Конспект урока на тему: "Хлеб. Хлебобулочные изделия"
Конспект урока на тему: "Хлеб. Хлебобулочные изделия"
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с историей возникновения хлеба, хлебопечения; с профессиями, существующими в хлебопекарной промышленности; научить технологии приготовления блюд из черствого хлеба.
Воспитательная: способствовать воспитанию бережливого отношения к хлебу, показать значение человеческого труда, ценить и уважать свой и чужой труд.
Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса в мире профессий, развивать умения и навыки в приемах работы с хлебобулочными изделиями.
Урок состоит из этапов:
1. Организационная часть урока.
2. Изложение нового материала.
Вопрос к учащимся: Какой продукт питания вы считаете самым главным и необходимым для жизни человека, какими пословицами и поговорками можете подтвердить это (ответы учащихся).
Хлеб – один из самых главных продуктов питания в жизни человека, он обеспечивает нас большим количеством незаменимых питательных веществ.
История ведет нас вглубь веков.
В Древнем Египте разрыхляли тесто с помощью дрожжей. О том, как труден и тяжел труд пекаря, говорили рисунки на пирамиде Тутанхамона.
Искусство приготовления хлеба постепенно перешло в Древнюю Грецию.
Ученые полагают, что первый хлеб был испечен более 15 тысяч лет назад.
Хлеб – «некоронованный король» на столе разных народов.
Выпечкой хлебобулочных изделий занимается хлебопекарная промышленность. Ассортимент продукции делится на хлебные, булочные, сдобные, бараночные, сухарные изделия.
В хлебопекарной промышленности заняты рабочие разных специальностей, такие как пекарь, тестовод, кондитер, дрожжевар и другие профессии.
Например, в Древнем Риме 2 000 лет назад установили 13-метровый монумент потомственному пекарю Марку Вергилию Эврисаку.
В России, в 19 веке, труд пекаря был одним из самых тяжелых.
В настоящее время труд в пекарнях механизирован, хотя и остается физически тяжелым трудом. Работникам хлебопекарной промышленности приходится работать не только днем, но и ночью.
Хлебозаводы оборудованы машинами-автоматами, холодильными установками, тепловыми и варочными аппаратами.
С незапамятных времен люди знали секрет приготовления дрожжевого теста. Взять, к примеру, вкусный, ароматный, черный хлеб, которые многие любят.
Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на Земле.
Дети, не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережнее! Если остались несъеденные кусочки, сделайте из них сухарики, тосты, испеките запеканку, оладьи.
Ассортимент блюд из черствого хлеба: суп с хлебными сухариками, сырные хлебцы, пирог с яблоками, хлебный квас, запеканка из ржаного хлеба.
3.Вводный инструктаж.
4. Текущий инструктаж:
5. Заключительный инструктаж.
6. Уборка рабочих мест, мытье посуды, уборка кабинета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Хлеб. Хлебобулочные изделия"»
5 класс
Раздел: Технология приготовления пищи.
Тема урока: Хлеб. Хлебобулочные изделия
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с историей возникновения хлеба, хлебопечения; с профессиями, существующими в хлебопекарной промышленности; научить технологии приготовления блюд из черствого хлеба.
Воспитательная: способствовать воспитанию бережливого отношения к хлебу, показать значение человеческого труда, ценить и уважать свой и чужой труд.
Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса в мире профессий, развивать умения и навыки в приемах работы с хлебобулочными изделиями.
Объект труда: запеканка из черствого хлеба.
Методы обучения: беседа, рассказ, инструктаж, практическая работа, работа с технологической документацией, контроль со стороны учителя.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Материально – техническое оснащение:
Для практической работы: технологические карты, оборудование учебного кабинета, кухонные приспособления и инструменты, столовые приборы, чайный сервиз, скатерть, вазы.
Литература:
***М.Й.Скопцова Технология Обслуживающий труд. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
***В.В.Похлебкин Занимательная кулинария. – М.: Центрополиграф, 2003.
Ход урока:
1. Организационная часть урока.
(контроль посещаемости, проверка рабочей одежды и готовности к занятию).
2. Изложение нового материала.
Вопрос к учащимся: Какой продукт питания вы считаете самым главным и необходимым для жизни человека, какими пословицами и поговорками можете подтвердить это (ответы учащихся).
Хлеб – один из самых главных продуктов питания в жизни человека, он обеспечивает нас большим количеством незаменимых питательных веществ.
Наши предки употребляли в пищу предварительно замоченные в воде семена диких злаков. Среди них они обратили внимание на зерна пшеницы. Кто, где и когда впервые бросил в землю щепоть пшеничных зерен? Кто собрал первый урожай?
История ведет нас вглубь веков. Первоначально, люди ели зерна злаков в сыром виде. Затем они стали растирать их между камнями, смешивать с водой, получая жидкую кашицу. Вот так, в раннем неолите была изобретена каменная зернотерка. Вот тогда и появилась в пище человека первое кондитерское изделие – пресные лепешки, которые пеклись на раскаленных камнях. Это было чудесное открытие.
