Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Создание целостной системы изучения культурного наследия края в технологичном образовании на примере изготовления украшений как элемента традиционного костюма Заонежья.
Задачи урока:
1. Ознакомить с элементами декора традиционного костюма Заонежья.
2. Воспитать эстетический вкус детей.
3. Развить художественно-творческую активность в процессе изготовления украшений.
Метод обучения: информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический.
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Дидактический материал: иллюстрации, альбомы, репродукции.
Материально-техническое обеспечение: образцы вышивки, пяльца, тетрадь, игла, схема, карандаш.
Межпредметные связи: история, МХК, ИЗО, черчение моя Карелия.
Объект труда: изготовление украшения - бус «бобошки».
Продолжительность занятия: 2 урока.
К конспекту урока прилагается:
Презентация «Украшение как элемент декора традиционного костюма Заонежья»;
Презентация «Изготовление бус «бобошки»».
Ход урока:
1. Организационная часть в начале урока:
1) Проверить наличие учащихся.
2) Проверить готовность к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока
Сегодня мы с вами познакомимся с украшениями традиционного костюма Заонежья (слайд № 1).
Женский и девичий убор крестьянский костюм дополнялся многочисленными украшениями. Они надевались прямо на тело: шею, мочки ушей, запястья и пальцы рук; а так же скрепляли и украшали различные части костюма. Цепочки, часы, серьги, браслеты, кольца и перстни, броши, бусы, «жемчужные нити» - покупались в торговых лавках, были монастырского, фабричного или кустарного изготовления. Частично же, подобные предметы могли выполняться руками самих крестьян (слайд № 2).
Ушные украшения: в Карелии и на Севере России очень были популярны серьги-«бабочки» (слайд № 3).
Бабочки — серьги из жемчуга, бисера, рубленого перламутра, металла. Они представляли собой металлический стержень с двумя лопастями по сторонам из бисера, жемчуга, перламутра, низанного на конский волос или тонкую проволочку, и прикрепленной к концу стержня металлической каплевидной подвески, оплетенной сеткой из жемчуга. Боковые лопасти серег напоминали крылья бабочки (слайд № 3).
К концу XVIII века жемчужные серьги становятся очень легкими; их делают в виде гирлянды или ажурной ленты, сложенной вдвое. Длина таких серег могла быть от 5 до 9 см. они будут прекрасным дополнением к праздничному костюму (слайд № 4).
Наряду с серьгами в Заонежье, например, бытовали бусы «бобошки». Бусы в технике объёмного плетения с условным названием бобошки, были распространены в Олонецкой губернии, а также по всему северу (слайд № 5).
Жемчужные ожерелья. Из 5-6 жемчужных нитей, пришитые на два кумачовых лоскута и завязывающиеся на шее сзади двумя тесемками. Такие бусы иногда посередине перехватывали брошью (слайд № 6).
Косник – девичий убор вплетается, в самый конец косы и удлинял ее. На (слайде № 7) мы видим большое разнообразие. Разберем один из них. Косник представляет собой большую круглую розетку, обрамленную сборчатой лентой. К розетке прикреплена кисть. Узор состоит из вписанной в круг семилопастной орнамен-тальной фигуры с круглой запаной в центре. Запана украшена камнями, пассаженными в гнезда. Семилопастная фигура шита половинчатым жемчугом в сочетании с перламутровыми бусами. Такими же бусами шит обрамляющий круг. Бусы служат заменой настоящего жемчуга. У основания косы прикреплялся большой бант со множеством ниспадавших до пояса муаровых и шелковых лент.
Налобные женские украшения из речного жемчуга (позднее из бисера) носили вплоть до 30х годов ХХ века. Поверх повязки на головном уборе девушки, женщины укрепляли украшение из речного жемчуга. Это нитки с нанизанным жемчугом или бисером, перевитые определенным образом, которые назывались по-разному в разных местностях: жемчуг, жемчужная нитка, «перо», налобник, головная нитка (слайд № 8).
Большое внимание уделялось и украшением для рук (слайд № 9).
Для изготовления поднизей и сережек использовался местный жемчуг, добывавшийся в реках Олонецкой губернии. Это речки Пожа и Туба – Пудожского уезда Олонецкой губернии; Повенчанка, Кумса, Остера – Повенецкого уезда; Канома и Янсельга – Лодейнопольского уезда. О том, насколько ценился олонецкий жемчуг, свидетельствует исторический факт, упоминаемый В.Майновым, когда в XVII веке нитка повенецкого жемчуга была преподнесена императрице Екатерине II (слайд № 10).
Легенды о северном речном жемчуге.
Тайна возникновения жемчужин в моллюсках стала источником множества легенд. В древности существовало поверье, что жемчуг тускнеет, когда хозяин идет на сделку с совестью, совершает неблаговидные поступки. В истории России описан такой случай: у Ивана Грозного был посох, обшитый прекрасным северным жемчугом. И вот однажды этот жемчуг внезапно "потух". Для восстановления первоначального жемчуг был спорот с посоха, нанизан на вощеную нитку и отослан в село Кереть, в Карелию, где жил знахарь, умевший возвращать "потухшему" жемчугу блеск и сверкание. Для выполнения этой нелегкой задачи одна из молодых девушек должна была надеть присланное ожерелье на шею и купаться с ним в реке сто и одну ночь. Согласно другой трактовке этого предания, дабы вернуть блеск потухшему жемчугу, посох Ивана Грозного 101 раз опускали в воду северных рек. Точно ли так совершалась эта операция, неизвестно, однако жемчуг был возвращен царю "ожившим".
Еще в Карелии жила такая легенда: «В жабрах рыбы семги зарождается жемчужная искра и, возвращаясь через 3 года из моря на место своего рождения, семга в солнечный день опускает эту искру в раскрывшуюся раковину. От этой искры и родится лучший жемчуг». К жемчугу на Руси всегда относились с особой почтительностью. Его добывали только при радостном расположении духа, не допуская бранных слов и ссор. Искатели жемчуга отправлялись на промысел обязательно после бани и в чистой одежде. Считалось, что заниматься добычей жемчуга могут только люди с чистой душой. Даже перед выходом на ловлю раковин полагалось старательно выпариться в бане[1]. Люди верили: ни дурных слов, ни дурных поступков, ни дурного запаха жемчуг не выносит. Не давался он и в руки жадным людям.
Поэтичные руны древнего карело-финского эпоса "Калевала" немало строк посвятили богатству карельского женского наряда, в том числе упоминаются украшения из жемчуга: ".А сама хозяйка леса, подающая отраду, в золотом была браслете, в золотых на пальцах кольцах, головной убор из злата, в волосах златые ленты, а в ушах златые серьги и на шее крупный жемчуг."; ".ты одень из шелка ленты и из золота налобник, ты надень блестящий жемчуг, золотой на шею крестик…»
3. Практическая часть.
Дорогой друг! Ты прослушал историю женских украшений, услышал много интересного. Предлагаем проверить свои знания в творческих заданиях (слайд №11, 12).
Изготовление бус «бобшки» по технологической карте.
4. Заключительный инструктаж.
а) подведение итогов урока;
б) анализ допущенных ошибок;
в) выставление оценок;
г) домашнее задание (повторить пройденный материал, доделать образец);
д) уборка рабочего места.