Систематизация и использование знаний, умений и навыков, полученных на уроках швейного дела и математики при построении чертежа сумки.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Расширить представления детей о взаимосвязи уроков математики и швейного дела.
2.Учить пользоваться знаниями, полученными на других общеобразовательных предметах.
Коррекционно – развивающие:
1.Развивать умение ориентироваться в пространстве на примере работы с нелинованной бумагой.
2.Корректировать мыслительные операции (память, мышление, внимание).
3.Развивать речь обучающихся, используя подробный анализ образца изделия.
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность, ответственное отношение к работе.
Оборудование:
Набор геометрических фигур, измерительные инструменты (линейки, угольники), инструкционная карта.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель:
Добрый день, всем кто пришёл на наш урок! Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им и друг другу. И с хорошим настроением начнём работать.
2. Сообщение темы урока.
Давайте вспомним, какие изделия мы с вами сшили? (мешочек, наволочку). Вы помните, с чего мы начинали работу? Предлагаю вам составить план работы над изделием с опорой на карточки (слайд 2)
На прошлом уроке мы познакомились со швейным изделием – сумкой, определили её размер, чем будем заниматься сегодня?
3. Повторение пройденного на уроках швейного дела.
Прежде чем приступить к построению чертежа, давайте вспомним, о чём мы говорили с вами на прошлых уроках. Опираясь на план анализа изделия, расскажите все, что знаете о сумке (слайд 4)
(ответы детей).
План анализа изделия.
1. Название изделия.
2. Где применяется изделие.
3. Форма.
4. Детали.
5. Ткань
6. Швы, стежки.
Учитель:
- Какую форму имеет сумка? (форму прямоугольника)
- Сколько мерок нужно знать, чтобы построить прямоугольник?
(Ди и Ши) (слайд5)
- Для построения чертежа, нам сегодня понадобятся знания и умения, которыми вы овладели на уроках математики. Давайте проверим, что вы знаете о геометрических фигурах из уроков математики.
- Начнём с небольшой разминки.
(На рабочем месте у каждого ребенка лежит белый лист бумаги, набор геометрических фигур различных цветов).
- Я буду вам показывать геометрические фигуры, а вы назовите их (красный круг, желтый квадрат, зеленый прямоугольник, синий треугольник).
Следующее задание:
Возьмите красный круг и положите его в верхний правый угол листа.
Возьмите зеленый квадрат и положите его в левый верхний угол.
Возьмите желтый прямоугольник и положите его в правый нижний угол.
Возьмите синий треугольник и положите его в левый нижний угол.
Возьмите лиловый овал и положите его в центре листа.
- Посмотрите на мой образец. У кого такой же – поднимите руку, у кого не так – исправьте ошибки (слайд 6)
( Дети выполняют самопроверку).
- Молодцы! Вы справились с заданием и показали, что вы хорошо ориентируетесь в пространстве.
Ребята, посмотрите, у нас в гостях герои мультфильма «38 попугаев».
(слайд 7, 8)
- С какой просьбой обратился однажды Удав к своим друзьям?
- С какой проблемой столкнулся герой мультфильма?
(Каждый раз длина удава получалась разной, потому что измеряли его разными мерками).
- Какие единицы измерения длины мы с вами используем в жизни?
(Работа с карточками «Меры длины») (слайд 9)
- Какая из этих мер длины самая маленькая?
- А самая большая?
- В чем измеряется длина комнаты, расстояние между городами, размер тетради?
- Сколько в 1см мм?
(1см = 10 мм)
- Какие инструменты мы используем для измерения длины предметов?
- Что изображено на линейке?
- Это короткие отрезки. Расстояние от одной точки до другой называется отрезком. Расстояние от одной большой отметки на линейке до следующей называется сантиметр.
- Сколько сантиметров на вашей линейке?
-Давайте вспомним, как правильно пользоваться линейкой. Чтобы измерить длину отрезка, как нужно приложить линейку к точке?
(так, чтобы начало отрезка совпадало с отметкой 0 на линейке)
- Начертите на листе отрезок, равный стольким сантиметрам, сколько вам лет. Подпишите его длину. Выполните взаимопроверку.
- Давайте вспомним ещё одну важную геометрическую фигуру – угол. Какие углы вы знаете? (острые, прямые, тупые)
Задание:
- У вас на партах лежат геометрические фигуры. Найдите и покажите только те фигуры, у которых есть прямые углы (квадрат, прямоугольник).
- Где у нас в классе есть прямые углы? (угол доски, салфетка, книжки, угол стола, угол комнаты, угол на потолке и т.д.)
- Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Скажите, какой инструмент может помочь нам найти прямой угол? (треугольник)
- Покажите на своих треугольниках прямой угол. Что нужно сделать, чтобы проверить, что углы действительно прямые? (ответы детей).
(Наложить прямой угол треугольника, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на угольнике).
- С помощью треугольника удобно не только определять прямые углы, но строить их. Построим прямой угол.
Проверьте правильность построений. (Выполняется взаимопроверка в парах).