В Древнем Египте разрыхляли тесто с помощью дрожжей. О том, как труден и тяжел труд пекаря, говорили рисунки на пирамиде Тутанхамона. В городе Пуп (Египет) можно увидеть маленькую статуэтку месителя теста. Искусство приготовления хлеба постепенно перешло в Древнюю Грецию. В то время хлеб был очень дорог и купить его могли лишь знатные люди. Читая Гомера, мы узнаем, что аристократы считали хлеб особым блюдом. Богатство хозяина оценивалось тем, какое количество хлеба подносили гостям. Именно из Древней Греции к нам пришло слово «хлеб» (от греческого «либанос» - специальные формы горшков для выпечки хлеба). Позднее это слово трансформировалось во многих других языках. Хлебопеки древней Греции знали несколько видов хлеба и продавали их по разной цене. Спартанцы считали хлеб роскошью и ели его только по праздникам.
Ученые полагают, что первый хлеб был испечен более 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная шесть тысяч лет назад.
Хлеб – «некоронованный король» на столе разных народов.
Хлеб – символ гостеприимства и достатка. Любой дастархан у казахского народа обязательно сопровождается лепешками из пшеничной муки и баурсаками. Баурсаки пользуются наибольшей популярностью из всех печеных изделий. У русского народа исстари сложилась традиция встречать гостей хлебом и солью. Мучные изделия входят в меню всех национальных кухонь.
Выпечкой хлебобулочных изделий занимается хлебопекарная промышленность. Ассортимент продукции делится на хлебные, булочные, сдобные, бараночные, сухарные изделия.
Кроме того, хлебопекарные предприятия вырабатывают значительное количество мучных кондитерских изделий: печенье, пряники, вафли, торты, кексы и другие изделия.
Число изделий хлебопекарной промышленности превышает 1500 наименований.
В хлебопекарной промышленности заняты рабочие разных специальностей, такие как пекарь, тестовод, кондитер, дрожжевар и другие профессии.
Например, в Древнем Риме 2 000 лет назад установили 13-метровый монумент потомственному пекарю Марку Вергилию Эврисаку.
В России, в 19 веке, труд пекаря был одним из самых тяжелых. А.М.Горький в рассказе «Двадцать шесть и одна» писал о нем: «Изо дня в день в мучной пыли, в грязи, натасканной нашими ногами со двора, в густой пахучей духоте мы рассучивали тесто и делали крендели, смачивая их нашим потом, и мы ненавидели нашу работу острой ненавистью ….»
В настоящее время труд в пекарнях механизирован, хотя и остается физически тяжелым трудом. Работникам хлебопекарной промышленности приходится работать не только днем, но и ночью.
Хлебозаводы оборудованы машинами-автоматами, холодильными установками, тепловыми и варочными аппаратами. Широкое использование различных автоматов и полуавтоматов, сложных установок предъявляют к квалификации рабочих-пекарей-кондитеров повышенные требования.
С незапамятных времен люди знали секрет приготовления дрожжевого теста. Наши хлебобулочные изделия по качеству намного превосходят зарубежные. Взять, к примеру, вкусный, ароматный, черный хлеб, которые многие любят. Как тут не вспомнить «Путешествие в Арзум», А.С.Пушкина, в котором он цитирует слова своего приятеля: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься!»
Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на Земле. Наша страна, Казахстан, является одним из крупных производителей и экспортером зерновых, поэтому каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Но не все знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Его стоимость вовсе не та, что определяется деньгами, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание зерна и изготовление хлеба. Хлеб заслуживает бережного отношения – ведь в него вложен труд миллионов людей. И воспитывать уважение к нему необходимо с детства.
Дети, не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережнее! Если остались несъеденные кусочки, сделайте из них сухарики, тосты, испеките запеканку, оладьи.
Ассортимент блюд из черствого хлеба: суп с хлебными сухариками, сырные хлебцы, пирог с яблоками, хлебный квас, запеканка из ржаного хлеба.
3.Вводный инструктаж.
Демонстрация иллюстрации запеканки из черствого хлеба.
Разбор технологической карты (Приложение).
Показ последовательного выполнения технологических приемов приготовления запеканки из черствого хлеба.
Безопасные приемы труда.
4. Текущий инструктаж:
- Первый обход: проверить организацию рабочего места и выполнение правил техники безопасности во время работы с ножом, при работе с чудо - печью.
- Второй обход: проверить правильность выполнения технологической операции приготовления запеканки.
- Третий обход: проверка правильности технологии приготовления запеканки.
Приемка и оценивание работы.
5. Заключительный инструктаж.
Анализ характерных ошибок и их причин при запекании изделий из черствого хлеба.
Выставление оценок учащимся.
Домашнее задание: приготовить блюдо из черствого хлеба в домашних условиях, сделать запись в тетрадь рецепта блюда.
6. Уборка рабочих мест, мытье посуды, уборка кабинета.
Технологическая карта «Запеканка из черствого хлеба с яблоками».
Продукты:
Хлеб — 100 г Яблоки — 1 шт. Сахар — 2 ч. ложки. Маргарин — 1ч. Ложка. Молоко — 3 ст. ложки. Яйцо — '/4 шт. Масло сливочное — 1ст. ложка. Корица — по вкусу.
Ход работы:
1. Черствый хлеб натереть на терке и перемешать с корицей и частью сахара.
2. Яблоки очистить от сердцевины и нарезать ломтиками.
3. Смешать масло сливочное, часть сахара, молоко.
4. Сковороду или противень смазать жиром и кладут слоями: хлеб тертый, затем яблоки, посыпанные сахаром; сверху должен быть хлеб.
5. Залить все смесью молока и яиц и запекать в духовке 25 - 30 минут.
Подавать запеканку горячей или холодной с молоком.