Конспект урока по швейному делу по теме "Пошив наволочки с клапаном" предназначен для учениц 7 класса и соответствует адаптированной программе предназначенной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Урок содержит гимнастику для глаз, инструкционную карту, технологическую карту которая применяется для оформляется на классной доске и с помощью нее рассматривается поэтапность пошива наволочки с клапаном. Она способствует лучшему усвоению материала урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Здравствуйте девочки. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и пожелаем нам с вами удачи, терпения. Сегодня мы с вами как обычно урок начнем с «пятиминутки», прочитаем термины ручных и машинных работ, которые нам пригодятся при выполнении практической работы на уроке. Сначала прочитаем «про себя», а потом вслух.
Учитель: Мы с вами продолжаем шить постельное белье. Тема нашего сегодняшнего урока «Пошив наволочки с клапаном»
Мотивация: А для чего нам с вами необходимо постельное белье?
Ученицы: Для того чтобы было приятно телу(удобства) и гигиены……..
2.Актуализация ранее изученных знаний.
Учитель: А теперь девочки я предлагаю вам подойти к столу и внимательно рассмотреть готовые изделия (ночная сорочка, пижама, пододеяльник, наволочка, простынь). А затем я попрошу вас назвать их и перечислить те изделия, которые относятся к постельному белью.
Ученицы: Называют те изделия которые относятся к постельному белью.
Учитель: А сейчас посмотрите на стенд, где расположен « Ассортимент тканей». И вам будет такое задание: рассмотреть образцы тканей и выбрать те ткани, из которых шьют постельное бельё. А затем мы с вами побеседуем.
Учитель: И так девочки, ответьте мне на такие вопросы:
Из каких тканей шьют постельное бельё? (Хлопок, лён, ситец, бязь, сатин). Какими свойствами обладают бельевые ткани? (Прочностью при растяжении, стойкостью к истиранию, теплозащитными свойствами, электризуемостью, устойчивостью окраски).
Учитель: Молодцы! А сейчас давайте поиграем в небольшую игру «Волшебный цветок»
Задание: Закрыть цветными лепестками бельевые швы, применяемы при пошиве постельного белья на цветке.
Учитель: А почему при пошиве белья применяют запошивочный и двойной швы?
Ученицы: Эти швы очень прочные, так как их выполняют двумя машинными строчками.
Словарная работа слайд
А сейчас давайте посмотрим на экран и вспомним как правильно нужно писать названия так нам необходимых швов при пошиве белья.
Вставить пропущенные буквы в слова: зап...ш...вочный, дв...йной шов.
Из этих двух видов швов, какой применяют при пошиве наволочки с клапаном? (Двойной).
Как обрабатывают поперечные срезы наволочки? (Швом вподгибку с закрытым срезом).
Какая должна быть ширина шва вподгибку в готовом виде? (10 мм.)
Учитель: Молодцы! А сейчас посмотрите на доску и внимательно рассмотрите последовательность пошива наволочки.
Задание 1: Расставить правильно последовательность операций при изготовлении наволочки с клапаном .
Задание 2: Последовательность расставили, а сейчас расставьте последовательность выполнения швов.
Учитель проговаривает всю последовательность изготовления наволочки.
Фронтальный опрос уч-ся.
Какую работу вы сейчас будете выполнять? Какая цель вашей практической работы, что вы должны научиться делать?
Сколько сантиметров должно быть отложено? (25 см.).
Какими машинными швами можно обработать боковые срезы наволочки?
Какой шов вы будете выполнять в два приёма? (Двойной шов).
Расскажите технологию выполнения шва вподгибку с закрытым срезом.
Есть ли вопросы по выполнению практической работы?
3.Практическая работа.
Беседа по технологической карте(с чего начнете пошив наволочки, какой шов будете выполнять, боковые стороны каким швом будете выполнять)
Гимнастика для пальцев рук.
Молодцы! Давайте немного отдохнем!
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
Отдохнули?
Дети: Да
А прежде чем приступить к выполнению практической работы, нам что необходимо повторить?
Дети: Правила безопасной работы
Повторение техники безопасности
Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину
Пальцы дальше от иголки
Под косынку спрячем челки
Хранить булавки в игольнице,
Давайте, повторим все вместе:
Чтоб не болели зубы и живот,
Не брать иголки и булавки в рот.