- Вы хорошо поработали и, наверное, немного устали. Перед тем как приступить к дальнейшей работе проведём небольшую разминку.
5. Физкульминутка (слайд 10)
6. Практическая работа с инструкционной картой.
Учитель:
-Итак, мы повторили весь необходимый нам материал. Вернёмся к теме нашего урока. Приступим к построению чертежа, сложность заключается в том, что использовать мы будем нелинованную бумагу, поэтому вам нужно быть ещё более внимательными и соблюдать аккуратность в работе.
- Для работы нам понадобятся: измерительные инструменты: линейка и треугольник, а также карандаш, ластик. Проверьте их наличие на ваших рабочих местах.
Чтобы сориентироваться на нелинованной бумаге, потренируемся находить нужный нам угол. Я показываю, а вы его называете.
(ответы детей).
(Правый нижний, правый верхний и т.д.)
- Поставьте точку в левом верхнем углу. С него мы и начнем работать. Обратите внимание на инструкционную карту (слайд 11, 12, 13,14, 15, 16)
В первой графе указана последовательность шагов.
Во второй графе описано, что мы будем делать, а в третьей – показано как мы будем это делать.
Последняя графа подсказывает, какой инструмент нам удобно использовать при выполнении данной операции. Инструкцию читаем построчно
(Дифференцированная работа по инструкционной карте).
7.Техника безопасной работы с ножницами.
Учитель:
- Закончили работу, положили инструменты. Перед тем, как вырезать чертеж, вспомним правила безопасной работы с ножницами.
(ответы детей) (слайд 17)
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
1. Не держи ножницами концами вверх.
2. Не оставляй ножницы открытыми.
3. Не мешай товарищу во время резания.
4. Подавай ножницы товарищу кольцами.
Не забывайте, что лезвия ножниц разводят полностью, чтобы не было зубчиков.
8.Взаимопроверка и оценка выполненной работы.
Учитель швейного дела:
- А теперь обменяйтесь своими выкройками, для того чтобы проверить правильность выполнения задания. Требования, предъявляемые к вашей работе, написаны на доске (слайд 18)
(Выполняется взаимопроверка ).
Требования, предъявляемые к работе.
1. Все углы прямые.
2. Стороны попарно равны.
- Подумайте, какие ошибки были сделаны, и какую оценку вы хотели бы поставить.
9. Подведение итогов урока.
Учитель:
- Вы хорошо поработали. Настало время подвести итог урока.
(Учитель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет оценки).
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока швейного дела»
5 класс
«Построение чертежа сумки»
Цель урока:
Систематизация и использование знаний, умений и навыков, полученных на уроках швейного дела и математики при построении чертежа сумки.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Расширить представления детей о взаимосвязи уроков математики и швейного дела.
2.Учить пользоваться знаниями, полученными на других общеобразовательных предметах.
Коррекционно – развивающие:
1.Развивать умение ориентироваться в пространстве на примере работы с нелинованной бумагой.
2.Корректировать мыслительные операции (память, мышление, внимание).
3.Развивать речь обучающихся, используя подробный анализ образца изделия.
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность, ответственное отношение к работе.
Оборудование:
Набор геометрических фигур, измерительные инструменты (линейки, угольники), инструкционная карта.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель:
Добрый день, всем кто пришёл на наш урок! Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им и друг другу. И с хорошим настроением начнём работать.
2. Сообщение темы урока.
Давайте вспомним, какие изделия мы с вами сшили? (мешочек, наволочку). Вы помните, с чего мы начинали работу? Предлагаю вам составить план работы над изделием с опорой на карточки (слайд 2)
На прошлом уроке мы познакомились со швейным изделием – сумкой, определили её размер, чем будем заниматься сегодня?
3. Повторение пройденного на уроках швейного дела.
Прежде чем приступить к построению чертежа, давайте вспомним, о чём мы говорили с вами на прошлых уроках. Опираясь на план анализа изделия, расскажите все, что знаете о сумке (слайд 4)
(ответы детей).
План анализа изделия.
1. Название изделия.
2. Где применяется изделие.
3. Форма.
4. Детали.
5. Ткань
6. Швы, стежки.
Учитель:
- Какую форму имеет сумка? (форму прямоугольника)
- Сколько мерок нужно знать, чтобы построить прямоугольник?
(Ди и Ши) (слайд5)
- Для построения чертежа, нам сегодня понадобятся знания и умения, которыми вы овладели на уроках математики. Давайте проверим, что вы знаете о геометрических фигурах из уроков математики.
- Начнём с небольшой разминки.
(На рабочем месте у каждого ребенка лежит белый лист бумаги, набор геометрических фигур различных цветов).
- Я буду вам показывать геометрические фигуры, а вы назовите их (красный круг, желтый квадрат, зеленый прямоугольник, синий треугольник).
Следующее задание:
Возьмите красный круг и положите его в верхний правый угол листа.
Возьмите зеленый квадрат и положите его в левый верхний угол.
Возьмите желтый прямоугольник и положите его в правый нижний угол.
