Конспект занятия по программе «Мастерилка», второй год обучения.
Тема занятия: Традиционная русская вышивка.
Цель : обучающая -систематизация и обобщение знаний о традиционной русской вышивке, о видах вышивки; о роли вышивки в русской культуре.
развивающая - развитие познавательного интереса обучающихся к народному творчеству;
воспитывающая – воспитание художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
Систематизировать и обобщить знания о традиционной русской вышивки.
Знакомство с видами вышивки: крестом, бисером, гладью, лентами. Формирование навыков работы в технике вышивки.
Планируемые результаты:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.
Метапредметными результатами на занятии является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- учиться совместно с педагогом, выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД:
- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
- Развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке (средством формирования этих действий служит технология сотрудничества).
Ход урока
I Организационный этап.
Учитель: - Здравствуйте!
Все расселись по местам.
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
- Будет интересно!
II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы с вами начинаем изучать один из больших и значимых разделов программы. Но чему он посвящен мы будем узнавать на занятии по этапам. Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы, получить конверт, что в конверте секрет. Распечатайте его и вы узнаете тему нашего занятия.
1 группа – термин «традиционная»
2 группа – термин «русская»
3 группа – термин «вышивка»
По одному из команды предлагаю выйти к доске с листом и встать поочерёдно.
В кластер записываем термин «Вышивка»( правило ЖИ ШИ)
Я: _ Что такое вышивка? Я хотела бы, чтобы вы нашли определение термина «Вышивка» в информационных листах, которые я для вас приготовила.
Подвожу итог.
Я:- Скажите, пожалуйста, кто из вас знает пословицы и поговорки о труде. (Ответы детей)
Я : Мы продолжаем работать. Я предлагаю вам поработать в группах,играем в пазлы. Соберите пазлы и вы узнаете о чём пойдёт дальше речь.
1 группа – пазл «Вышивка бисером»
2 гуппа – пазл «Вышивка лентами»
3 группа – пазл «Вышивка крестом»
4 группа – пазл «Вышивка гладью»
Какие получились у вас картинки?
1 группа – пазл «Вышивка бисером»
2 гуппа – пазл «Вышивка лентами»
3 группа – пазл «Вышивка крестом»
4 группа пазл «Вышивка гладью»
Предлагаю выйти к доске и показать. Выходят девочки и говорят, что с другой стороны написан текст. Прочитываем и узнаём, что это виды вышивки.
В кластере на доске записываем. Виды вышивки.
Для того, чтобы вышивать нам ведь нужны какие-то приспособления, предметы. Какие давайте узнаем:
Игра «Бабушкин сундучок»:
1 Загадка о ножницах
Инструмент бывалый – небольшой, не малый.
У него полно забот, он и режет и стрижет. (Ножницы)
2 Загадка о игле
Конь стальной, хвост льняной. (Игла)
3 «Переполох» ( слова БИСЕР - СЕРБИ, Канва ВАКАН, ЛЕНТЫ - ТЫЛЕН) – Работа в парах.
4 Термин Пяльца собрать у доски (из картона вырезаны треугольники разного размера, на которых пропечатаны буквы П, Я, Л, Ь,Ц, А) – выходят два человека.
Продолжаем составлять кластер «Вышивка». (ножницы, игла, бисер, канва, ленты, пяльца)
Так вот мы с вами узнали, что нам потребуется, для вышивки. Этими предметами пользовались и наши с вами бабушки, когда садились за вышивание.
Как и в любой другой работе, так и в вышивке есть правила, которые мы должны соблюдать.
Скажите, пожалуйста, почему На «Доске почёта» прописаны слова НОЖНИЦЫ, ИГЛА, БиСЕР. Ответы детей.
Вспоминаем Т,Б,
Продолжаем составлять кластер «Вышивка». (Т,Б)
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Цель этапа: Снять усталость в процессе умственных занятий.
Ну-ка дружно по порядку
Выходите на зарядку!
Руки мы в локтях согнули
Вверх подняли, замахали,
Спрятали за спину их
Ах, давайте оглянемся
Через правое плечо
Через левое еще!
Тихо все сейчас присели,
Посидели, посидели
А теперь друзья встаем
И за парты все идем.
Самостоятельная работа учащихся в группах:
Девочкам раздаются заранее вырезанные заготовки разных по форме цветов. Задача состоит в том, что каждая должна вышить лепестки швом вперёд иголку. На карточках показана технология выполнения стежка.
Работа индивидуальная.
В работу можно добавить бисер.
Я говорю, что существует огромное количество видов стежков, но о них мы узнаем на следующих занятиях
Продолжаем составлять кластер «Вышивка» (шов вперёд иголку).
Итог самостоятельной работы: прошу каждую девочку поднять, то, что получилось. А теперь на столе положите вместе цветы, которые вы сделали. Что получилось? Правильно букет. А теперь каждая группа поочерёдно выходит к доске и прикрепляет цветы на полотно.
Посмотрите, что=же у нас получилось? Получилось панно. Цветы выполнены из фетра, но вышиты стежком «Вперёд игла, с элементами вышивки бисером.
Рефлексия.
Учитель: - Скажите, пожалуйста, о чём мы сегодня говорили? Чем мы занимались на уроке? (Ответы детей:- Сегодня на уроке мы работали со словарями, учебником, составляли кластер на тему «Вышивка», работали самостоятельно, в парах и группах, создали панно.
-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
- А что мы должны ещё сделать? (Ответы детей: - Поблагодарить друг друга за работу)
- Если вы в работе испытывали затруднения, то возьмите кружочек тёмного цвета для серединки вашего цветка, а если вам было легко и всё понятно, то возьмите яркий цвет кружочка для серединки вашего цветка. Девочки крепят серединки цветков на панно.
Заключительный этап.
Учитель:
Девочки, огромное вам спасибо за урок. Я, считаю, что мы отлично справились с заданием.