На стол кладу я ножницы кольцами к себе
Передаю я ножницы кольцами к тебе
Сомкнутыми ножницы должны лежать
Положить разомкнутыми –лежатьможет быть беда,
На подставку поскорей ты поставь утюг!
Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура
Не оставь утюг включенным в кабинете до утра
Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю.
4.Физ.минутка
Буратино, раз нагнуся, два нагнулся, три нагнулся,
Руки в сторону развел видно ключик не нашел.
Давайте еще раз повторим
Буратино, раз нагнуся, два нагнулся, три нагнулся,
Руки в сторону развел видно ключик не нашел.
Пошив постельного белья (наволочки с клапаном) по технологическим картам.
Вводный инструктаж
Во время выполнения практической части вы должны постоянно контролировать свою работу: ширину подгибов, качество машинных строчек, не забывать выполнять машинную закрепку. Для того чтобы вы не забывали проверять качество своей работы я предлагаю вам карточки, где напечатаны все необходимые требования к качеству готовой продукции.
Текущий инструктаж, целевые обходы учителем рабочих мест учащихся, оказание индивидуальной помощи слабым учащимся.
1.Целевой обход: проверить качества выполненного шва
Какой термин необходим для выполнения данной операции? Проверить соблюдение ТБ при работе на швейной машине.
3.. Целевой обход: Проверить правильность выполнения двойного шва. Какой нам термин необходим для выполнения данной операции?
4.. Целевой обход: Проверить соблюдение техники безопасности
5. Целевой обход: Проверить ТБ при работе с утюгом и правильность выполнения работы. Какой нам термин необходим для выполнения данной операции?
5.Закрепление.
Беседа.
Назовите тему урока.
Чему вы учились на практической части занятия? Какая цель стояла перед вами?
Какие срезы наволочки вы обрабатывали сегодня?
Каким швом обрабатываются боковые срезы?
Какая ширина шва в готовом виде?
Для чего служит клапан в наволочке?
6. Подведение итогов урока
Оценка качества выполненной работы учащимися (самооценка).
Количество выполненных операций, готовых изделий.
Выставление оценок.
7.Рефлексия
Девочки, вам понравился урок?
А какое у вас настроение после уроков?
8. Уборка рабочих мест
Список использованной литературы
1. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2006.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 201
Карточка №1
Проверка качества работы.
Шов вподгибку с закрытым срезом.
1) ширина шва в готовом виде соответствует техническим требованиям – 7-10 мм;
2) машинные закрепки выполнены в начале и конце строчки, длина закрепок 7-10 мм.
Технологическая инструкционная карта.
Тема урока: Пошив наволочки.
Обработка боковых срезов наволочки.
Выполнение двойного шва.
Необходимые инструменты приспособления, принадлежности: ножницы, швейная машина, гладильная доска, утюг.
Перед работой повторить: технику безопасностис утюгом; технику безопасностис ножницами; технику безопасностипри работе на швейной машине.
План работы:
Проложить машинную строчку по лицевой стороне;
Проложить машинную строчку по изнаночной стороне.
№ п/п
Ход работы
Необходимые инструменты и принадлежности
Рисунок
Словарные слова
1.
Отложить по линейке на лицевой стороне детали длину клапана, поставить карандашом метки
Линейка, карандаш
2.
Перегнуть клапан по меткам на изнаночную сторону, сколоть булавками.
Подогнуть поперечный срез детали наволочки на второй раз, заметать, застрочить.
Выполнить обработку второго поперечного среза по той же последовательности.
№ п/п
Ход работы
Необходимые инструменты и принадлежности
Рисунок
Словарные слова
1
Перегнуть поперечный срез детали на изнаночную на сторону
15 мм(1,5 см), заметать по сгибу
Линейка, игла, нитки, ножницы
Изнаночная сторона;
2
Отложить по линейке 10 мм(1 см) от сгиба, подогнуть срез, заметать
Линейка, игла, нитки, ножницы
заметать
3
Застрочить на расстояние 1-2 мм(0,1-0,2 см) от края внутреннего подгиба, закрепить начало и конец строчки. Удалить нитки строчек временного назначения. 1-3
Приутюжить шов.
нитки, ножницы Швейная машина
Застрочить, приутюжить
4
Выполнить обработку противоположного поперечного среза по пунктам 1-3.
Накладной
Стачной
Двойной
Вподгибку с
закрытым срезом
Вподгибку с
открытым срезом
Запошивочный
Заметать-временно закрепить подогнутый край детали прямыми стежками