Возьмите синий треугольник и положите его в левый нижний угол.
Возьмите лиловый овал и положите его в центре листа.
- Посмотрите на мой образец. У кого такой же – поднимите руку, у кого не так – исправьте ошибки (слайд 6)
( Дети выполняют самопроверку).
- Молодцы! Вы справились с заданием и показали, что вы хорошо ориентируетесь в пространстве.
Ребята, посмотрите, у нас в гостях герои мультфильма «38 попугаев».
(слайд 7, 8)
- С какой просьбой обратился однажды Удав к своим друзьям?
- С какой проблемой столкнулся герой мультфильма?
(Каждый раз длина удава получалась разной, потому что измеряли его разными мерками).
- Какие единицы измерения длины мы с вами используем в жизни?
(Работа с карточками «Меры длины») (слайд 9)
- Какая из этих мер длины самая маленькая?
- А самая большая?
- В чем измеряется длина комнаты, расстояние между городами, размер тетради?
- Сколько в 1см мм?
(1см = 10 мм)
- Какие инструменты мы используем для измерения длины предметов?
- Что изображено на линейке?
- Это короткие отрезки. Расстояние от одной точки до другой называется отрезком. Расстояние от одной большой отметки на линейке до следующей называется сантиметр.
- Сколько сантиметров на вашей линейке?
-Давайте вспомним, как правильно пользоваться линейкой. Чтобы измерить длину отрезка, как нужно приложить линейку к точке?
(так, чтобы начало отрезка совпадало с отметкой 0 на линейке)
- Начертите на листе отрезок, равный стольким сантиметрам, сколько вам лет. Подпишите его длину. Выполните взаимопроверку.
- Давайте вспомним ещё одну важную геометрическую фигуру – угол. Какие углы вы знаете? (острые, прямые, тупые)
Задание:
- У вас на партах лежат геометрические фигуры. Найдите и покажите только те фигуры, у которых есть прямые углы (квадрат, прямоугольник).
- Где у нас в классе есть прямые углы? (угол доски, салфетка, книжки, угол стола, угол комнаты, угол на потолке и т.д.)
- Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Скажите, какой инструмент может помочь нам найти прямой угол? (треугольник)
- Покажите на своих треугольниках прямой угол. Что нужно сделать, чтобы проверить, что углы действительно прямые? (ответы детей).
(Наложить прямой угол треугольника, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на угольнике).
- С помощью треугольника удобно не только определять прямые углы, но строить их. Построим прямой угол.
Проверьте правильность построений. (Выполняется взаимопроверка в парах).
- Вы хорошо поработали и, наверное, немного устали. Перед тем как приступить к дальнейшей работе проведём небольшую разминку.
5. Физкульминутка (слайд 10)
6. Практическая работа с инструкционной картой.
Учитель:
-Итак, мы повторили весь необходимый нам материал. Вернёмся к теме нашего урока. Приступим к построению чертежа, сложность заключается в том, что использовать мы будем нелинованную бумагу, поэтому вам нужно быть ещё более внимательными и соблюдать аккуратность в работе.
- Для работы нам понадобятся: измерительные инструменты: линейка и треугольник, а также карандаш, ластик. Проверьте их наличие на ваших рабочих местах.
Чтобы сориентироваться на нелинованной бумаге, потренируемся находить нужный нам угол. Я показываю, а вы его называете.
(ответы детей).
(Правый нижний, правый верхний и т.д.)
- Поставьте точку в левом верхнем углу. С него мы и начнем работать. Обратите внимание на инструкционную карту (слайд 11, 12, 13,14, 15, 16)
В первой графе указана последовательность шагов.
Во второй графе описано, что мы будем делать, а в третьей – показано как мы будем это делать.
Последняя графа подсказывает, какой инструмент нам удобно использовать при выполнении данной операции. Инструкцию читаем построчно
(Дифференцированная работа по инструкционной карте).
7.Техника безопасной работы с ножницами.
Учитель:
- Закончили работу, положили инструменты. Перед тем, как вырезать чертеж, вспомним правила безопасной работы с ножницами.
(ответы детей) (слайд 17)
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
1. Не держи ножницами концами вверх.
2. Не оставляй ножницы открытыми.
3. Не мешай товарищу во время резания.
4. Подавай ножницы товарищу кольцами.
Не забывайте, что лезвия ножниц разводят полностью, чтобы не было зубчиков.
8.Взаимопроверка и оценка выполненной работы.
Учитель швейного дела:
- А теперь обменяйтесь своими выкройками, для того чтобы проверить правильность выполнения задания. Требования, предъявляемые к вашей работе, написаны на доске (слайд 18)
(Выполняется взаимопроверка ).
Требования, предъявляемые к работе.
1. Все углы прямые.
2. Стороны попарно равны.
- Подумайте, какие ошибки были сделаны, и какую оценку вы хотели бы поставить.
9. Подведение итогов урока.
Учитель:
- Вы хорошо поработали. Настало время подвести итог урока.
(Учитель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет оценки).