII века ее использовали, прежде всего, для укрепления многослойной одежды. Стеганые одеяла и покрывала были распространены в основном на юге Франции и Англии, где примерно до 1750 года их шили из цельных полотнищ и украшали контрастной вышивкой. Экономичная лоскутная техника как вид декоративно-прикладного искусства возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме индийское одеяло, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком, считалось признаком достатка. Очень скоро появились и подделки - одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей, изготовленные на английских мануфактурах. В 1712 году правительство Англии, заботясь о сохранении и развитии собственных шерстяных и шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Конечно, контрабанду ситца это не остановило, однако он стал дефицитен и дорог. Бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для других изделий. Яркие элементы узора ткани шли на аппликации: их нашивали на льняные или шерстяные полотна. А из мелких разноцветных лоскутков собирали единое полотно по принципу мозаики. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны. В домах без большого достатка она позволяла рукодельницам создавать модные текстильные предметы интерьера, например, парадные стеганые одеяла. В дальнейшем лоскутное шитье активно развивалось там, куда шли первопроходцы. Собирать из кусочков тканей стеганые одеяла и другие вещи их заставляли условия жизни. Великолепные образцы лоскутных изделий шили мастерицы севера Скандинавии, Русского севера и Сибири, запада США. В Америке лоскутная техника постепенно из необходимости превратилась в любимое занятие очень многих людей и стала национальным видом декоративно-прикладного искусства. За последние два столетия американские мастерицы разработали множество прекрасных узоров, ставших традиционными, и придумали определенные технологии изготовления лоскутных изделий. Любители этого вида искусства объединяются в "квилт-клубы" ("квилт" в переводе с английского - "стеганое лоскутное изделие"). Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов.
Глава 2. Технология изготовления
2.1 Выявление основных параметров и ограничений
Изделие, которое я решила выполнить, должно быть аккуратным, красивым и прочным. Для этого изделие должно отвечать следующим требованиям:
изделие должно быть выполнено аккуратно
изделие должно соответствовать выбранной стилистике
изделие должно быть красивым
изделие должно быть прочным
2.3 Требования к изделию
Название изделия
Картина
Функциональное назначение
Декорирование квартиры
Пользователь
Член семьи
Единоличное или массовое производство
Единоличное
Требование к материалам
Качественные ленты и ткань
Метод изготовления
Ручная работа
Требования с точки зрения безопасности использования
Соответствует
Экологические требования
Не вредит окружающей среде
2.4 Инструменты, оборудование и материалы
2.5 Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
изделие изготовлено из натуральной ткани;
изделие имеет законченный вид;
внешний вид изделия производит благоприятное впечатление.
2.6 Правила безопасности во время работы
1 .Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе). При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и дисциплинированы. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
2..Убедиться в отсутствии ржавых и гнутых иголок и булавок. Шить с наперстком. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок от себя. Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду. Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола .3 .Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга электрического коврика на полу около места для глажения.
Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.
При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.
При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюг не касалась электрического шнура.
4 .Никогда не работайте при закрытых вентиляционных отверстиях. Содержите вентиляционные отверстия швейной машины и ножную педаль свободными от пыли, грязи, обрывков ткани и ворса.